ПРП1. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Дайте каждому из них полную характеристику (см. образец здесь).
- Люблю Отчизну я но странною любовью! (М.Ю. Лермонтов)
- Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. (И.С. Тургенев)
- Николай Петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса крепко стиснул его обнажённую красную руку. (И.С. Тургенев)
- И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь)
- Внимать вам долго понимать душой всё ваше совершенство пред вами в муках замирать бледнеть и гаснуть вот блаженство! (А.С. Пушкин)
- Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах он прошагал между стеной и столом почти дошёл до койки но несмотря на свою сановитую плотность преспокойно исчез растворившись в воздухе. (В.В.Набоков)
- Ты добр умён нежен благороден и... гибнешь! (И.А. Гончаров)
- Друг нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А.С. Грибоедов)
- Не губи ты нашу душу выплесни ты нас на сушу! (А.С. Пушкин)
- Слегка шумя своею белою бальною робой убранною плющом и мохом и блестя белизной плеч глянцем волос и бриллиантов она прошла между расступившимися мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана полных плеч очень открытой по тогдашней моде груди и спины и как будто внося с собою блеск бала подошла к Анне Павловне. (Л.Н. Толстой)
- Паниковский вам было поручено встретиться сегодня с нашим подзащитным и вторично попросить у него миллион сопровождая эту просьбу идиотским смехом? (И.А. Ильф и Е.П. Петров)
- Идёшь по весеннему парку благоухающему апрельскими ароматами и радуешься.
ПРП2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Дайте полную синтаксическую характеристику каждому предложению.
- Раскольников разглядел худенькое но милое личико девочки улыбавшееся ему и весело на него смотревшее.
- Человек помолчал и вдруг глубоко чуть ли не до земли поклонился ему.
- Небольшая низенькая комнатка была очень уютно обставлена дорогой итальянской мебелью.
- Все расступились и государь улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома вышел из дверей гостиной.
- Анна Павловна прохаживаясь по своей гостиной подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.
- Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел мельчал и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.
- Счастливый сияющий точно «с месяцем во лбу» пришёл он домой сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».
ПРП3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. В конце каждого предложения в скобках укажите все осложняющие элементы. Сложным предложениям дайте полную характеристику.
- Осень порой приходящую внезапно а иногда долго притворяющуюся непрекращающимся летом часто называют скучной и тоскливой порой.
- Словно совсем недавно ещё два дня назад было тепло и вольно и хорошо и в лесу и в поле.
- А в двадцатых числах сентября в средней полосе России погода как правило резко меняется становясь пасмурной и дождливой.
- С одной стороны короче становятся наши прогулки и тускнеет игра света и тени.
- С другой стороны наступает необыкновенно красивая пора "пышного природы увяданья" воспетая впрочем не только Пушкиным но и многими другими поэтами.
- В октябре делающиеся серыми и однообразными фасады домов кажутся одинаковыми и неприглядными.
- В тихую осень полную красок вдруг врываются затяжные дожди и ветры.
- Золото осени ещё не тускнеет а завораживает художников и продолжает радовать нас на их полотнах.
ПРП4. А) Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить только одну запятую. Б) Выпишите выделенные предложения 6, 8, 15, 23, выделите в них все члены предложения и дайте полную синтаксическую характеристику каждому из этих предложений.
- Необыкновенно пленяющая самобытная красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
- К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся как оттиски руки человека так и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
- Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
- Для художественной речи характерны как образность так и эмоциональность.
- Поэту видится то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
- Суп и салат приготовила мама и пожарила картошку.
- Из распахнувшейся обитой чёрной клеёнкой двери вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами.
- Тогдашними критиками и тогдашнею публикой были равно не поняты и недостатки и достоинства пушкинской поэмы «Полтава».
- Амундсен учитывал в своих экспедициях не только природные особенности Антарктики и опыт других учёных но и технические возможности своего времени.
- Брат обещал позвонить из Севастополя либо отправить телеграмму.
- Я стал посещать музеи и галереи и много читать.
- На защиту родины встал и стар и млад.
- Лицо Николая и его голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
- Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
- Актёры театра Шекспира шутили слыша реплики из зала и отвечая ожиданиям зрителей играли комические роли особенно гротескно.
- Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
- В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы.
- Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв.
- Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.
- Татьяна Николаевна где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?
- Море искрилось и шумело и играло волнами.
- К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красноголовые дятлы.
- К счастью вскоре недоразумение разрешилось и не позволило разгореться новой ссоре.
- Что это за человек и какое нужно с ним обращение?