schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Упражнения по теме "Сложное предложение"

1. Перепишите текст, расставляя знаки препинанияВыделите грамматические основы. В сложноподчинённых предложениях укажите вид придаточных. 

1) Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам не было бы войны но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу тоже войны не могло бы быть.

2) Тоже не могло бы быть войны ежели бы не было интриг Англии и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре и не было бы самодержавной власти в России и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи и всего того что произвело французскую революцию и так далее.

3)Без одной из этих причин ничего не могло бы быть.

4) Стало быть причины эти все миллиарды причин совпали для того чтобы произвести то что было.

5) И следовательно ничто не было исключительной причиной события а событие должно было совершиться только потому что оно должно было совершиться.

6) Должны были миллионы людей отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума идти на Восток с Запада и убивать себе подобных точно так же как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей убивая себе подобных.

7) Действия Наполеона и Александра от слова которых зависело казалось чтобы событие совершилось или не совершилось были так же мало произвольны как и действие каждого солдата шедшего в поход по жребию или по набору.

8) Это не могло быть иначе потому что для того чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей от которых казалось зависело событие) была исполнена необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств без одного из которых событие не могло бы совершиться.

9) Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех разумность которых мы не понимаем).

10) Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее. (Л.Н. Толстой)

 

2. Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. 

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. (Саша Чёрный)

2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам)

3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней.

4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов)

5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. (Н. Гумилёв)

6) Но тих был взгляд моих очей и сердце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв)

7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа.

8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова)

9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок)

10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков)

11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

 

3Перепишите предложения, вставляя знаки препинания и  пропущенные буквы. Предложения, обозначенные индексом 4, разберите синтаксически

1) Страшный вид поля сражения усея..ого трупами и ране..ыми тяжесть головы и известия об убитых и ране..ых в бою двадцати знакомых генералах сознание бе..ильности своей прежде сильной руки произвели неожида..ое вп..чатление на Наполеона который обыкнове..о любил ра..матривать  убитых испытывая тем самым как он думал свою душевную силу4.

2)В этот день однако ужас..ный вид поля сражения победил в нём ту душевную силу в которой он пол..гал оч..видно свою заслугу и в..личие.

3) Он сидел на складном стуле ж..лтый опухший тяж..лый с мутными глазами красным носом и охрипшим голосом (н..)вольно пр..слушиваясь к звукам п..льбы и (н..)подн..мая глаз с болезне..ой тоской ож..дая конца того дела которому он сч..тал себя пр..час..ным но которого разумеет..ся (н..)как (н..)мог ост..новить.

4) Личное человеческое чу..ство на короткое (н..)заметно пром..лькнувшее мгновение взяло верх над тем и..ку..тве..ым призраком жизни которому он служил уже д..вно ведь он на себя п..р..носил те страдания и ту смерть виде..ые им на поле сражения а тяжесть головы напом..нала ему о возможности и для него страданий и смерти.

5) В эту минуту он (н..)хотел для себя (н..)Москвы (н..)победы (н..)славы да и какой ещё ему нужно было славы?4

6) Одно чего он и в самом деле желал сейчас для себя чего ждал с (н..)терпением отдыха спокойствия и свободы но когда он был на Семёновской высоте начальник арти..ерии пр..дложил ему выставить несколько б..тарей на эти (н..)пр..ступные высоты что(бы) усилить огонь по столпивш..мся русским войскам и Наполеон согл..сился и предл..жил пр..ве..ти ему известие о том какое действие произв..дут эти б..тареи.

7) И без его усилий делалось то чего он хотел и он р..(с,сс)пор..жался только (по)тому что думал что от него ждали пр..казания и он опять перенё..я в свой преж..ний и(с,сс)ку(с,сс)тве..ый мир призрака какого(то) величия и опять как та лошадь ходящая на покатом колесе привода воображает себе как(будто) она что(то) делает для себя он покорно стал исполнять ту жестокую печальную тяжёлую (н..)человеческую ми..ию которая была ему пр..дназначена и (н..) на один только час и день были помраче..ы ум и совесть этого человека тяжелее всех других учас..ников этого дела п(е,и)р(е,и)носившего на себе всю тяжесть совершавшегося но и (н..)когда до конца жизни своей (н..)мог понимать он (н..)добра (н..)красоты (н..)исти..ы (н..)значения своих поступков слишком прот..воположных добру и правде и далёких от всего человеческого что(бы) он мог понимать их значение4 (Л.Н. Толстой)