М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Что такое сложное предложение?"

СЛП1. Продолжите мысль в следующих суждениях (устно):

а) Сложное предложение отличается от простого наличием…

б) Если простое предложение строится из слов и словосочетаний, то сложное строится из…

в) Сложные предложения по способу соединения частей делятся на…

г) Союзные сложные предложения подразделяются на два типа…

д) В сложносочинённом предложении его части сохраняют … и …

е) В сложноподчинённом предложении одна или несколько частей…

ж) Бессоюзное предложение определяется по такому признаку, как…

з) Смысловые и синтаксические связи между частями сложного предложения передаются при помощи следующих средств: 1)… 2)… 3)… 4)…

 

Варианты ответов:

  • сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП)
  • второстепенных членов предложения
  • смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие
  • по смыслу и синтаксически подчинены главной части
  • отсутствие союзов на стыке частей предложения
  • полные и неполные
  • эпитет, метафора, метонимия и олицетворение
  • союзов, относительных (союзных) слов, порядка частей, интонации
  • управление и согласование
  • структуру и стилистику
  • имеют одинаковую структуру 
  • недостаточное количество союзов 
  • простые и сложные
  • союзные и бессоюзные
  • двух или нескольких грамматических основ (предикативных единиц)
  • простых предложений

 

 

СЛП2. Прочитайте предложение из повести Л.Н. Толстого "Два гусара". Выпишите грамматические основы, укажите количество частей. Переписывать предложение полностью не нужно. 

В одна тысяча восьмисотых годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

 

СЛП3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип каждого предложения (простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи).

1) Удивился старик испугался он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал чтоб рыба говорила. 

2) В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут туча по небу идёт бочка по морю плывёт. 

3) Море вздуется бурливо закипит подымет вой хлынет на берег пустой разольётся в шумном беге и очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три богатыря. 

4) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился и царица у окна села ждать его одна. 

5) В руки он её берёт и на свет из тьмы несёт и беседуя приятно в путь пускаются обратно и трубит уже молва дочка царская жива! 

(А.С. Пушкин) 

 

СЛП4. Из каждой пары простых предложений составьте сложные предложения разных типов (должно получиться 18 предложений). 

Образец. В доме было прохладно. Весь день в нём окна оставались открытыми.

Бессоюзное. В доме было прохладно: весь день в нём окна оставались открытыми.

Сложносочинённое. Весь день окна оставались открытыми, и в доме было прохладно. 

Сложноподчинённое. В доме было прохладно, так как весь день в нём окна оставались открытыми. 

 

1) Ольга не вышла на работу. Ей сегодня необходимо было заняться оформлением недвижимости.

2) Мы с Петей открывали банку с соком. Он нечаянно пролил несколько капель на пол.

3) Я сварю борщ. Ты должен поесть горячего.

4) Маша красавица. Она это знает.

5) В субботу к нам придут приятели. Мы пойдём с ними гулять.

6) Студенты сдавали экзамен по философии. Он казался им сложным.

 

СЛП5. Перепишите текстВставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Определите тип каждого предложения:

    • простое,
    • простое осложнённое,
    • сложносочинённое,
    • сложноподчинённое,
    • сложное бессоюзное,
    • сложное предложение с разными видами связи.

Выделенные слова разберите по составу. 

 

Из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Целый день после похорон графини Германн был чр..звычайно ра..троен. Обедая в уединё..ом трактире он пил очень много но вино ещё более г..рячило его воображение. Возвр..тясь домой он бросился не ра..деваясь на кровать и крепко заснул.

Он проснулся уже ночью когда луна оз..ряла его комнату. Он взгл..нул на часы было без четверти три. В это время кто(то) с улиц.. загл..нул к  нему в окошко и (тот)час отош..л. Германн не обр..тил на то (ни)какого вн..мания. Чрез минуту услышал он что отп..рали дверь в передней  комнате. Германн думал что пья..ый денщик его воротился с ночной прогулки. Но он услышал (не)знакомую походку кто-то ходил тихо шаркая туфлями. Дверь отв..рилась и вошла женщина в белом платье. Германн принял её за свою старую к..рмилицу и   уд..вился что могло привести её в такую пору. Но белая женщина ск..льзнув очутилась вдруг перед ним и Германн узнал покойную графиню!

- Я пришла к тебе против своей воли сказала она твёрдым голосом но мне веле..о исполнить твою просьбу. Тройка семёрка и туз выиграют тебе (с)ряду но с тем что(бы) ты в сутки более одной карты не ставил и что(б) (во)всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть чтоб ты женился на моей воспита..ице Лизавете Ивановне...

С этим словом она тихо пов..рнулась пошла к дверям и скрылась шаркая туфлями. Германн слышал как хлопнула дверь в сенях и видел что кто(то) опять погл..дел к нему в окошко. Германн долго не мог опомнит..ся

 

СЛП6. ПОДГОТОВКА К ОГЭ. Прочитайте текст и выделите в нём три микротемы. Передайте письменно, используя известные вам приёмы сжатия, содержание текста в 3-4 сложных предложениях.

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».  (По Д.С. Лихачёву)

136 слов