М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Обособленные обстоятельства и обособленные дополнения"

ОБЧП1. Ответьте на вопросы, указав верный вариант.

1. Обособленными членами предложения называются:

А) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

Б) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

В) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого;

Г) слова и конструкции, не выполняющие синтаксической функции. 


2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

А) перед определяемым словом;

Б) после определяемого слова;

В) в любом месте предложения;

Г) никогда не обособляется.


3. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:

А) они распространённые;

Б) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

В) они согласованные;

Г) они несогласованные. 

 

4. Приложения с КАК обособляются

А) если как можно заменить «в качестве»;

Б) если как можно заменить так как;

В) всегда;

Г) если как относится к сравнительному обороту.

 

5. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

А) это сложное предложение; 

Б) однородные определения стоят после определяемого слова;

В) определения обособляются всегда.


6. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

А) определение обладает обстоятельственным значением, поэтому обособляется в препозиции;

Б) определение относится к личному местоимению, поэтому обособляется в препозиции;

В) определение в препозиции обособляется всегда. .


7. Объясните постановку запятой в предложении: Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

А) определение обладает обстоятельственным значением, поэтому обособляется в препозиции;

Б) определение относится к личному местоимению, поэтому обособляется в препозиции;

В) однородные сказуемые после определения являются условием обособления определения.  

 

ОБЧП2. Тест

1. Чем может быть выражено обособленное определение?

  1. Сравнительным оборотом
  2. Причастным оборотом
  3. Деепричастным оборотом
  4. Фразеологическим оборотом
  5. Оборотом со словами "помимо", "кроме", "вместо"

2. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.
  2. Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.
  3. Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.
  4. Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.
  5. Реки в наших краях широки и быстротечны. 

3. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Семён возбуждённо говоря и размахивая руками входил в комнату.
  2. Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.
  3. Бросив поводья опустив голову на грудь я ехал ещё долго.
  4. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.
  5. Долго не смолкавшие аплодисменты не позволяли завершившим выступление актёрам покинуть сцену. 

4. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Бразды пушистые взрывая летит кибитка удалая. (А.С. Пушкин)
  2. Проснувшись рано в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор. (А.С. Пушкин)
  3. И звёзды слушают меня лучами радостно играя. (М.Ю. Лермонтов)
  4. Наклонивший голову мальчик старательно переписывал текст стихотворения.
  5. Не жаль мне лет растраченных напрасно. (С.А. Есенин)

5. Какое предложение не осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Звёзды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете? (С.А. Есенин)
  2. И ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены. (М.Ю. Лермонтов)
  3. Тут и меня старика не забыли.
  4. Было начало июля самое весёлое время года.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой розовой лампадкой.

  1.  1, 2, 4
  2.  1, 3, 5
  3.  2, 3, 4
  4.  1, 2, 5

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К медленно угасающему в ночи (1) костру (2) один за другим подходили кони (3) и глядели на нас большими глазами (4) умными и влажными.

  1.  1, 2, 4
  2.  4
  3.  2, 4
  4.  1, 2, 3, 4


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Василий увидел дымок (1) вьющийся из трубы родного дома (2) знакомую зелень берёз (3) осеняющих этот приют (4) и (5) блестевшую между деревьями (6) серебряную полосу Волги.

  1. 1, 2, 5, 6
  2. 3, 4, 5, 6
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4, 5, 6

 

ОБЧП3. Тест. Укажите способ выражения определения в предложении.

1. На воде всплескивали фонтаны, ПОХОЖИЕ НА САХАРНЫЕ ГОЛОВЫ. (В. Тренёв)

1) Обособленное нераспространённое определение в препозиции
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным в препозиции
3) Обособленное определение, выраженное адъективным оборотом (прилагательным с зависимыми словами) в постпозиции
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом в постпозиции
5) Необособленное несогласованное определение в постпозиции

 

2. Из репродуктора, УСТАНОВЛЕННОГО НАД КАПИТАНСКИМ МОСТИКОМ, доносились прощальные звуки вальса. (И. Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное адъективным оборотом 
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
5) Распространённое несогласованное определение, выраженное устойчивым словосочетанием

 

3. Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, МАЛЬЧИК ЛЕТ ПЯТНАДЦАТИ. (К. Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение

 

4. Трава, СОЧНАЯ, СВЕЖАЯ, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З. Сорокин)

1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

5. К ребятам подошёл квартирант со второго этажа инженер Гусев – ЗАЯДЛЫЙ ОХОТНИК и РЫБОЛОВ. (Е. Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

