ЛФ1. Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм? Чем фразеологизм отличается от свободного словосочетания?
ЛФ2. Найдите среди словосочетаний фразеологизмы. Составьте и запишите с ними предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов.
Медвежья берлога, медвежья услуга, медвежья походка; золотые руки, золотые часы, золотые серьги; важная деталь, важная мысль, важная птица; выйти из комнаты, выйти из себя, выйти замуж; сбивать с толку, сбивать с дерева, сбивать с пути; белая синица, белая ворона, белая курица; куры не клюют, гуси не клюют, попугаи не клюют; водой не смоешь, водой не разольёшь, водой не намочишь; собаку покормить, собаку съесть, собаку погладить.
ЛФ3. Выберите правильное значение фразеологизма:
1. Что означает фразеологизм «Сизифов труд»?
А. лень
Б. тяжёлая и бессмысленная работа
В. лёгкая работа, не требующая больших усилий
2. Что означает фразеологизм "Троянский конь"?
A. желанный подарок
Б. вещь, поразившая воображение
B. подарок с подвохом
3. Что означает фразеологизм "ни кола ни двора"?
A. успех в каком-либо деле
Б. нечто неопределённое, ни то ни сё
B. отсутствие имущества
4. Что означает фразеологизм "Танталовы муки"?
A. осознание бессилия, невозможности достичь желаемого
Б. муки от боли
В. сострадание к обездоленным
5. Что означает фразеологизм "между Сциллой и Харибдой"?
A. безвыходное положение
Б. то же, что погнаться за двумя зайцами
B. заманчивое предложение с одной и с другой стороны
6. Что означает фразеологизм "плыть по течению"?
А. ложно обещать что-либо
Б. покоряться судьбе, не прилагая усилий
В. возвращаться в исходное положение
7. Что означает фразеологизм "Ахиллесова пята"?
А. один из талантов человека
Б. сильно выраженное качество характера
В. уязвимое место
8. Что означает фразеологизм "закинуть удочку"?
A. начать рыбалку
Б. бросить работу
B. разведать информацию
9. Что означает фразеологизм "держать камень за пазухой"?
A. испытывать неудобства
Б. быть готовым к нападению со стороны кого-либо
B. таить обиду, злобу на кого-либо
10. Что означает фразеологизм "яблоко раздора"?
A. повод к ссоре, к конфликту
Б. предмет, привлекательный для нескольких человек
B. то, что помогает избежать конфликта
ЛФ4. Измените предложения, употребив в них некоторые перечисленные фразеологизмы. Запишите полученный вариант предложений.
Фразеологизмы: правая рука (кого, чья); язык без костей (у кого); водить за нос; водой не разольёшь (кого); как две капли воды; мастер на все руки; семь пятниц на неделе (у кого); и в ус не дуть; держать нос по ветру; (не) держать язык за зубами; как снег на голову; лить воду на мельницу (кого-либо).
А) На него положиться нельзя: он очень часто меняет своё мнение.
Б) Кругом все переполошились, а она не обращает внимания ни на что.
В) Секретарь - главный и незаменимый помощник директора.
Г) Братья очень похожи друг на друга.
Д) Гости приехали так неожиданно, что мы в первую минуту даже растерялись.
Е) Этому человеку нельзя доверять секреты: он обязательно всё разболтает.
Ж) Вот уже двадцать лет они неразлучные и верные друзья.
З) Обычно он много болтает.
И) Отец умеет делать по дому абсолютно всё, все соседи обращаются к нему с просьбами или за советом.
К) Этот беспринципный человек нигде не пропадёт: он всегда умеет приспособиться к обстоятельствам.
ЛФ5. Перепишите предложения, подчеркните фразеологизмы. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Это предложение мне совсем не для души.
2. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не повёл.
3. Он сумел скрыть свои недостатки, сумел взять в руки волю и желание.
4. Не стоит откладывать важные дела в большой ящик.
5. Ему везёт: что бы он ни натворил, ему всё сходит с рук.
6. Народ уже не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы.
7. В этих событиях важную скрипку играют военные.
8. Она знает город как свои десять пальцев.
9. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.
10. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой.
11. Она то и дело поворачивалась к собеседнику, по-видимому, пытаясь найти в его взгляде поддержку.
12. Пётр не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены.
13. Оппоненты долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
14. Фёдор согласился на это невыгодное предложение скрипя сердцем.
15. Завершая концерт, хор спел лебединую песню.
16. Все её ругали на чём свет стоял.
17. Пора уже тебе взяться за свой ум.
18. Он постоянно сидит сложив руки.
19. Ничего не получается - хоть бейся головой об стенку.
20. Львиная часть работы уже выполнена.
21. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.
22. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.
23. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.
24. Записная книжка как сквозь землю провалилась.
ЛФ6. Восстановите недостающие элементы во фразеологизмах.
Без ... (кого?) в голове;
... носа не подточит;
... на губах не обсохло;
как ... в воде;
делать из ... слона;
когда ... на горе свистнет;
... (кому?) на смех;
ни в ... ногой;
как ... на сене;
биться как ... об лёд;
... (кого?) съел;
... отпущения;
стреляный ...;
как ... в бочке;
куда ... костей не заносил;
как угорелая ...;
посыпать ... (что?) пеплом;
работал до ... (какого?) пота;
дразнить ... (кого?);
пустить ... (кого?) в огород;
делить шкуру неубитого ...;
не в ... (кого?) корм;
куда Макар ... не гонял;
подложить ... (кого?);
без ... (чего?) неделя;
как ... (кому?) дробина;
писать как ... лапой.
ЛФ7. Заполните таблицу: укажите значение фразеологизма и составьте с ним простое предложение.
Фразеологизм | Значение | Пример употребления в речи |
Положа руку на сердце | ||
Наломать дров | ||
Вбить клин | ||
Взять себя в руки | ||
Кануть в лету | ||
Пруд пруди | ||
В ус не дуть | ||
Притча во языцех | ||
Темна вода во облацех | ||
Зуб на зуб не попадает | ||
Ничтоже сумняшеся |
ЛФ8. Перепишите предложения, исправляя ошибки в фразеологизмах и расставляя знаки препинания.
1. Руководитель нашей широко известной на отечественном рынке компании оказался в опале а ведь ещё совсем недавно ему пели фимиамы.
2. Я выступаю категорически против любой уравниловки потому что по моему убеждению нельзя всех мерить под одну гребёнку.
3. Героиня драмы Островского "Гроза" убеждена делай что хочешь лишь бы всё было шито-крыто белыми нитками.
4. Когда я думаю о том сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов сердце разлетается на части.
5. Слушая его увлекательные рассказы мы дети просто развешивали порой рты.
6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки что однако не помешало ему стать победителем конкурса.
7. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
8. Когда я узнал что памятник архитектуры будет сохранён у меня душа отлегла.
ЛФ9. Составьте с каждым из данных словосочетаний такие предложения, чтобы в первом случае словосочетание было свободным, а во втором употреблялось в качестве фразеологизма.
Шито белыми нитками
Стричь под одну гребёнку
Номер не прошёл
Вызывать огонь на себя
В час по чайной ложке
Развязаны руки
Закрывая глаза
ЛФ10. Каким фразеологизмам соответствуют данные словосочетания?
1) Служить (честно) преданно.
2) В трудной ситуации.
3) Поразить очень сильно.
4) Добиться любыми средствами.
5) Мчаться стремительно (быстро).
6) Промокнуть насквозь.
7) Трудиться, работать вместе, совместно, преодолевая трудности и объединяя усилия для достижения общей цели.
8) Согласиться с (большой) неохотой.
9) Говорить чистосердечно.
10) Дурачить, обманывать.
11) Обмануть ловко.
12) Появиться неожиданно (внезапно).
13) Дремать, впасть в забвенье.
14) Получить полную свободу действовать.
15) Быть в беспрестанных хлопотах, заботах, не достигая желаемых результатов.
Варианты: от всего сердца; обвести вокруг пальца; клевать носом; верой и правдой; через силу; вертеться как белка в колесе; бок о бок; развязать руки; между молотом и наковальней; водить за нос; до глубины души; не мытьём, так катаньем; сломя голову; со всех ног; до нитки; как снег на голову.
ЛФ11. Восстановите фразеологизмы, отталкиваясь от ключевого слова.
- ЯЗЫК: А) когда человек молчит, Б) когда человек хорошо и убедительно говорит, В) когда человек говорит всё подряд, не думая.
- ВОДА: А) когда занимаются бесполезным делом, Б) когда молчат, 3) когда крепко дружат.
