М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Двусоставные предложения

Двусоставным называют предложение, в котором формально выражены два главных члена - подлежащее и сказуемое. 

Главные члены предложения

Подлежащее (subject) - грамматически независимый главный член предложения, обозначающий предмет (в том числе лицо, явление, понятие), о котором говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже, но может быть выражено любой субстантивированной частью речи или синтаксически нечленимым словосочетанием:

Дом стоит на берегу. Мы идём вместе. Здесь недавно построена железная дорога. Мы с товарищем отправились в кино. Несколько самолётов приземлилось в аэропорту. В транспорте обычно входящие пропускают выходящих. Больной выздоровел. Курить - здоровью вредить. Нашлась в селе и школа, которая была видна издалека. Далеко по лесу раздавалось "ау". 

 

Сказуемое (praedicat) - главный член предложения, обозначающий то, что связано с подлежащим. Отвечает на вопросы  что делает предмет? кто/что он такой(-ое)? каков предмет? Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи или синтаксически нечленимым словосочетанием: 

Дом стоит на берегу. Мы будем идти вместе. Железная дорога была успешно построена. Мы станем учителями. Курить - здоровью вредить

Сказуемые бывают разных видов.

Простое глагольное

Выражается

  • одним глаголом в форме одного из наклонений 
  • аналитической формой будущего времени
  • аналитической формой императива (повелительного наклонения)
  • формой синтаксически неделимого устойчивого сочетания
  • сочетанием двух глаголов в одинаковой форме 
  • сочетанием двух однокоренных глаголов и частицы НЕ между ними с модальным значением невозможности
  • сочетанием только и делать, что и глагола со значением интенсивности действия
  • сочетанием двух одинаковых глаголов с частицей ТАК со значением полностью осуществлённого действия
  • усечёнными глагольными формами

 

Я читаю. Он читал бы. Пусть читает хорошие книги. Мы будем читатьПусть войдёт в класс. Да здравствует Первое мая!

Вместо чтения они били баклуши. Вы дали обещание читать. 

Сядь подумай о своём поведении. Пойду погуляю во дворе. 

Ждём не дождёмся каникул.

Наш племянник только и делает, что читает.

Вот уж выступил так выступил

И тут он бац в дверь. Хвать - и поймал.  

Составное глагольное:

вспомог. глагол + инфинитив

Выражается при помощи 1) вспомогательного глагола - фазисного или модального -(начать, хотеть, мочь и т.п.) или краткого прилагательного в роли вспомогательного элемента (готов, рад) и 2) инфинитива

Важно помнить, что вспомогательный элемент обладает ущербной семантикой, основное лексическое значение - у инфинитива. 

Я продолжил читать. Он хочет читать. Мы рады читать. Вы должны читать

Составное именное:

глагол-связка + именная часть

Состоит из

1) глагола-связки (быть, являться, казаться, становиться, называться, считаться и т.п.) и

2) именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, кратким причастием или категорией состояния, а также синтаксически неделимым словосочетанием. 

В настоящем времени глагол-связка формально не выражен. 

Глагол-связка так же, как и вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом, обладает ущербной семантикой, основное лексическое значение сказуемого несёт именная часть. 

Я читатель. Ты будешь читателем.

Он кажется обаятельным

Дни становятся длиннее.

Дважды три будет шесть

 

Очень важно быть собой.

Задачи были решены.

За окном становилось тепло

Её глаза были синего цвета

Не всегда легко отличить простое глагольное сказуемое от составного именного. В простом глагольном сказуемом, выраженном фразеологизмом, глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно. Сравните: Он повесил нос (простое глагольное) – нельзя: Он был носОна сидела усталая (составное именное) – Она была усталая; Он родился счастливым (составное именное) – Он был счастливым.

 

Второстепенные члены предложения

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, являются второстепенными. Это дополнение, определение и обстоятельство. Наличие второстепенных членов делает предложение распространённым. Различать второстепенные члены предложения позволяют вопросы, на которые отвечают слова в предложении.

