СЛП1. Продолжите мысль в следующих суждениях (устно):
а) Сложное предложение отличается от простого наличием…
б) Если простое предложение строится из слов и словосочетаний, то сложное строится из…
в) Сложные предложения по способу соединения частей делятся на…
г) Союзные сложные предложения подразделяются на два типа…
д) В сложносочинённом предложении его части сохраняют … и …
е) В сложноподчинённом предложении одна или несколько частей…
ж) Бессоюзное предложение определяется по такому признаку, как…
з) Смысловые и синтаксические связи между частями сложного предложения передаются при помощи следующих средств: 1)… 2)… 3)… 4)…
Варианты ответов:
- сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП)
- второстепенных членов предложения
- смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие
- по смыслу и синтаксически подчинены главной части
- отсутствие союзов на стыке частей предложения
- полные и неполные
- эпитет, метафора, метонимия и олицетворение
- союзов, относительных (союзных) слов, порядка частей, интонации
- управление и согласование
- структуру и стилистику
- имеют одинаковую структуру
- недостаточное количество союзов
- простые и сложные
- союзные и бессоюзные
- двух или нескольких грамматических основ (предикативных единиц)
- простых предложений
СЛП2. Прочитайте предложение из повести Л.Н. Толстого "Два гусара". Выпишите грамматические основы, укажите количество частей. Переписывать предложение полностью не нужно.
В одна тысяча восьмисотых годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.
СЛП3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип каждого предложения (простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи).
1) Удивился старик испугался он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал чтоб рыба говорила.
2) В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут туча по небу идёт бочка по морю плывёт.
3) Море вздуется бурливо закипит подымет вой хлынет на берег пустой разольётся в шумном беге и очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три богатыря.
4) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился и царица у окна села ждать его одна.
5) В руки он её берёт и на свет из тьмы несёт и беседуя приятно в путь пускаются обратно и трубит уже молва дочка царская жива!
(А.С. Пушкин)
СЛП4. Из каждой пары простых предложений составьте сложные предложения разных типов (должно получиться 18 предложений).
Образец. В доме было прохладно. Весь день в нём окна оставались открытыми.
Бессоюзное. В доме было прохладно: весь день в нём окна оставались открытыми.
Сложносочинённое. Весь день окна оставались открытыми, и в доме было прохладно.
Сложноподчинённое. В доме было прохладно, так как весь день в нём окна оставались открытыми.
1) Ольга не вышла на работу. Ей сегодня необходимо было заняться оформлением недвижимости.
2) Мы с Петей открывали банку с соком. Он нечаянно пролил несколько капель на пол.
3) Я сварю борщ. Ты должен поесть горячего.
4) Маша красавица. Она это знает.
5) В субботу к нам придут приятели. Мы пойдём с ними гулять.
6) Студенты сдавали экзамен по философии. Он казался им сложным.
СЛП5. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Определите тип каждого предложения:
- простое,
- простое осложнённое,
- сложносочинённое,
- сложноподчинённое,
- сложное бессоюзное,
- сложное предложение с разными видами связи.
Выделенные слова разберите по составу.
Из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Целый день после похорон графини Германн был чр..звычайно ра..троен. Обедая в уединё..ом трактире он пил очень много но вино ещё более г..рячило его воображение. Возвр..тясь домой он бросился не ра..деваясь на кровать и крепко заснул.
Он проснулся уже ночью когда луна оз..ряла его комнату. Он взгл..нул на часы было без четверти три. В это время кто(то) с улиц.. загл..нул к нему в окошко и (тот)час отош..л. Германн не обр..тил на то (ни)какого вн..мания. Чрез минуту услышал он что отп..рали дверь в передней комнате. Германн думал что пья..ый денщик его воротился с ночной прогулки. Но он услышал (не)знакомую походку кто-то ходил тихо шаркая туфлями. Дверь отв..рилась и вошла женщина в белом платье. Германн принял её за свою старую к..рмилицу и уд..вился что могло привести её в такую пору. Но белая женщина ск..льзнув очутилась вдруг перед ним и Германн узнал покойную графиню!
- Я пришла к тебе против своей воли сказала она твёрдым голосом но мне веле..о исполнить твою просьбу. Тройка семёрка и туз выиграют тебе (с)ряду но с тем что(бы) ты в сутки более одной карты не ставил и что(б) (во)всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть чтоб ты женился на моей воспита..ице Лизавете Ивановне...
С этим словом она тихо пов..рнулась пошла к дверям и скрылась шаркая туфлями. Германн слышал как хлопнула дверь в сенях и видел что кто(то) опять погл..дел к нему в окошко. Германн долго не мог опомнит..ся.
СЛП6. ПОДГОТОВКА К ОГЭ. Прочитайте текст и выделите в нём три микротемы. Передайте письменно, используя известные вам приёмы сжатия, содержание текста в 3-4 сложных предложениях.
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С. Лихачёву)
136 слов
Поделиться с друзьями: