schoolexpert@yandex.ru
Авторы М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Текст 1

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания 1 – 11.

   (1)Сейчас где бы я н… жил у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город которая была в ю…ости. (2)Наоборот я всё чаще и чаще чу…твую что мне (не)хватает дедушкиного дома.

   (3)Может быть потому что дедушкиного дома уже нет – старые ум…рли а молодые переехали в город или (по)ближе к нему. (4)А когда он был всё (не)хватало времени бывать там чаще я его всё ост…влял про запас. (5)И вот теперь там (н…)кого нет и мне кажется что я ограблен что какой(то) мой главный корень обрубл…н.

   (6)Даже если я там бывал ре…ко самой своей жизнью своим очажным дымом доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали делал меня смелее и увере…ее в себе. (7)Я был почти (не)уязвим потому что часть моей жизни моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение он щедрей и правильней распол…гает своей жизнью и его труднее ограбить потому что не все свои богатства держ…т при себе.

   (9)Мне (не)хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором со старой яблоней (обнимая её ствол лезла к вершине могучая виноградная лоза) с зелёным шатром гре…кого ореха.

 (10)Сколько (не)дозрелых яблок по(с,з)бивали мы с нашей старой яблон… сколько (не)дозрелых орехов покрытых толстой зелёной к…журой с ещё нежной ск..рлупой, с ещё (не)загустевш…м ядрышком внутри!

   (11,)Мне (не)хватает пр…сторной кухни в дедушкином доме с её земл…ным полом с большим жарким очагом с длинной тяж…лой скамьёй стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы  или рассказы о разрытых кладах в старых кр…постях.

   (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм или с к…тловины в гору или с горы в ложбину.

   (14)Как одинок как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

   (15)Я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома. (По Фазилю Искандеру)

                                                       

1.В каком предложении раскрывается основная мысль текста?

     1) 1          2) 5          3) 7          4) 8

2.Определите стиль и тип речи текста.

     1) художественный стиль, повествование

     2) художественный стиль, рассуждение и описание

     3) разговорный стиль, повествование 

     4) публицистический стиль, описание и повествование

3.Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

     1) ограблен (в предложении 5)        3) очажный дым (в 6)

     2) шумело (в 7)                                  4) богатства (в 8)

4.Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?

5.Сколько грамматических основ в предложении 8?

6.Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

7.Среди предложений 1 – 6  найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

8.Какое из предложений 1 – 8 связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

9.Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

10.Из третьего абзаца выпишите все частицы.

11.Какое средство выразительности не использовано в тексте?

1) анафора     2) экспрессивный повтор    

3) развёрнутая метафора     4) сравнение