schoolexpert@yandex.ru
Авторы М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Словосочетание"

1. Расставьте знаки препинания. Разбейте предложение на словосочетания.

 

Ему было всё равно Пьер (н..)что в жизни не сч..тал делом большой важности и под вл..янием тоски которая теперь  овл..дела им он (н..)дорожил н.. своею свободою н.. своим упорством в нак..зании жены.

 

2. Сделайте разбор словосочетаний: отметьте главное слово, укажите тип подчинительной связи.

Озеро в горах, плавать увере..о, очень стра..о, отличное настр..ение, совсем близко, пр..ятное времяпр..провождение, чр..звычайно полезный, отл..жить отъезд, (по)детски забавно, весьма заботливый, весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, тур..стическая база, обл..ко над морем, долго смотреть, син..ватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумч..во слушать, учить прав..ло, любить литературу. 

 

3. Перепишите предложения, выпишите все возможные словосочетания в таблицу:

 

   Согласование       Управление       Примыкание   

 

 

   

 

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки)

2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица)

3) Передо мной стоял старик с белыми волосами любезной улыбкой и пр..красными голубыми глазами. (И. Тургенев)

4) Трое парнишек в куртках ремесле..ого училища ср..жались в домино с сухим бел..бородым стариком. (Ю. Яковлев)

5) Дубовый листок оторвался от ветки р..димой. (М. Лермонтов)

6) А то вдруг налетит порыв ветра и закружит...ся в лесу шуршащая золотая м..тель. (В. Солоухин)

7) Ко мне вош..л молодой офицер с лицом смуглым и (не)красивым. (А. Пушкин)

8) Когда зала..ла собака в одном из домов заж..гся свет.

9) Нам с братом в гости..ицу привезли с рынка шоколадных конфет.

 

4 Разделите сложные словосочетания на простые. Укажите тип подчинительной связи. 

На­ша любимая школа верховой езды, водил за нос проверяющую комиссию, второй партизанский отряд, новая ножка стола для раскатывания теста, не иметь ни кола ни двора, пенал старательного ученика Миши, расположенный слева ящичек с рисунками, приготовил кофе по-варшавски, постоянно били баклуши, чрезвычайно опасный участок просёлочной дороги, детски простодушный ответ, похожий на отца ребёнок, заплатить восемь копеек, внезапно поймать окуня, быстро разрубить гордиев узел, выехать из города на выходные, перепрыгнуть через журчащий ручей, произнёс ни к селу ни к городу, очень устать после непростого рабочего дня, резко повернуть назад в связи с изменением маршрута. 

 

5. Составьте словосочетания с паронимами, подбирая к словам первой группы главное слово, а к словам второй группы – зависимое слово.

1) Соседний, соседский; водный, водяной, водянистый; горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дарёный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Прибывать, пребывать; обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.