ПРП1. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Дайте каждому из них полную характеристику (см. образец здесь).

  1. Люблю Отчизну я но странною любовью! (М.Ю. Лермонтов)
  2. Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. (И.С. Тургенев)
  3. Николай Петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса крепко стиснул его обнажённую красную руку. (И.С. Тургенев)
  4. И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь)
  5. Внимать вам долго понимать душой всё ваше совершенство пред вами в муках замирать бледнеть и гаснуть вот блаженство! (А.С. Пушкин)
  6. Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах он прошагал между стеной и столом почти дошёл до койки но несмотря на свою сановитую плотность преспокойно исчез растворившись в воздухе. (В.В.Набоков) 
  7. Ты добр умён нежен благороден и... гибнешь! (И.А. Гончаров)
  8. Друг нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А.С. Грибоедов)
  9. Не губи ты нашу душу выплесни ты нас на сушу! (А.С. Пушкин)
  10. Слегка шумя своею белою бальною робой убранною плющом и мохом и блестя белизной плеч глянцем волос и бриллиантов она прошла между расступившимися мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана полных плеч очень открытой по тогдашней моде груди и спины и как будто внося с собою блеск бала подошла к Анне Павловне. (Л.Н. Толстой)
  11. Паниковский вам было поручено встретиться сегодня с нашим подзащитным и вторично попросить у него миллион сопровождая эту просьбу идиотским смехом? (И.А. Ильф и Е.П. Петров)
  12. Идёшь по весеннему парку благоухающему апрельскими ароматами и радуешься. 

 

ПРП2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Дайте полную синтаксическую характеристику каждому предложению.

 

  1. Раскольников разглядел худенькое но милое личико девочки улыбавшееся ему и весело на него смотревшее.
  2. Человек помолчал и вдруг глубоко чуть ли не до земли поклонился ему.
  3. Небольшая низенькая комнатка была очень уютно обставлена дорогой итальянской мебелью. 
  4. Все расступились и государь улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома вышел из дверей гостиной.
  5. Анна Павловна прохаживаясь по своей гостиной подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.
  6.  Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел мельчал и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.
  7. Счастливый сияющий точно «с месяцем во лбу» пришёл он домой сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».

 

ПРП3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. В конце каждого предложения в скобках укажите все осложняющие элементы. Сложным предложениям дайте полную характеристику. 

  1. Осень порой приходящую внезапно а иногда долго притворяющуюся непрекращающимся летом часто называют скучной и тоскливой порой.
  2. Словно совсем недавно ещё два дня назад было тепло и вольно и хорошо и в лесу и в поле. 
  3. А в двадцатых числах сентября в средней полосе России погода как правило резко меняется становясь пасмурной и дождливой. 
  4. С одной стороны короче становятся наши прогулки и тускнеет игра света и тени.
  5. С другой стороны наступает необыкновенно красивая пора "пышного природы увяданья" воспетая впрочем не только Пушкиным но и многими другими поэтами. 
  6. В октябре делающиеся серыми и однообразными фасады домов кажутся одинаковыми и неприглядными.
  7. В тихую осень полную красок вдруг врываются затяжные дожди и ветры.
  8. Золото осени ещё не тускнеет а завораживает художников и продолжает радовать нас на их полотнах. 

 

ПРП4. А) Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить только одну запятую. Б) Выпишите выделенные предложения 6, 8, 15, 23, выделите в них все члены предложения и дайте полную синтаксическую характеристику каждому из этих предложений

  1. Необыкновенно пленяющая самобытная красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся как оттиски руки человека так и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерны как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
  6. Суп и салат приготовила мама и пожарила картошку.
  7. Из распахнувшейся обитой чёрной клеёнкой двери вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами. 
  8. Тогдашними критиками и тогдашнею публикой были равно не поняты и недостатки и достоинства пушкинской поэмы «Полтава»
  9. Амундсен учитывал в своих экспедициях не только природные особенности Антарктики и опыт других учёных но и технические возможности своего времени.
  10. Брат обещал позвонить из Севастополя либо отправить телеграмму.
  11. Я стал посещать музеи и галереи и много читать.
  12. На защиту родины встал и стар и млад.
  13. Лицо Николая и его голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
  14. Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
  15. Актёры театра Шекспира шутили слыша реплики из зала и отвечая ожиданиям зрителей играли комические роли особенно гротескно
  16. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
  17. В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы.
  18. Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв.
  19. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.
  20. Татьяна Николаевна где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?
  21. Море искрилось и шумело и играло волнами.
  22. К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красноголовые дятлы.
  23. К счастью вскоре недоразумение разрешилось и не позволило разгореться новой ссоре.
  24. Что это за человек и какое нужно с ним обращение?