Дополнение (object) отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, поясняющий сказуемое или другой член предложения. Дополнения бывают прямыми и косвенными.

Прямые дополнения выражены существительным или местоимением

  • в винительном падеже без предлога: Я читаю книгу. И вдруг сторож заметил нас. 
  • в родительном падеже при глаголе с отрицанием: Я не видел, не увижу ваших слёз (И.А. Бродский) 
  • в родительном падеже в партитивном значении: Мы выпили чаю.

Всеми остальными формами косвенных падежей выражаются косвенные дополнения: Андрей восхищался живописью. Мы отдыхали на пляже

 

Определение (definitio) отвечает на вопросы какой? чей? который? и обозначает качества, свойства и признаки предмета. Определения выражаются

  • полными прилагательными: У нас отличные успехи в учёбе.
  • полными причастиями: К приближающимся каникулам мы стали учиться лучше.
  • определительными, отрицательными, неопределёнными, притяжательными местоимениями: В каждом классе есть отличники. Нам не нужно никаких поблажек от учителей. В каких-то классах есть не только отличники, но и троечники. А в нашем классе все учатся на отлично
  • порядковыми и количественными числительными: Один ученик в восьмом классе сегодня пришёл неподготовленным. 
  • существительными: Все читали сказку Корнея Чуковского "Айболит"
  • наречиями: В столовой нам предложили яйца всмятку. 
  • инфинитивом: Желание отдохнуть к вечеру усилилось
  • причастным оборотом: Мы с благодарностью вспоминаем учителя, рассказавшего нам о причастных оборотах
  • адъективным оборотом (прилагательным с зависимыми словами): Звуки музыки, похожие на голоса серебряных труб, совершенно очаровали зрителей
  • синтаксически неделимыми словосочетаниями: И тут он встретил девушку с длинными светлыми волосами и с голубыми глазами. Мальчик лет семи смело подошёл к милиционеру. Они купили арбуз в десять килограммов

Если определение связано с определяемым словом в роде, числе и падеже, то такое определение называется согласованным: белая берёза, наши достижения, мерцающие огни, первый урок. Причастные и адъективные обороты тоже относятся к согласованным определениям. 

Определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания, называются несогласованными: кольца из золота, обещание вернуться, газета "Известия".

 

Обстоятельство обозначает образ действия, место, время, меру и степень, причину, цель, условие проявления действия или признака и отвечает на вопросы

  • ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ: как? каким образом? Бегу быстро.
  • МЕСТО: где? куда? откуда? Вдали показалось солнце из-за облаков и отправилось на север.
  • ВРЕМЯ: когда? Давным-давно мне рассказали эту историю. Практическая работа состоится 27 ноября
  • ВРЕМЯ: как долго? Большая перемена длится двадцать минут. Буду повторять правила русского языка всё лето
  • МЕРА И СТЕПЕНЬ: в какой степени? Объяснение учителя было совершенно ясным. Мы очень любим русский язык. 
  • ПРИЧИНА: почему? Из-за тумана нам пришлось ехать по объездной дороге. 
  • ЦЕЛЬ: зачем? Мы зашли в ближайший ресторан пообщаться
  • УСЛОВИЕ: при каком условии? В случае дождя физкультуру проведём в зале. 
  • УСТУПКА: несмотря на что? На юге, вопреки ожиданиям, погода оказалась такой же, как в Москве

В ряде случаев второстепенный член предложения может отвечать на несколько вопросов. Такие члены предложения называются синкретичными, то есть выступающими одновременно в роли двух или трёх членов предложения. Например, в предложении Путники остановились в доме у дороги выделенная словоформа отвечает на вопросы дополнения (у чего?), определения (какого?) и обстоятельства места (где?). Это значит, что у дороги можно подчеркнуть и как дополнение, и как определение, и как обстоятельство.