6. ПОРАЖЁННЫЙ, Уваров не мог оторвать удивлённого взгляда от Акима. (М. Алексеев)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение

7. Молодой ивняк, С ЗЕЛЁНЫМИ НАВИСШИМИ ВЕТВЯМИ, вздрагивал от ударов зыби. (В. Короленко)
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное несогласованное определение

8. Витютень, ОБЫЧНЫЙ ГОСТЬ НАШИХ ЛЕСОВ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е. Дубровский)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное несогласованное определение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

9. В Берёзовке один лукавый татарин продавал редкого, ЗНАМЕНИТЫХ КРОВЕЙ, жеребца. (В. Шукшин)
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное несогласованное определение
3) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное прилагательным

10. Траншею копали на ГУСТО ЗАРОСШИХ ЛЕСОМ склонах сопок, ПРОТЯНУВШИХСЯ ВДОЛЬ ДОЛИНЫ СВЕТЛОЙ РЕЧКИ. (Л. Князев)
1) Необособленное приложение и причастный оборот
2) Необособленный адъективный и обособленный причастный оборот
3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами
4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами
 

 

ОБЧП4. Перепишите предложения, выделите в каждом из них грамматические основы, расставьте знаки препинания. Выполните задания к каждому предложению

1. Царица с царевнами и знатные дамы одетые по последней европейской моде присутствовали на регулярно проводившихся ассамблеях и маскарадах посещали театры и различные торжества. 

Укажите синтаксические конструкции, которые есть в предложении 1. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

1) Однородные дополнения

2) Неоднородные определения

3) Причастный оборот в постпозиции

4) Причастный оборот в препозиции

5) Обособленное приложение 134

 

2. Птичка словно уронила что-то на дно и опечаленная этим она летает над рекой и разыскивает свою потерю.  

Укажите синтаксические конструкции, которые есть в предложении 2. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

1) Причастный оборот с дополнительным обстоятельственным значением

2) Однородные сказуемые

3) Деепричастный оборот

4) Адъективный оборот

5) Обособленное приложение 12

 

3. Единственным попутчиком не смущавшим лесника была Наташа застенчивая девушка похожая на прекрасных дам эпохи Возрождения

Укажите синтаксические конструкции, которые есть в предложении 3. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

1) Адъективный оборот

2) Причастный оборот в постпозиции

3) Необособленное приложение

4) Однородные определения 

5) Обособленное приложение 125

 

4. Утомлённые и измученные жарой они нуждались не столько в пище сколько в отдыхе после долгого пути утомительного для неподготовленного путешественника.

Укажите синтаксические конструкции, которые есть в предложении 4. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

1) Деепричастный оборот

2) Необособленное приложение

3) Причастный оборот в препозиции с дополнительным обстоятельственным значением

4) Однородные дополнения 

5) Адъективный оборот 345

 

ОБЧП5. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Графически объясните постановку знаков препинания (выделите причастные и деепричастные обороты, адъективные обороты, обособленные приложения). 


1) Мы учителя боялись Беликова. (А.П. Чехов)

2) Работая не покладая рук Герасим (дворник) старался заглушить свою тоску (не)выносимую и (не)преодолимую. 

3) Бледный он лежал на полу держа в правой руке пистолет. (М.Ю. Лермонтов)

4) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. (М.Ю. Лермонтов)

5) Арина сестра князя молодая и внушительно красивая появилась в зале в нарядном голубом платье украшенном двумя белыми бантами. 

6) Павел лучший слесарь на фабрике держался с начальством грубо вызывая даже у товарищей некоторую неприязнь. 

7) Защищённые ёлками клёны неторопливо роняли листья пожелтевшие и подсохшие. 

8) Утомлённые хлопотами последних дней все очень скоро уснули убаюкиваемые покачиванием вагона и ритмичным стуком. 

9) Граф Пётр Ильич известный хлебосол* и богатый вельможа** старого века жил в этой усадьбе. 

10) Илюше Обломову резвому мальчику в детстве хотелось делать всё самому несмотря на запреты няньки выполнявшей наказ родителей оберегать дитя от опасностей и от трудностей. 

* Хлебосол - гостеприимный человек (от выражения "встречать гостей хлебом-солью").

** Вельможа - знатный, важный человек на придворной службе. 

 

ОБЧП6. Перепишите предложения. Выполните задания к каждому предложению.

