schoolexpert@yandex.ru
Авторы М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ*

* Данные варианты являются сокращёнными по сравнению с реальными вариантами ЕГЭ, составлены на основе открытых материалов ФИПИ и предназначены для подготовки к экзамену на начальном этапе. Напоминаем, что полный вариант содержит 26 заданий.

ВАРИАНТ Т1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2) Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3) <…> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация текста?  

1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автопромышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3) Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.

4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.

5) Потребность в создании экологического автомобиля, меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автопромышленностью новую задачу.

 

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Ведь  /   Так как   /   Потому что   /   Но   /  Поэтому

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

       СРЕДСТВО, -а, ср.

1) Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2) Орудие (совокупность приспособлений) для осуществления какой-л. деятельности. Средства защиты.

3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средстваКосметические средства

4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5) Мн. Капитал, состояние. Человек со средствами.

 

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 намЕрение   /   заплЕсневеть   /   тОрты   /   взЯла  /   срЕдства

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Салат можно украсить свежей зеленью, с которой нужно тщательно СТРЯХНУТЬ все излишки влаги.

Иногда люди избегают разговоров на темы, в которых они несведущи, чтобы не прослыть НЕВЕЖАМИ.

ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды коллег были для молодого учёного высшей наградой, и он готов был сказать сейчас обо всём, что накопилось в его душе.

После долгих и горячих споров на собрании установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

ОПЛАТИТЬ услуги любого оператора сотовой связи можно с помощью банковской карты.

 

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 ПОЕЗЖАЙ вперёд      ТРЁХСТАМИ учащимися       исправить БОЛЕЕ АККУРАТНО        пара НОСКОВ  

 

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) И.И. Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность русской природы.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В) Те, кто мечтает стать исследователем, лётчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную память.

3) Неправильное употребление союза при однородных членах.

Г) Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза весь день светило яркое солнце.

4) Ошибка в построении предложения с косвенной речью.

Д) Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём автомобиля.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

 

6) Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставьте пропущенную букву.

раст..рать        подск..чить        парад..ксальный       приг..реть 

 

9Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..рывать, пр..стать / пр.. сечь, пр..одолеть / по..пись, о..дать / бе..донный, ра..цвет

 

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 навязч..вый, недоум..вать, застенч..вый, повизг..вать

 

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

испорч..нный, беж..вый, влюбч..вый, стел..шься

 

 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Выпишите это слово.

Башня была (НЕ)ОЧЕНЬ высокая, но это сооружение всегда производило впечатление на посетителей музея.

Земля покрыта увядшими, но ещё (НЕ)ЗАСОХШИМИ листьями.

Окружающий нас величественный пейзаж казался далеко (НЕ)ОБЫЧНЫМ сновидением.

Ветер гонит рябь по луже (НЕ)ТОРОПЛИВО, а спокойно, как будто задумчиво...

Глубокая синяя тень (НЕ)РАВНОМЕРНО разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья.

 

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отвесные кручи скал (В)ДАЛЕКЕ от нас (ПО)ПРЕЖНЕМУ алели в лучах заходящего солнца.

Темнота сглаживала неровности, но в ТО(ЖЕ) время придавала местности КАКОЙ(ТО) мрачный оттенок.

(С)НАЧАЛА собака бежала (В)ПЕРЕДИ охотника, но, почуяв дичь, вдруг замерла в стойке.

Любимой темой писателя, к которой он ВСЁ(РАВНО) продолжал обращаться (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей свой жизни, оставалась страна, существовавшая только в его воображении. 

 

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Лесник просунул дли(1)ую ветку в выкопа(2)ую каким-то невида(3)ым зверьком нору, и мгнове(4)о эта ветка оказалась выпуще(5)ой из рук: кто-то сильно дёрнул её, и она полностью исчезла в отверстии. 

 

15Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ветер азартно ударил в металлические рекламные щиты но не справился с ними и с удвоенной яростью налетел на стройные тополя.

2) Солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя.

3) Таинственность женских образов на картинах Ф.С. Рокотова проявляется в полуулыбке в удивлённом взгляде или в слегка прищуренных глазах.

4) Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

5) Закружились под музыку осени багряные и зеленовато-жёлтые и окаймлённые краснотой листья.

 

16. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Одноклассники договорились встретиться вечером у кинотеатра (1) и (2) хотя Олегу нужно было потом (3) возвращаться домой через весь город одному (4) уже в семь часов (5) он ожидал товарищей.

 

Прочитайте текст и выполните задания 17-19.

(1)Цензура родилась вместе с первой книгой. (2)И вот уже между автором и читателем встал цензор, и уже книги стали бросать в огонь. (3)К счастью, с тех пор, как существует книгопечатание, уже не так легко уничтожить книги. (4)Их можно подвергать цензуре, запрещать, сжигать, если их содержание кому-то показалось угрожающим, аморальным, враждебным государству, непристойным, политически опасным или если самих авторов считают опасными и нежелательными. (5)Но уже невозможно, как это было во времена рукописных книг, уничтожить и предать забвению. (6)Книги, объявленные вне закона, даже когда на них наложено табу, даже когда они под запретом, будут существовать, укрытые в частных собраниях, тайком распространяемые и перепечатанные самиздатом. (7)Как сказал чешский писатель Богумил Грабал, «инквизиторы всего мира напрасно сжигают книги, и если в книге есть действительно что-то сильное, то можно слышать, как они смеются в огне».

(8)С давних пор власть предержащие охотно отправляли в огонь книги, которые казались им вредными и опасными. (9)В отношении рукописей это было достаточно эффективно. (10)Тексты, превращённые в пепел и пыль, больше нельзя восстановить, как разрушенные города. (11)Из пепла может родиться только миф о птице Феникс. (12)Мотив инквизиторов всегда был и остаётся один и тот же: чужие цивилизации должны быть стёрты с лица земли, тексты, противоречащие догматам, должны быть сожжены, опасные идеи вырваны с корнем, история переписана, память стёрта. (13)Но даже в эпоху, предшествующую книгопечатанию, стратегия подавления не всегда была эффективна в сфере духа. (14)Всем цензорам надо напомнить слова Тацита: «Нужно подвергнуть осмеянию глупость тех, кто верит, что способен деяниями дня сегодняшнего стереть память в будущих веках».  (А. Ворошилов)

 

17Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1)       Предложения 10-11 содержат рассуждение.

2)       В состав предложения 7 входит односоставное безличное.

3)       Предложение 12 является сложным бессоюзным.

4)       Предложение 5 содержит элемент описания.

 

18Среди предложений 8-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

19.   Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 17-18. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков А, Б, В, Г цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания 19, начиная с первой клеточки, без пробелов и запятых. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

 

«Проблема цензуры актуальна для нашего времени: совсем недавно горячо обсуждался уровень и объём контроля государства за информацией, распространяемой по сети Интернет. Автор статьи очень эмоционально говорит об этой проблеме, используя такие синтаксические средства выразительности, как (А) ____ (предложения 4, 6) и (Б) ____ (предложение 10), лексическое средство – (В) ____ (например, «предать забвению», «вырвать с корнем»). Чтобы усилить свою позицию, А. Ворошилов прибегает к приёму (Г) ____ (предложения 7, 14).

Список терминов: 1) фразеологизмы, 2) ряды однородных членов, 3) эмоционально-оценочные слова, 4) гипербола, 5) цитирование, 6) просторечие, 7) сравнительный оборот, 8) противопоставление, 9) анафора.

 ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Для ответа на это задание используйте бланк №2

 

20. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

ВАРИАНТ Т2

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2) Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном – около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели могут ярко и образно описать действие. (3) Так, <…> повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.  

 

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глагол позволяет ярко изобразить действие, поэтому он употребляется в художественных текстах чаще, чем в научных и официально-деловых.

2) Глагол употребляется в речи чаще, чем существительное и другие части речи.

3) В официально-деловом стиле глагол употребляется реже, чем в текстах других стилей.

4) В текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: где-то они употребляются чаще, где-то – реже.

5) В художественных текстах глагол употребляется чаще, чем в других стилях, потому что он позволяет ярко изобразить действие.

