М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Лексикология"

Л0. Экспресс-опрос по теории. Запишите краткие ответы на вопросы 1-5. 

1. Лексикология изучает (что?) ______________________________

_____________________________________________________________

 

2. Чем слово отличается от словоформы? Приведите примеры.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

3. Перечислите функции слова:       1) __________________________

   2) __________________________ 3) __________________________

   4) __________________________

 

4. Что такое денотат?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

5. Что такое сигнификат?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Л1. Выделите не менее трёх сем в каждом из данных слов. Запишите определение каждого слова.  

Образец

Торшер: 1) светильник, 2) электрический, 3) высокая подставка

Торшер - электрический светильник на высокой подставке. 

  1. Стол.
  2. Бра.
  3. Геральдика.
  4. Изразец.
  5. Икебана.
  6. Экспромт.
  7. Соавтор.
  8. Невежа.
  9. Ностальгия.
  10. Мансарда.

 

Л2. А) Выпишите из текста все антонимы. Какие из них являются контекстуальными? Б) Где и с какой целью использован приём перифразы? Выпишите все примеры использования перифразы. В) Подберите синонимы к выделенным словам. 

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

 (А.С. Пушкин)

 

Л3. Подберите и запишите подходящие по смыслу антонимы к прилагательным, сохраняя существительные исходных словосочетаний. 

Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжёлый день, тяжелый чемодан.

 

Л4. Составьте 5-6 предложений, используя данные словосочетания (в каждом предложении должно быть не менее двух данных словосочетаний).

Укажите количество лексем в каждом составленном вами  предложении.

В каких случаях прилагательные являются коннотативно нейтральными? Сформулируйте принцип коннотативной нейтральности

А) Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз);

Б) мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук);

В) сухой (ответ, погода, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон).

 

Л5. Устное задание: вместо точек вставьте нужное слово; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода (возведён, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.

2. В зависимости от конкретных условий установка может быть (построена, смонтирована, создана, установлена) как на открытой площадке, так и в помещении.

3. Технолог Малинина предложила  (переделать, преобразовать, модернизировать) конструкцию двух (больших, крупных, огромных) горизонтально-расточных станков.

4. Известно  (любому, всякому, каждому), что даже самые  (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.

5. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.

 

Л6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите количество лексем в каждом предложении. Выделите оценочную лексику; укажите её функционально-стилевую принадлежность и стилистическую роль в данном контексте.

1. Будь я романистом я сказал бы преступления и страсти отметили его чело роковой печатью но я не романист и говорю просто физиономия его была хищна жалка и изношена в силу гармонии этих причин она не вызывала никакого доверия к себе (М. Горький).

2. Дом № 7 по Перелешинскому переулку не принадлежал к лучшим зданиям Старгорода. Два его этажа построенные в стиле Второй империи были украшены львиными мордами необыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ровно восемь по числу окон выходящих в переулок. Помещались эти львиные хари в оконных ключах (Ильф и Петров).

3. Был лунный вечер. Остап нёсся по серебряной улице легко как ангел отталкиваясь от грешной земли. Ввиду несостоявшегося превращения Васюков в центр мироздания бежать пришлось не среди дворцов а среди бревенчатых домиков с наружными ставнями (Ильф и Петров).

 

Л7. Укажите стилистические недочёты в отрывках из статей и других газетных материалов. Замените слова, употребление которых стилистически неуместно; отредактируйте предложения.

1. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений.

2. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим, приглушают шум в городах.

 3. Из детских садиков, расположенных на улице Ленина, стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного.

4. Мы усекли все указания и подключились к работе, начав перестраивать ее в том направлении, в котором рекомендовалось министерством.

5. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет от футбола (заголовок статьи «МК»).

 

 Л8. Перепишите предложения, устраняя речевые ошибки.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 

2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.

3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.

4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.

6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

8. Обмороженные стёкла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

9. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи.

10. Нас встречали с подкупающей теплотой, как самых дорогих гостей.

11. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.

12. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

 

Л9. Отредактируйте предложения с учётом их информативной недостаточности.

1. Сдаётся квартира с ребёнком.

2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.

7. Доставка груза производится вертолётом по бездорожью.

8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остаётся надолго.

9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность.

10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учёными.

 

Л10. Отредактируйте предложения с учётом их информативной избыточности.

1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов.

2. Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

3. Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.

4. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.

5. Комплекс нерешённых проблем надо решать комплексно.

 

Л11. Определите тип речи в каждом фрагменте. (Образец: 1 – описание, 2 – рассуждение и т.д.).

1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза (по А. Толстому).

2. Стакан  геркулесовых  хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне 15 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

3. На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

4. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё  прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря Бово Дантона, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

5. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь)

 

Л12. Подберите к данным существительным синонимы.

Образец. Актёр – артист

Танцовщица, доктор, метель, школьник, беда, преподаватель, режим, боец.

 

Л13. Подберите к данным существительным синонимы с шипящей на конце слова.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

 

Л14. Выпишите синонимы парами в столбик.

Армия, ливень, буря, аромат, правда, еда, войско, жара, ураган, огонь, запах, зной, корабль, пламя, судно, пища, истина, дождь.

 

Л15. Замените имена существительные в данных словосочетаниях синонимами, согласуя прилагательные с существительными.

Образец: Радостная весть – радостное известие.

Мощная крепость, летний зной, страшный ураган, тёмная туча, сильное беспокойство.

 

Л16. Найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Давайте, друзья, попробуем оглянуться в будущее.

2. Через весь роман проходит фабула патриотизма.

3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.

4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком.

5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение.

6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздрёвым, Плюшкиным.

7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

 

Л17. Найдите речевые и стилистические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1. Повесть написана ярким, калорийным языком.

2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.

3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология.

4. Большое значение в романе играют женские образы.

5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта.

6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю.

7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одёжка Плюшкина.

 

Л18. Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трём типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.

2. Гринёв сочинил песенку и понёс её Швабрину для рассмотрения.

3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.

4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка.

5. К пристани подъехала карета, из неё вылезла прекрасная девушка.

6. В Краснодоне молодые патриоты своей родины организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”.

7. Задрав голову, дама с тоской смотрела на любимого.

8. Им овладела ностальгия по прошлому.

 

Л19. Выберите подходящий вариант паронима:

  1. В нём проснулся (ярый, яростный) рыболов.
  2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
  3. Вода (удивительно, удивлённо) блестит на солнце.
  4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
  5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
  6. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
  7. По дороге двигался (конный, конский) отряд.
  8. Город (встряхнул, стряхнул) оцепенение будней.
  9. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
  10. (Абонемент, абонент) не отвечает. 
  11. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
  12. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 
  13. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
  14. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 
  15. (Жилой, жилищный) фонд города не растёт.
  16.  Заместитель директора поставил свою (подпись, роспись) в приказе. 
  17.  Футболисты нашей команды (сравняли, сровняли) счёт на сорок пятой минуте. 
  18. На юбилее Ивана Сергеевича гости произносили (здравицы, здравницы).
  19.  Руководители предприятий поделились опытом (экономического, экономичного) ведения расчётов. 
  20.  В фильме "Война и мир" (главные, заглавные) роли сыграли известные актёры. 

   21. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

 

 

Л20. Исправьте ошибки в употреблении паронимов. Обратите внимание на то, что в некоторых предложениях допущены две ошибки. 

  1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
  2. Мы вышли к лесистому озеру.
  3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
  4. Расцвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
  5. Этот человек, любивший опасные переходы, был очень рискованным. 
  6. Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
  7. На сборочном пункте было много народу, но работы ещё не зачинались.

 

Л21Перепишите, исправляя ошибки лексической валентности (сочетаемости слов).

1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с весёлыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим, и это станет поводом для анализа наших перерасчётов. 

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист, и солнце греет ярче, и дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки, которые удачливо сочетались с её новым платьем. 

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчётов.

19. Это произошло глубокой весной, когда уже зазеленела трава и вовсю сияло солнце. 

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У неё были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

 

Л22. ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. 

(3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

(6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

(по Б. Короткову)

1. Сколько микротем в данном тексте?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

2. К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к деловому

3. Каков тип речи текста?

1) описание

2) рассуждение

3. повествование

4) повествование с элементами рассуждения

4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?

1) с 6-м

2) со всеми предыдущими предложениями

3) с 1-м

4) с 3-м

5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы

2) ряды однородных членов, метафора, гипербола

3) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха

4) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов

6. Подберите синоним к слову разговор.

7. Подберите к слову разместить однокоренные слова разных частей речи .

Источники заданий: http://bugaga.net.ru/ege/rus/ и учебное пособие по стилистике И. Голуб