ВСП1. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите тип синтаксической связи в каждом из них.
Он тихо сидел с книгой возле открытого окна гостиной, задумчиво глядел меж стволов деревьев в палисаднике на грязную речку в лугах, на деревню за речкой: изнемогая от блаженной хлопотливости, очень громко кричали грачи в голых вековых берёзах в соседнем помещичьем саду, и только лозины покрывались там желтоватой зеленью... (По И.А. Бунину)
ВСП2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Отметьте предикативы и полупредикативы в каждом предложении.
Раз ночью был обломный дождь впрочем вскоре горячее солнце как-то сразу вошло в силу и весна потеряла свою кротость и бледность и всё вокруг на глазах стало меняться не по дням а по часам. Засинело небо густое и яркое быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью залиловели и запахли серые кисти сирени и уже появилось множество чёрных мух на её тёмно-зелёной глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На фруктовых деревьях яблонях грушах ещё были видны ветви. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми происходящими вокруг него весенними изменениями. Но Катя не только не отступала не терялась среди них а напротив участвовала в них и всему придавала себя свою красоту расцветающую вместе с расцветом весны и сад казалось белел всё светлее и небо синело всё темнее. (По И.А. Бунину)
ВСП3. Перепишите предложения, расставляя знаки и объясняя их расстановку.
- Взглянув на часы и махнув рукой Юре Валерка в прихожей торопливо намотал давно не согревавший шею шарф да надел пальто.
- Выбежав наконец на улицу перевёл дух и нашёл на фасаде дома светившиеся Юркины окна.
- Три окна расположенных на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
- В 1942 году в разгар лета ребята поехали на грузовой машине захватив нотные тетради и музыкальные инструменты и танцевальные костюмы.
- На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов и танцевала Рая Иванова.
- По щекам моряков не раз смотревших смерти в лицо текли слёзы.
- Панченко ординарец мой сонный и зевающий босиком стоит на пороге.
- Мои родители соблюдали строгую очерёдность одно письмо непременно приходило от отца другое от мамы.
- И я рисовал когда-то давно это было примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе.
- Глубокая и тихая вода лакированно блестела словно в реку вылили масло и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели тонкие берёзки тронутые желтизной.
ВСП4. Укажите номер предложения, затем без пробелов цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Образец ответа: 1. 2579
- Через несколько часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
- Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись (4) поражающие взгляд путника (5) поля.
- Фигурные (1) цветные изображения украшают тексты (2) и поля рукописей (3) и вместе с текстом составляют красочное (4) и тонкое декоративное (5) целое.
- Вскоре (1) однако (2) Николай был произведён в ротмистры (3) и (4) когда полк был поставлен на военное положение (5) и появились новые боевые задачи (6) опять получил свой прежний эскадрон (7) в котором (8) разумеется (9) его помнили и любили.
- Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.
- К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
- Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) и (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу призна́ешь превосходство парохода над парусником.
- Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон (5) и поглотил поляну (6) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
- В почтовом ящике (1) оказалось (2) сразу несколько писем (3) и (4) если бы не строгий запрет командира (5) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (6) нет ли весточки из дома.
- Когда в Подмосковье (1) гонимые холодным ветром (2) клочья серых туч (3) бежали по беспросветному небу (4) и (5) раскачиваясь (6) стонали берёзы и сосны (7) я воспользовался отпуском (8) и поехал в Крым.
- А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.
- Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) подошла к клетке с птицами (4) и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (5) хотя они были полны.
ВСП5. Перепишите предложения. Расставьте знаки препинания (в соответствии с правилами пунктуации, а не в соответствии с тем, как это написано у автора). Выделите грамматические основы. Дайте синтаксическую характеристику каждому предложению с точки зрения структуры: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное или сложное с разными видами связи.
Из произведений Агнии Львовны Барто
1) Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка.
2) Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь не утонет в речке мяч.
3) Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине кот кататься не привык опрокинул грузовик.
4) Я люблю свою лошадку причешу ей шёрстку гладко гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
5) Уронили мишку на пол оторвали мишке лапу всё равно его не брошу потому что он хороший.
Из произведений Самуила Яковлевича Маршака
6) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
7) Взявши под мышку дочь и мартышку мчится вприпрыжку по «Англетер» мистер Твистер бывший министр мистер Твистер миллионер.
8) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.
9) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.
10) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.
11) Пенятся волны и мчится вперёд многоэтажный дворец-пароход.
12) В белых каютах дворца-парохода вы не найдёте цветного народа негров малайцев и прочий народ в море качает другой пароход.
Из произведений Владимира Владимировича Маяковского
13) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.
14) Я планов наших люблю громадьё размаха шаги саженьи я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженье.
15) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима.
ВСП6. Укажите грамматически верное продолжение предложения. Запишите верный вариант, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
- Усевшись на земляной насыпи
а) зрителям хорошо был вид..н весь ст..дион;
б) игры проходили под восторже..ые крики б..лельщиков;
в) зрителям открылся пр..крас..ный обзор всего поля;
г) зрители могли наблюдать за ходом проходивших уже вторую неделю сор..внований;
д) у болельщиков появилась зам..чательная возможность отслеживать ход игры.
- Переводя текст
а) мне понадоб..лся содержащий техническую лексику словарь;
б) должны учитыват..ся и тип и стиль речи;
в) меня пор..зило (не)сходство эмоциональной окраски близких по значению слов;
г) обдумывает..ся его структура и стил..стические особе..ости;
д) учитывайте (не)только лексическое но и гра..атическое значение слов.
- Поднявшись на смотровую площадку
а) охватывает в..лнение от открывающихся видов;
б) город вид..н как на ладони;
в) сможете увид..ть все достопр..мечательности города;
г) открывает..ся вел..колепный вид на город;
д) голова кружит..ся от (не)обыкнове..ой красоты.
Поделиться с друзьями: