schoolexpert@yandex.ru
М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Пунктуационный анализ: практическая работа

Практическая работа «Пунктуационный анализ предложения»

1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире. (Цифры расположите в порядке возрастания) 

 

  • А) Своё название музей пожарной охраны (1) один из старейших в России (2) получил более 60 лет назад (3) когда пожарные решили создать место (4) где можно познакомиться с огненной летописью Петербурга (5) а одним из создателей музея (6) был Борис Иванович Кончаев.

 

  • Б) Суздальский кремль (1) самая древняя часть города. Когда-то здесь находилось укрепленное поселение мерян (2) а при Владимире Мономахе кремль был обнесен (3) мощным земляным валом со рвом и деревянными укреплениями. Сердце Суздальского кремля (4) Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы и соборной колокольней (5) было воздвигнуто (6) на протяжении пяти столетий.

 

  • В) Стою на вершине Пушкинского холма (1) склонив голову перед величайшей (2) национальной святыней (3) могилой Пушкина. В тенистых аллеях Тригорского парка воображение легко рисует любимую героиню поэта (4) Татьяну (5) выросшую среди лесов (6) и полей (7) и преданную им (8) душой.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания) 

 

  • А) Самая большая (1) дошедшая до наших времён (2) библиотека Древнего мира (3) принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу (4) страстно увлекавшемуся коллекционированием текстов. Отправляясь на войну (5) Ашшурбанипал обязательно «обращал внимание» на клинописные библиотеки соседей (6) и ни в коем случае не разрешал солдатам (7) наносить ущерб (8) такому сокровищу.

 

  • Б) Моцарт (1) наделённый феноменальными способностями (2) начал их проявлять ещё в возрасте трех лет (3) садясь за клавесин (4) и (5) подбирая различные созвучия (6) также он мог повторять на клавесине отдельные места из разных пьес (7) прослушанных им ранее.

 

  • В) Как солнцу вставать (1) на всех крышах и скворечниках просыпались (2) заливались разными голосами скворцы (3) хрипели (4) насвистывали то соловьём (5) то жаворонком (6) то какими-то африканскими птицами (7) которых они наслушались за зиму за морем (8) при этом (9) фальшивили ужасно.

 

  • Г) Ветер свищет между стволами вековых сосен (1) наклоняет стройные ели (2) качая их острыми верхушками (3) и осыпая (4) пушистый снег (5) с печально поникших зеленых (6) ветвей (7) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной (8) а дремучий лес стоит (9) точно в глубоком раздумье (10) колышет тёмные вершины.

 

  • Д) Погоду как будто сглазили (1) нынче весь день льёт (2) не прекращающийся ни на минуту (3) дождь (4) который начался ещё со вчерашнего дня (5) однако мы (6) по счастью (7) вернулись вовремя (8) к ужину.

 

  • Е) Маленькие деревеньки (1) мимо (2) которых лежал наш путь (3) когда мы возвращались (4) уже (5) на станцию (6) состояли из (7) полуразрушенных серых домиков с (8) кое-где выбитыми (9) стёклами.

 

  • Ж) Миша лежал (1) и думал о том (2) куда могли деваться Игорь (3) и Сева (3) и (4) что предпринимать (5) если их завтра (6) не окажется в Москве.

 

  • З) Очень ясно представлялась Пастухову (1) что вот (2) наверное (3) совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно (7) начинали доноситься сюда издалека людские голоса (8) и потом раздавался обрывистый (9) железный удар по дереву