М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Подготовка к ВПР

РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К ВПР. ПЕРВЫЙ ЭТАП

 

1. Перепишите текст, расставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавьте текст. Выполните разборы (цифра 2 – разбор слова по составу, цифра 4 – синтаксический разбор предложения).

Из первого абзаца выпишите все слова, в которых звуков меньше, чем букв (подсказка: таких слов шесть).

 

Погода стала ре(с,з)ко менят__ся. Из__за далёкого2 г__ризонта пр__ближались ни(с,з,зс)кие обл__ка. Со__нце выгл__нуло из__за туч__ мелькнуло в голубом просвет__ и и__чезло.

Пот__мнело. Ветер нал__тел бросил в воду сухие листья погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,–прог__ворила2 Нина. Вет__р (не)просто дул а нал__тал всякий раз с новой силой. Зашуршал камыш__ и на воде по__вились круги от первых кап__ль. Валерка громко закр__чал: «Бежим, ребята!».

Но  вот  всё понемногу  утихло  и (с)нов__  пок__залось  со__нце. Только ре(т,д)кие капли дождя падали на землю4. Они повисали в траве и в каждой капле отр__жались солн__ч__ные лучи.

(По В.П. Астафьеву)                                                                                                    89 слов

 

2. Перепишите текст, расставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавьте текст. Выполните разборы (цифра 2 – разбор слова по составу, цифра 4 – синтаксический разбор предложения).

Из первого абзаца выпишите все местоимения (подсказка: местоимений в этом абзаце девять).

 

Дог__рала2 предз__катная з__ря. Начал расст__латься2 туман который затруднял видимость дорог(е,и). Я решил (не)медле__о вернут__ся домой. Быстрыми шагами миновал зар__сли кустов и ост__новился. У ног моих простиралась р__внина а за нею стеной возвышался какой-то мрач__ный лес. За этим лесом в__днелся холм а на его склон(е,и) белела тр__ва. (Не)ужели мне пришлось заблудит__ся? И что теперь делать?

Я выбрался на опушку и пош__л через поле4.  Кругом росла высокая рож__. Трудно было проб__раться по узкой тр__пинке. Ноч__ная птица промчалась мимо и к__снулась меня крылом4.

Но вот на неб__свод(е,и) стали заж__гаться звёзды. Забл__стел серп м__л__дого месяца. Теперь я знал дорогу и предпол__гал что скоро ок__жусь дома. (По И. С. Тургеневу)                                      101 слово

 

3. Перепишите текст, расставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните разборы (цифра 2 – разбор слова по составу, цифра 4 – синтаксический разбор предложения). Из первого абзаца выпишите все прилагательные (подсказка: прилагательных в этом абзаце восемь).

 

Начало зимы

Поз__ней осенью в средней пол__се Ро(с,сс)ии обыч__но вып__дает2 первый снег. Пуш__стые сн__жинки к__саются земли и она од__вается в белую шубку. Заг__раются и бл__стят разн__цветные2 иск__рки с__р__бристого ин__я4. Вода т__мнеет среди пр__брежных зар__слей пр__вращает__ся в тонкий лёд.  

Как прекрас__на зимой берёзовая роща! Веточ__ки покрыты хлопьями но от любого прик__сновения сн__жинки осыпают__ся. А в ельнике2 снег так засыпал деревья что их не узнаешь. Ёлочка становит__ся похожей на причудл__вую снежную бабу.

В зимние дни дома (не)сидит__ся. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хоч__т почу__ствовать свежесть первого моро(з,с)ца, с(и,ы)грать в снежки. «Здра__ствуй, зима!» — радос__но говорят люди.                                                                                                                                                                    93 слова

 =============================================================

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К ВПР. ВТОРОЙ ЭТАП

 

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 

Выполните разборы: 1 – фонетический разбор слова, 2 – разбор слова по составу, 3 – морфологический разбор, 4 - синтаксический разбор предложения.  

Из первого абзаца выпишите все слова, в которых звуков меньше, чем букв.

В третьем абзаце укажите часть речи над каждым словом.

 

Осе(н/нн)яя ночь

Почу(?)ствуйте как хороша осенью лу(н/нн)ая ноч(?) в окрес..ностях села (и/И)льинского! По сторонам прое(ж,жж,зж)ей дорог.. застыли м..лодые д..рев..я берё..ки¹ ели сосны осинки4.

Ре(т/д)кие сн..жинки падают на спящую землю и (ярко)ж..лтая луна осв..щает избушку л..сника которая ра..пол..жилась2 около у..кой реч(?)нки (л/Л)юбани. Мрач(?)ное небо п..стрит потр..сающими по красоте звёздами и (с)высока ра(с,зс,сс)матривает н..чную землю.

Кругом стоит (не)обыкнове..ая тиш..на. Но вдруг (с)лева п..слышался какой(то) лё..кий шелест л..ствы. «Да это же белоч..ка!» – прокричал я. На меня3 п..сыпались л..сточки когда она п..р..прыгнула с одной веточк.. на другую.

Луч(?) луны бр..сает в..лшебный свет на п..ляну и д..рев..я г..рят всеми цв..тами радуги оранж..выми з..лотыми б..гряными. (Во)круг пёстрые огни поз(?)ней ос..ни. Здра(?)ствуй осе(н/нн)яя ноч(?)!                                                                                                                                                                             105 слов

=============================================================

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К ВПР. ТРЕТИЙ ЭТАП (домашнее задание на 20 октября)

Перепишите текст, вставляя буквы и знаки препинания. Выполните разборы: 1 – фонетический разбор слова, 2 – разбор слова по составу, 3 – морфологический разбор. 

Рябина - осе..яя кр..савица. Другие дерев..я уже отдали свои пл..ды а она3 только нач..нает нар..жат(?)ся2 (ярко)красными яг..дами. Рябину встрет..шь¹ (по)всюду на опушках в парках на п..лянах. 

 

О разборах (уровень представленной информации ориентирован на учащихся 7-11 классов)