schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Упражнения по фонетике

Ф1. Чем различаются (и всегда ли различаются) следующие пары слов? Затранскрибируйте эти слова.

Мать - мять, съест - съезд,  сесть - съесть, плод - плот, нить - ныть, был - бил, шутка - жутко. 

 

Ф2. Затранскрибируйте слова.

Пригород, город, городской; ядро, ядерный, ядрёный; мёд, медовый, о мёде; карьера, карьерист, карьерный; мой, моя, моё, моего, о моём; часики, часы, часовой, в часах; сердце, сердечный, в сердцах; шёлк, шелка, шелковистый; просим, просить, просьба; переносица, переносится, переноситься. 

Ф3. Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы. 

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями 

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. 

(А.С. Пушкин)

Ф4. Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

(Б.Л. Пастернак)

Ф5Затранскрибируйте текст. Не забывайте расставлять паузы.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. (М.Ю. Лермонтов)

 

Ф6. Затранскрибируйте слова. Отметьте все процессы, связанные с позицией звуков в слове.

Образец: косьба [к∧з'ба] - редукция гласного первой степени [∧], ассимиляция по звонкости [з']; чтоб [шт°оп] - диссимиляция [ш], лабиализация [т°], оглушение в абсолютном конце слова [п]

Вокзал, отбой, сжалиться, любовь, подпереть, просьба, грядка, город, сбор.

 

Ф7. Затранскрибируйте предложение

Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. 

 

Ф8. Дайте письменные ответы на вопросы

А) Какие звуки называют фрикативными? Перечислите их. 

Б) В чём особенность звуков [ц] и [ч]?

В) Выпишите и затранскрибируйте только те слова, в которых наблюдается редукция гласных второй степени

именины, имя, именной, банты, бантиком, ветер, вечерний, весна, школа. 

Г) Выпишите и затранскрибируйте только те слова, в которых наблюдается ассимиляция по глухости:

сказка, подбежать, молотьба, подшутить, штаб, стащить, сдали, плод, к делу, пробка, брошка, ножка.