1. Вечером <...> ближе к полуночи <...> в лесу раздаётся уханье совы. 

Обозначьте цифрой верное суждение. 

1) На месте пропусков не нужны запятые, так как обстоятельства относятся к разным разрядам.

2) На месте первого пропуска запятая нужна, так как это однородные обстоятельства, а на месте второго пропуска нет знака препинания.

3) На месте обоих пропусков нужны запятые, так как второе обстоятельство уточняет первое. 

4) На месте пропусков не нужны запятые, так как второе обстоятельство обозначает более широкое понятие, чем первое. 

 

2В полдень <...> неподалёку от реки <...> мы решили сделать привал. 

 Обозначьте цифрой верное суждение. 

1) На месте пропусков не нужны запятые, так как обстоятельства относятся к разным разрядам.

2) На месте первого пропуска запятая нужна, так как это однородные обстоятельства, а на месте второго пропуска нет знака препинания.

3) На месте обоих пропусков нужны запятые, так как второе обстоятельство уточняет первое. 

4) На месте пропусков не нужны запятые, так как второе обстоятельство обозначает более широкое понятие, чем первое. 

 

3. Плаха установлена в розовой гостиной <...> возле статуи Купидона <...> и замаскирована незабудками. (Е.Л. Шварц)

 

 Обозначьте цифрой верное суждение. 

1) На месте пропусков не нужны запятые, так как обстоятельства относятся к разным разрядам.

2) На месте первого пропуска запятая нужна, так как это однородные обстоятельства, а на месте второго пропуска нет знака препинания.

3) На месте обоих пропусков нужны запятые, так как второе обстоятельство уточняет первое. 

4) На месте пропусков не нужны запятые, так как второе обстоятельство обозначает более широкое понятие, чем первое. 

 

4. Нашего учителя мы слушали <...> затаив дыхание.

Обозначьте цифрой верное суждение. 

1) На месте пропуска не нужна запятая, так как обстоятельство выражено наречием. 

2) На месте пропуска запятая нужна, так как обстоятельство выражено деепричастным оборотом.

3) На месте пропуска не нужна запятая, так как обстоятельство выражено фразеологизмом. 

4) На месте пропуска нужна запятая, так как причастный оборот в этом предложении имеет дополнительное обстоятельственное значение.

 

5. Не взвесив всех возможных трудностей <...> я <...> сломя голову <...> пустился в рискованное предприятие. 

Обозначьте цифрой верное суждение. 

1) На месте всех трёх пропусков нужны запятые, так как они обособляют деепричастные обороты. 

2) На месте первого пропуска запятая нужна, так как обстоятельство выражено деепричастным оборотом, а на месте второго и третьего не нужна, так как обстоятельство выражено фразеологизмом. 

3) На месте первого и второго пропусков запятая нужна, а на месте третьего не нужна. 

4) В этом предложении нет знаков препинания. 

 

6. Ученик <...> (не)хотя <...> отвечал на вопросы учителя.

Обозначьте цифрой верное суждение. 

1) На месте обоих пропусков нужны запятые, так как они обособляют деепричастие "не хотя". 

2) На месте пропусков запятая не нужна, так как обстоятельство выражено фразеологизмом. 

3) На месте обоих пропусков нужны запятые, так как они обособляют уточняющее обстоятельство.  

4) На месте пропусков запятая не нужна, так как обстоятельство выражено наречием "нехотя".

 

ОБЧП7. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и выделяя дополнения. Какие из них являются обособенными?

1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России. (Михаил Салтыков-Щедрин)

2. Много есть на свете кроме нашей страны всяких государств и земель но одна у человека мать одна у него и Родина. (Константин Ушинский)

3. Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (Иван Тургенев)

4. Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку разноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (Иван Гончаров) 

5. Сверх обещанного мы получили ещё телевизор. 

6. Вместо пальто он надел куртку.

7. В отличие от крепкого деда отец выглядел хилым и болезненным. 

8. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил кроме воды. (Лев Толстой) 

 

ОБЧП8. Придумайте и запишите предложения, используя следующие сочетания слов в качестве обособленных дополнений.

Кроме меня.

Помимо этих упражнений.

Вместо запланированной поездки за границу.

Кроме стихов.

Исключая сладкие и мучные блюда.

Включая односоставные и неполные предложения.

За исключением пяти учащихся.

Наряду с этими проблемами.

В отличие от жителей деревень.

По сравнению со вчерашним днём.