М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Орфография, пунктуация, лексика и фразеология. Обобщение и повторение изученного

1. Замените фразеологизм одним словом.

 рукой подать = ______________

душа в душу =  ______________

на краю света =  ______________

повесить нос =  ______________

зуб на зуб не попадает =  ______________,

зарубить на носу =  ______________

через пень-колоду =  ______________

делать из мухи слона =  ______________

язык прикусить =  ______________

намылить шею =  ______________

как снег на голову =  ______________

 

2. Соберите 5 фразеологизмов из слов: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

1)_______________________________________________________________

2)_______________________________________________________________

3)_______________________________________________________________

4)_______________________________________________________________

5)_______________________________________________________________

3. Восстановите пословицы, обе части которых соединены неверно, расставьте знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло / не научиш(?)ся. ________________________________________

2) Хорош(?) садовник / собереш(?) хлеба на грош(?). ________________________________

3) Не помучиш(?)ся / не посееш(?) - не взойдут. _____________________________________

4) Не удобриш(?) рож(?) / плеч(?) не оттянет. _______________________________________

5) Бобы не грибы / хорош(?) и крыжовник. __________________________________________

4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.

Зима для всех тяжела и для птиц и для зверей и для муравьёв. (Не)легко п..р..зимовать холодную пору. Когда наступа..т долгожда..ая весна вып..лзают из своих нор муравьи. Гол..дно сейчас надо помоч.. им.  Я увид..л рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока пор..з..вела. Проткнул я берёсту с солнечной ст..р..ны и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре сразу наст..р..жился усами зашев..лил свернул к ближней капельке и стал пить.

5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделенные слова разберите как часть речи.

Павел Михайлович Третьяков был извес..ным русским фабрикантом б..гатым купцом а так(же) исти..ым другом художников. Он употр..блял свое сост..яние на пр..обр..тение к..ртин русских жив..писцев. Третьяков покупал их у знам..нитых и молодых мастеров если вид..л в них т..лант и преда..ость и..ку..тву. Тихо без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда Третьяков собрал большую ко..екцию то передал её в дар Москве.

Когда Третьякова не стало его дом пр..вратился в музей и фасад га..ереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разр..ботать Виктору Михайловичу Васнецову. И он создал чудес..ный терем. Красный белый с резными каме..ыми укр..шениями с золотым круж..вом под крыш..й. Высоко над входом ра..пол..жился древний герб Москвы Георгий Победоносец поб..ждающий змея. 

 

6. Выполните морфемный разбор слов.

Перевозчик, орешек, пожарник, старец, стыдливый,  пальтишко, игривый, тракторист, рязанец, редкость, пушистый.

  

7. Спишите, вставляя пропущенные буквы С, СС, ЗЗ или З.

Бе..болезненный, ра..читывать, бе..шумный, бе..вучный, в..дыхать, бе..цельный, бе..жалостный, ра..казать, бе..чувственный, в..крикнуть, ра..жимать, в..порхнуть, ра..гадать, ..дуть, и..чезать, ра..чёт, бе..мертный.

 

8. Вставьте пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания. Выделите изученные орфограммы.

Отр..стить, ч..лка, прил..гательное, крыж..вник, ш..лковый, р..сток, кас..тельная, пол..жить, прик..саться, ш..колад, зар..сли, выр..щенный.

 

9. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все члены предложения.

Мы предпол..гали выехать до ра…вета но выехали поз..но. 

В степи ст..яла тишь а р..стительность встр..чалась ре(т,д)ко. 

Ж..лудь плод дуба.

 

10. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделенные слова разберите как часть речи

 Признаки пр..бл..жения в..сны

Из ра..пахнутой син.. неба улыбал..сь ласк..вое со..нце. Пр..рода возр..ждал..сь пробуждал..сь от зимн..го сна. Снег в лесу (с)легка поч..рнел. (С)начал.. на снегу выступила обл..тевшая к..ричн..вая хвоя. Потом по..вилось много сухих суч..ев заж..лтели прошлогодние опа..шие листья проступили проталины.

Гр..чи д..вно ра..хаж..вали по двору и начали вить гнёзда в рощ.. . Скв..рцы и жаворонки то(же) ра..пол..гались на новых кв..ртирах. Отец с восх..щением ра..казывал что вид..л прил..тающих л..б..дей. Пр..крас..ные белые птицы л..тели высоко и отец едва мог ра..мотреть их ра..ий прилёт.

Река ра..лилась а вода ещё пр..бывала. Над озером бе..пр..ста..о прон..сились большие стаи перелётных птиц. Они то(же) во..вр..тились из мест зимн..го пр..бывания.