М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Имя существительное"

ИС1. Дайте письменные ответы к заданиям.

1) Что такое существительное?

2) Перечислите постоянные и непостоянные признаки существительного.

3) Приведите примеры существительных (не менее двух по каждому пункту), у которых

   А) число является постоянным признаком;

  Б) отсутствует падеж как непостоянный признак;

  В) наблюдаются колебания в определении одушевлённости;

  Г) одушевлённость определяется лексически, но не определяется грамматически. 

4) Как определяется род аббревиатур?

5) Какие существительные относятся к разносклоняемым? 

6) Приведите примеры существительных, появившихся в результате субстантивации. 

 

ИС2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Над каждым словом укажите часть речи. Выделенные имена существительные (их 6) разберите по составу. Укажите их постоянные и непостоянные признаки. 

"И дым отечества нам сладок и приятен" иронически замечает беседующий с Софьей Чацкий. Грибоедов в своей комедии процитировал строку из стихотворения «Арфа» Гаврилы Романовича Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне.

Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку использовали также поэты-романтики Константин Батюшков Пётр Вяземский. Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру который в своей поэме «Одиссея» говорит что Одиссей был готов и на смерть лишь бы "видеть хоть дым от родных берегов вдалеке восходящий". Позже эту же мысль повторит сосланный к берегам Чёрного моря римский поэт Овидий в своих «Понтийских посланиях». По-видимому на основе стихотворения Овидия и возникла известная римская пословица Сладок дым отечества.

 

ИС3Выпишите слова в таблицу. Укажите род, одушевлённость и склонение данных существительных.

Образец:

Слово

Род

Одушевлённость

Склонение

Стол

мужской

неодушевлённое

2 субстантивное

Умница

общий

одушевлённое

1 субстантивное

Заведующая

женский

одушевлённое

адъективное

Кино

средний

неодушевлённое

нулевое

Знамя, божество, ФРГ, студенчество, глисты, МКАД, учёный, МВД, ножницы, евро, дедушка, мороженое, учитель, путь, нежность, неряха, Баку, кенгуру, сирота, кофе, пламя, судья, загс, окно, метро, БАМ, Миссисипи.

 

ИС4Запишите слова в таблицу по родам. Укажите одушевлённость и склонение данных существительных.

Образец:

Мужской род  Женский род  Средний род  Общий род  Pluralia tantum 

евро - неодуш., нулевое скл.;

заведующий - одуш., адъективное скл.

рожь - неодуш., 3 субст. скл.;

детвора - не определяется, 1 субст. скл.

чудовище - одуш., 2 субст. скл.;

МВД - неодуш., нулевое скл.

пройдоха - одуш., 1 субст. скл. 

 

шахматы - неодуш., субст. скл.

Ч..совой, армия, к..нгуру, л..ства, тюль, а(т,тт)аше, пр..ныра, клав..ши, ФСБ*, имя, папа, знамя, СССР*, ч..рнила, счастье, чаевые, кофе, ИНН*, м..кроб, бюро, путь, АОЗТ*, дро(ж,жж)и, во(ж,жж)и, молодёж.., задира, обои, такси, прятки, яб..да, любовь, врач, щупальцы, нефть, УАЗ*, соня, ко(р,рр)ективы, га(л,лл)ереи, Гималаи, жадина, говядина, весы, шасси, туфли, гостиная, визави, облака. 
* АОЗТ - акционерное общество закрытого типа

* ФСБ - Федеральная служба безопасности

* СССР - Союз Советских Социалистических Республик

* ИНН - индивидуальный номер налогоплательщика

* УАЗ - Уральский автомобильный завод

 

ИС5Выпишите из предложений (в той же форме, что и в предложениях) все имена существительные в данную таблицу. Определите и укажите их одушевлённость, апеллятивность, род, склонение, падеж и число.

             Слово           

           Одушевлённость     

Апеллятивность

(собственное или нарицательное)

           Род           

              Склонение             

            Падеж         

            Число         

 полотна

в усадьбе

неодушевлённое

неодушевлённое

нарицательное 

нарицательное

 средний

женский

2 субстантивное

1 субстантивное 

винительный

предложный

 множественное

единственное

Примечание. Если у имени существительного нет формы винительного падежа множественного числа, то грамматически одушевлённость не определяется, но может определяться по смысловому вопросу кто? или что? В этом случае возможна вариативная запись, например, листва - грамматически не определяется / неодуш. (что?)

1) Многие полотна, написанные Поленов..м, можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по имени своих владельцев Поленов..м.

2) Полёт в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг, совершённый Гагарин..м. Город Гжатск Смоленской области, где родился и вырос первый космонавт, теперь называется Гагарин..м.

3) Сражение под Бородин..м стало переломным моментом в Отечественной войне и отразилось в известном стихотворении, написанном Лермонтов..м. 

4) Обозначенные в таблице очки, набранные мной в ходе соревнований, дедушка смог разглядеть только через очки.

5) Проезжая по будням мимо ворот местного НИИ*, учащиеся педагогического училища, преподаватели МГИМО* и судьи районного суда вспомнили об учёных, которые разработали критерии оценки результатов государственной аттестации.

* НИИ - научно-исследовательский институт

* МГИМО - Московский государственный институт международных отношений 

ИС6Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа. 

Чулки, бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки, носки.

 

ИС7. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Обратите внимание на то, что все существительные в скобках должны быть употреблены в форме множественного числа. Укажите в скобках грамматические категории всех имён существительных: одушевлённость, апеллятивность, род, склонение, падеж, число. 

Образец: Пете (одуш., собств., м.р., 1 субст. скл., дат. падеж, ед. число) купили велосипед (неодуш., нариц., м.р., 2 субст. скл., вин. падеж, ед. число). 

1) Мать велела мне купить несколько (простыни).

2) Не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по шесть (килограммы) (яблоки) и (помидоры).

3) В углу стояло несколько (кочерга).

4) Рим пал от нашествия (варвары).

5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли).

6) Отец привез из Самарканда несколько (дыни).

7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки).

8) Осенью бывает много (свадьба).

9) Иван Андреевич Крылов написал много (басни).

10) На (дно) озёр было обнаружено множество предметов, унесённых наводнением. 

 

ИС8. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Глаголы поставьте в форму прошедшего времени. Укажите все грамматические категории имён существительных: одушевлённость, апеллятивность, род, склонение, падеж, число. 

Образец: Пете (одуш., собств., м.р., 1 субст. скл., дат. падеж, ед. число) купили велосипед (неодуш., нариц., м.р., 2 субст. скл., вин. падеж, ед. число). 

1) У мчавшегося в санях Константина Петрова на руке (вздуться) (огромный) мозоль.

2) На окна повесили (красивый) тюль.

3) Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль.

4) Отличники нашей школы гордится (свой) (табель).

5) Машина ехала по (асфальтированный) шоссе.

6) На озере (плавать) (черный) лебедь.

7) Во время путешествия по Закавказью и юго-востоку Азии меня (поразить) (великолепный) Тбилиси и (вдохновить) (величественный) Хуанхэ. 

8) Когда (передний) шасси самолёта всё же удалось выпустить, лётчик Красносельский испытал настоящее счастье.