 

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

однако   /   может быть,   /   например,   /   хотя   /  наоборот,

 

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТИЛЬ, -я, м.

1) Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающих собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный с. в живописи.

2) Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работеС. плавания. С. руководства.

3) Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения. С. Достоевского. С. басен Крылова.

4) Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Публицистический с. Высокий с.

 

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

квартАл   /   занялА   /   мизЕрный   /   кухОнный   /   украИнец

 

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В предстоящем чемпионате зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из Якутска.

На книжном фестивале каждому будет ПРЕДОСТАВЛЕНА  возможность встретиться с писателями.

ДОВЕРЧИВАЯ беседа делает отношения в семье более глубокими и прочными.

Юные актёры НАДЕЛИ театральные костюмы и вышли на сцену под аплодисменты зрителей.

В такой НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно различить даже очертания домов.

 

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

знаменитые ПРОФЕССОРА

пять АБЗАЦЕЙ

ЧЕТВЕРО игроков   

 

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Пользуясь автомобильными справочниками, вам может потребоваться много времени на ремонт.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В) Никто из тех, кто играл в футбол в школе, не стали профессиональными спортсменами.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г) Водитель маршрутного такси сказал вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Ошибка в построении предложения с косвенной речью.

Д) Согласно приказа начальника управления, Оболенский назначен заместителем директора.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

 

6) Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставьте пропущенную букву.

заг..рать         обл..котиться        прив..легия       бл..стательный  

 

9Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..сказать, ра..грести

пр..налёг, пр..обрёл

с..гласие, поз..вчера

по..держал, о..далил

 

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неуживч..вый

перекле..вать

налаж..вать

марл..вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

накормл..нный

сфотографиру..шься

предвид..вший

невид..мый

 

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ПРЕКРАЩАВШАЯСЯ в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

(НЕ)ПОМНЯ зла, за благо воздадим.

Комната после ремонта (НЕ)ПРИВЕДЕНА в порядок.

Мы рассматривали в телескоп (НЕ)ВИДИМЫЕ глазу астрономические объекты.

 

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ЧЕГО  вы хотели отказаться – от права выбора? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

(НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и ночь оказалась ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Андрей запомнил навсегда.

ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с одноклассниками, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.  

Есть люди, которые (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни несут на себе (НЕ)КОТОРЫЙ отпечаток избранности.  

 

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мощё(1)ая мрамором гости(2)ая виллы украше(3)а золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой.

 

15Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)       Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2)       На зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

3)       На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах то и дело попадаются заячьи и беличьи следы.

4)       В силу обстоятельств А.И. Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель прилагал усилия для возвращения в Россию.  

5)       Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.  

 

16Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А уже через час оба сидели за шатким столиком  (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.

 

Прочитайте текст и выполните задания 17-19.

 

(1) Олег оккупировал диван в гостиной ровно два месяца назад. (2)Поругался с руководством фирмы и уволился хлопнув дверью.

- (3)А что – терпеть эти бесконечные придирки и мелкие поручения? – возмущался он, в который раз пересказывая матери свой последний разговор с генеральным. (4)Мать соглашалась. (5)Нине Александровне действительно не нравилась работа сына, не нравились запанибратские отношения, которые сложились у Олега с шефом, настораживала и сама сфера деятельности – поставка каких-то биодобавок… (6)И она действительно была очень рада, когда Олег уволился! (7) Но через две недели возлежания Олежки на диване радость эта немного поутихла, а ещё через две – померкла.

- (8)И долго будешь отдыхать?

- (9)Мать.. – суровел лицом Олег, – я теперь абы куда не пойду.

- (10)А куда пойдёшь? – поджимала губы Нина Александровна.

- (11) Да вот, жду звоночка одного важного, – намекал на что-то сын, – потом резюме закину на пару мест. (12)Олег сладко потянулся на диване: «А вообще, мам, никто под лето работу не ищет. (13)Рынок оживляется к осени». (14)Вечером к Олегу пришли в гости друзья (15)Пили, ели, обсуждали предстоящую поездку на море.