- ВЕТЕР: А) относится к несерьёзному человеку, Б) когда уже не найти кого-то или чего-то, В) когда речь идёт о верности/неверности слову.
- УШИ: А) когда что-то неприятно слышать, Б) когда наивно верят всему, что говорят.
- КОТ: А) когда долго оттягивают выполнение дела, Б) когда имеют дело с незнакомым предметом или явлением.
- РЫБА: А) когда пользуются непонятной ситуацией, Б) когда непринуждённо чувствуют себя в какой-то области; В) когда безрезультатно пытаются добиться результата.
======================================================
ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЕКСИКОЛОГИЯ" В ФОРМАТЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
ЛФ12. Выпишите из фрагмента текста синонимы.
1. – Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?
– Как что? В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – От головы даю пирамидон, от живота бесалол…
– Макар Иванович! Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «От головы, от живота…». Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».
2. На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты.
3. Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве...
4. Он мог не проявиться в предыдущих поколениях, но непроявившиеся крупицы его передавались дальше, копились, дожидаясь своего часа.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно: талант – какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как, например, достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо.
5. Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. Укорам да упрёкам не внемлют. Главное для них – прибыль.
ЛФ13. Выпишите из фрагмента текста фразеологизмы.
1. Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. Все переезды совершались как гром среди ясного неба. Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят, выезжаем завтра». И начинались сборы, лишённые лихорадочной суеты, потому что каждый знал, что делать.
2. Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. Меня упрекали: зачем? Надеялся, что придёт пять-десять человек, – набился полный зал. Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались?» И я не смог ему ответить...
3. Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии на Чернобыльской АЭС, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. Но как переселить всех? Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? Как эвакуировать воробья или голубя? Как поступить с ними? Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. Только человека! Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям...
4. Они вернулись к молу и уселись на железной лестнице.
– Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, – сказал Алексей.
Саша вздохнул:
– А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань. Последние каникулы, прощайте...
– Да не езди ты туда.
– Как это так?
– А так. Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел – и дело в шляпе. Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!
5. А потом я направился к НЕЙ. Позвонил в знакомую дверь. Открыли мне незнакомые люди и сказали, что Мария Фёдоровна Сорокина здесь не живёт. Я вышел из метро и через парк побрёл домой. Был вечер; в Сокольниках над тёмными прудами берёзы тяжело замерли в безветрии; прямая аллея, пересечённая корнями, напоминала мне 1939 год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный, догонял здесь свою Фёдоровну, как я называл Машу, а она то и дело убегала от него. Сокольники – такое место, где на каждом шагу скамейка. Но нелегко сесть на скамейку вечером. Не знаю, как сейчас, но в тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи занятыми.
6. Как же мне не хотелось клепать второй движок! Я всячески отлынивал. Иван даже заплакал. Я работал спустя рукава, не совпадали размеры. В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. Не то что мой, образцовый!
7. Позже стало известно, что в парке заседал два часа симпозиум бандитов и воров. Они съехались для суда над своими «товарищами» и вынесли шесть смертных приговоров, из которых пять исполнены. Шестого они не могут поймать, потому что дело это для них осложнилось. Шестой этот был глава всего общества «законников». Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало. Рассуждал он так: весь смысл жизни бандита – в наиболее лёгком присвоении чужих богатств. А цена и авторитет вещей в человеческом обществе катастрофически падают.
8. И красуется на площади храм, величественный, нарядный, многоцветный. Маковки его одна краше другой. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного, мы вспоминаем мастеров, сотворивших это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники в постройке монастырей, соборов, церквей выражали свой талант. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
9. – Здорово про эти ваши биотоки, – сказал он. – Записал на какую-то кривулю – и всё ясно. Только не верится: наложил электроды, а другие угадали, что я чувствую?
– В какой-то мере.
– Даже если... если я изо всех сил скрываю?
Он поднял глаза, и вдруг на мгновение в них сверкнула такая неистовая ненависть, что я отшатнулась. Миг – и вспышка погасла.
– Тебе надо самому посмотреть опыт! Приходи ко мне в лабораторию. Вдруг это – твоё будущее! Вот мой телефон – позвони накануне.
10. Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. Человек без воображения не способен понять чужую боль. Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. И сильный, но с трусливой душой, терпит поражение.
Поделиться с друзьями: