schoolexpert@yandex.ru
Авторы М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Вводные упражнения по синтаксису и пунктуации

1. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите тип синтаксической связи в каждом из них

Он тихо сидел с книгой возле открытого окна гостиной, задумчиво глядел меж стволов деревьев в палисаднике на грязную речку в лугах, на деревню за речкой: изнемогая от блаженной хлопотливости, очень громко кричали грачи в голых вековых берёзах в соседнем помещичьем саду, и только лозины покрывались там желтоватой зеленью...  (По И.А. Бунину)

2. 

Раз ночью был обломный дождь впрочем вскоре горячее солнце как-то сразу вошло в силу и весна потеряла свою кротость и бледность и всё вокруг на глазах стало меняться не по дням а по часам. Гуще и ярче засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью залиловели и запахли серые кисти сирени и уже появилось множество чёрных мух на её тёмно-зелёной глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На фруктовых деревьях яблонях грушах ещё были видны ветви. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми происходящими вокруг него весенними изменениями. Но Катя не только не отступала не терялась среди них а напротив участвовала в них и всему придавала себя свою красоту расцветающую вместе с расцветом весны и сад казалось белел всё светлее и небо синело всё темнее. (По И.А. Бунину)

3. Перепишите предложения, расставляя знаки и объясняя их расстановку

  1. Через несколько часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. 
  2. Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись (4) поражающие взгляд путника (5) поля.
  3. Фигурные (1) цветные изображения украшают тексты (2) и поля рукописей (3) и вместе с текстом составляют красочное (4) и тонкое декоративное (5) целое.  
  4. Вскоре (1) однако (2) Николай был произведён в ротмистры (3) и (4) когда полк был поставлен на военное положение (5) и появились новые боевые задачи (6) опять получил свой прежний эскадрон (7) в котором (8) разумеется (9) его помнили и любили.
  5. Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.
  6. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы. 
  7. Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) и (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу призна́ешь превосходство парохода над парусником.
  8.  Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон (5) и поглотил поляну (6) словно сомкнулись над ней зелёные волны. 
  9. В почтовом ящике (1) оказалось (2) сразу несколько писем (3) и (4) если бы не строгий запрет командира (5) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (6) нет ли весточки из дома.
  10. Когда в Подмосковье (1) гонимые холодным ветром (2) клочья серых туч (3) бежали по беспросветному небу (4) и (5) раскачиваясь (6) стонали берёзы и сосны (7) я воспользовался отпуском (8) и поехал в Крым.
  11. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.
  12. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) подошла к клетке с птицами (4) и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (5) хотя они были полны.

 

3. Расставьте знаки препинания (в соответствии с правилами пунктуации, а не в соответствии с тем, как это написано у автора). Выделите грамматические основы. Дайте синтаксическую характеристику каждому предложению с точки зрения структуры: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное или сложное с разными видами связи.

Из произведений Агнии Львовны Барто

1) Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка.

2) Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь не утонет в речке мяч.

3) Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине кот кататься не привык опрокинул грузовик.

4) Я люблю свою лошадку причешу ей шёрстку гладко гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

5) Уронили мишку на пол оторвали мишке лапу всё равно его не брошу потому что он хороший.

Из произведений Самуила Яковлевича Маршака

6) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

7) Взявши под мышку дочь и мартышку мчится вприпрыжку по «Англетер» мистер Твистер бывший министр мистер Твистер миллионер.

8) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.

9) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.

10) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.

11) Пенятся волны и мчится вперёд многоэтажный дворец-пароход.

12) В белых каютах дворца-парохода вы не найдёте цветного народа негров малайцев и прочий народ в море качает другой пароход.

Из произведений Владимира Владимировича Маяковского

13) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.

14) Я планов наших люблю громадьё размаха шаги саженьи я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженье.

15) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима.

 

4Укажите грамматически верное продолжение предложения. Запишите верный вариант, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

  •    Усевшись на земляной насыпи

а) зрителям хорошо был вид..н весь ст..дион;

б) игры проходили под восторже..ые крики б..лельщиков;

в) зрителям открылся пр..крас..ный обзор всего поля;

г) зрители могли наблюдать за ходом проходивших уже вторую неделю сор..внований;

д) у болельщиков появилась зам..чательная возможность отслеживать ход игры.

 

  • Переводя текст

а) мне понадоб..лся содержащий техническую лексику словарь;

б) должны учитыват..ся и тип и стиль речи;

в) меня пор..зило (не)сходство эмоциональной окраски близких по значению слов;

г) обдумывает..ся его структура и стил..стические особе..ости;

д) учитывайте (не)только лексическое но и гра..атическое значение слов.

 

  • Поднявшись на смотровую площадку

а) охватывает в..лнение от открывающихся видов;

б) город вид..н как на ладони;

в) сможете увид..ть все достопр..мечательности города;

г) открывает..ся вел..колепный вид на город;

д) голова кружит..ся от (не)обыкнове..ой красоты.