(16)А на следующий день Нина Александровна недосчиталась денег в тумбочке. (17)Судя по всему, они ушли на вчерашнее застолье. (18)Никогда до этого Нине Александровне не приходилось считать деньги, потраченные на сына. (19)Адвокат с хорошей практикой, она могла себе позволить заграничные поездки, дорогие украшения и машину в подарок единственному сыну на 18 лет. (20)Только одного не могла позволить она: чтобы её сын сел ей на шею! (21)Когда-то еле отца его стряхнула! (22) На следующий же день Нина Александровна изъяла из дома все до копейки деньги, загрузила свою машину всеми имеющимися съестными припасами и, прихватив ключи от Олежкиного автомобиля, переехала к подруге. (23) Олег устроился на работу через неделю… (По Л. Русановой)

 

17. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

 

1)       Предложения 14-16 содержат происходящие друг за другом события.

2)       Предложение 18 является односоставным безличным.

3)       Предложение 22 является сложным.

4)       Предложения 22-23 содержат повествование.

 

18. Среди предложений 11-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза. Напишите номер этого предложения.

 

19.   Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 17-18. Термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков А, Б, В, Г цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания 19, начиная с первой клеточки, без пробелов и запятых. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

 

«В своём творчестве Лидия Русанова затрагивает вопросы положения женщин в современном обществе. В этом тексте писательница описывает непростую ситуацию в семье Нины Александровны, используя такие синтаксические средства, как ___ (предложения 14, 20), ___ (предложения 15, 19). Эмоциональный фон отношений сына и матери дополнительно усилен с помощью такого тропа, как ___ («оккупировал диван», «радость померкла»), и синтаксического средства выразительности ___ (предложения 20, 21)».

 

Список терминов: 1) риторические вопросы, 2) ряды однородных членов, 3) эпитеты, 4) гипербола, 5) метафора, 6) восклицательные предложения, 7) парцелляция, 8) эмоционально-оценочные слова, 9) инверсия.

 

ВАРИАНТ Т3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». (2)Благодаря тёплому экваториальному течению здесь просто рай для кораллов, бесчисленных видов коралловых рыб и промысла тунца. (3) ___ на юге, в водах, близких к Антарктике, часто можно встретить гигантские айсберги, медленно покачивающиеся в волнах течения западных ветров.

 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. В северной части Индийского океана благодаря тёплому экваториальному течению живёт множество кораллов и рыб, а в южной встречаются айсберги.

2. Из-за тёплого экваториального течения северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод».

3. Благодаря тёплому экваториальному течению в северной части Индийского океана созданы условия для жизни кораллов и рыб, а в южной покачиваются айсберги.

4. В южной части Индийского океана, близкой к Антарктике, медленно покачиваются в волнах течения Западных ветров гигантские айсберги.

5. В северной части Индийского океана, которую называют «океаном прогретых вод», часто можно встретить гигантские айсберги.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во третьем предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 Лишь / Разумеется, / Зато / Едва ли / Таким образом,

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ВОДА, -ы, вин. воду, мн. воды, ж.

1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды

2. В нек-рых сочетаниях: напиток или настой. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в.

3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах). Большая в. (в половодье).

4. мн. Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды (в пределах данного государства). Территориальные воды. Нейтральные воды.

5. мн. Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги.

6. мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах. Поехать на воды

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 освЕдомиться / завсегдАтай / закУпорить / обеспЕчение / мИзерный

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.

Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак - это продукция, которая содержит дефекты.

В спешке он забыл ОДЕТЬ шапку.

Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной

 

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ в город

до ПЯТИСТА семи раз

ИЗОБРЕТШИЙ велосипед

ДВОЕ приятелей

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Каждый день прогуливаясь по набережной, меня не переставал восхищать город.

1) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Б) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.

2) Нарушение построения предложения с причастным оборотом.

В) В рассказе «Ионыче» Чехов призывает читателя беречь в себе человека.  

3) Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Г) Те, кто сдал все экзамены, может считать себя свободным до осени.  

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что «я рад вас видеть».  

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

 

6) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

 

7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставьте пропущенную букву.

 

несг..раемый   к..лючий   м..стерская   закр..пление   пром..хнуться

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..дрогнуть, не..говорчивый

пр..старелый, пр..рекаться

пр..следовать, пр..чудливый

межд..усобный, межд..народный

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запасл..вый

подмиг..вать

ландыш..вый

подскак..вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

держ..щий

щекоч..щий

пороч..щий

дыш..щий

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)(У)КОГО было спросить, как проехать к концертному залу.

В наше время (НЕ)РАЗ публиковались статьи об Атлантиде.

Вдали показались далеко (НЕ)ВЫСОКИЙ дом и двор, обнесённый забором.  

(НЕ)ВИДИМЫЙ глазу объект открыт благодаря мощному телескопу.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВСЮДУ блестели капли росы; мне (НА)ВСТРЕЧУ проносились звуки колокола.

Егор очнулся (ОТ)ТОГО, что КТО(ТО) пытался вывернуть ему руку.

ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо работать.

Он хотел было выехать со мною к тебе (НА)ВСТРЕЧУ, да ПОЧЕМУ(ТО) раздумал.

(ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК(ЖЕ) его намерения.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ых стен, которые показа(5)ы при помощи акварельных красок.  

 

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами песчаный участок степи.

2. Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из слишком бодрых лиц врачей.

3. И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.

4. Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.

5. Модель может быть представлена как в текстовом так и в графическом виде. 

 

16. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.

 

Прочитайте текст и выполните задания 17-19.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды… (9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? (11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейской мудрости этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». (14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. (15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
(17)«Скаждогонадоспрашиватьто, чтоонможетдать. (18)Властьдолжнабытьразумной», – сказалкороль.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, –  вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. (21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. (24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой)

---

Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

 

17. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2. Любовь не каждому человеку под силу

3. Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4. Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5. Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

 

18. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

 

19. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 17-18. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков А, Б, В, Г цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания 19, начиная с первой клеточки, без пробелов и запятых. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

 

«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)_____ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)____ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство  – (В)____ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)____ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов: 1) парцелляция, 2) диалог, 3) восклицательные предложения, 4) фразеологизм, 5) вопросительные предложения, 6) цитирование. 7) сравнение, 8) синонимы, 9) ряды однородных членов.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Для ответа на это задание используйте бланк №2

 

20. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ Т4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Первые компьютеры, создававшиеся как устройства для вычислений, позволяли проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции — программе. (2)Очень скоро оказалось, что компьютеры могут обрабатывать и другие виды информации — <…> практически вся информация может быть представлена в числовой форме. (3) Именно это позволило превратить компьютер в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Благодаря возможности представлять практически любую информацию в числовой форме компьютер, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня — универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

2) Принципиальное отличие сегодняшнего компьютера от первоначально созданного состоит в том, что он позволяет проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции — программе.

3) Компьютер, представляющий любую информацию в числовой форме, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня является универсальным средством для обработки всех видов информации.

4) Компьютеры превратились в средства для обработки некоторых видов информации, используемых человеком, потому что проводят сложные вычислительные операции по заранее заданной инструкции.

5) Современные компьютеры могут обрабатывать без участия человека некоторую информацию, которая представлена в числовой форме.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 но   /   зато   /   во-первых,   /   ведь   /  наоборот,

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1) Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средства мы добиваться чего-н.

2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4) мн. Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5) мн. Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты   /   премировАть   /   предвосхитИл   /   втрИдорога   /   фОрзац

  

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в пушистые шубы.

Любое БУДНИЧНОЕ платье можно превратить в оригинальную модель.

ВОИНСТВЕННЫЙ вид персидского кота поразил всех, кто считал это животное тихим и миролюбивым.

Жак Ив Кусто, ЗАЧИНЩИК подводных исследований и киносъёмок, изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Только самые ЖИВУЧИЕ растения переносят резкие колебания температуры воздуха.

 

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

ПОМАШИТЕ отъезжающим

петь ещё ЗВОНЧЕ

все ИНЖЕНЕРЫ

СТА ДЕСЯТЬЮ рублями

килограмм АПЕЛЬСИНОВ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой  позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) О жизни и творчестве художника можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском».

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В) В этих замечательных книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, вы найдёте ответы на многие интересующие вас вопросы.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел и заблистал золотом.

4) Ошибка в построении предложения с косвенной речью.

Д) Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза».

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

 

6) Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

 

7) Ошибка в построении предложения с однородными членами

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставьте пропущенную букву.

 несг..раемый         пор..шок        ст..рожить     к..нфорка    обж..гающий  

  

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р..спорядиться,  с..гласие 

чере..чур, бе..кровно 

пр..образовать, пр..ходящая (няня) 

без..нициативный,  дез..нформация 

поз..вчера, нед..варила

о..дельный, по..делка

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

окольц..вать    алюмини..вый    недогадл..вый    хитр..нький    слаб..нький

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид..нный

крикн..шь

реша..мый

потон..шь

независ..мый

пройд..нный

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

Говорят, вы далеко (НЕ)МОЛЧАЛИВЫЙ человек.

Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось так, что мне НЕ(С)КЕМ было поговорить о своих сомнениях, а мой лучший друг Василий был очень далеко от меня.

Сохранение культурной среды — задача (НЕ)МЕНЕЕ существенная, чем сохранение природы.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) приобрести телевизор, пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени пожить более экономно.

Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки в пути мы вынуждены были выехать достаточно поздно, почти (В)ПОТЁМКАХ.

(НЕ)СМОТРЯ на наши усилия, ошибки всё-таки терзали нас, раскаяние НА(ДОЛГО) заняло наши чувства.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ ночи перед поединком я не спал даже (ПОЛ)МИНУТЫ.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка не торопясь сворачивает папиросу из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат и медле(5)о идёт к морю.

  

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Талант писателя позволяет сочетать и правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.

2) В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз.
3) После смерти старого хозяина наследник вырубил последние берёзы в парке и сбыл по частям всю пахотную землю.
4) Каждое лето мы с ребятами с удовольствием собирали землянику в лесу да бегали на поля за клубникой.
5) Русский литературный язык существует как в устной так и в письменной формах.

  

16. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу (3) и (4) раскачиваясь (5) стонали берёзы и сосны (6) я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

 

17. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.

 

18. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

 

19. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сердце его сильно билось от переполнявших эмоций и чувств (1) и (2) чтобы успокоиться (3) доктор стал вспоминать (4) каким удачным было начало этого сумасшедшего (5) во всех отношениях дня.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-24.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству — во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они — книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок — долгоиграющих тогда ещё не было, — которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»

(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича — первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, — событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот — решительный и важный — произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки — а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня — необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было — навсегда и непоправимо — разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего — благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. (46)И это им удалось! (По С. Львову)

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Искусство скорее раскрывается тому, кто прежде всего сам стремится понять его.
2)  В обществе студентов не было в обычае притворяться и изображать чувства, которые не испытываешь
3) Друзья старались приобщить своего друга к музыкальной культуре.
4) В основе всех выдающихся художественных открытий, шедевров искусства лежат юношеские впечатления.
5) Авторский вечер Д.Д. Шостаковича состоялся зимой 1941 года.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 12-14 поясняют содержание того, о чём говорится в предложении 11
2) В предложении 26 содержится описание состояния рассказчика.
3) В предложениях 28-30 представлено рассуждение.
4) В предложениях 37-39 содержится повествование.
5) В предложениях 32-34 содержится рассуждение. 

22. Из предложения 34 выпишите фразеологизм. 

23. Среди предложений 36-42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Автор текста очень эмоционально рассказывает о приобщении к искусству, —  к настоящей музыке. Живое авторское чувство передают приёмы: (А)__________(«скучав, томился, мучился» в предложении 23), (Б) __________ (предложения 21 22). Троп (В) __________ («огонь творчества» в предложении 2), а также лексическое средство  (Г) __________ («рано или поздно» в предложении 5) — передают особую авторскую интонацию текста».

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма наложения

2) метафора

3) градация

4) фразеологизм

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

 

Запишите в поле ответа последовательность цифр без пробелов.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Для ответа на это задание используйте бланк №2

 

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.