К теме "Словосочетание"
1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выпишите из каждого предложения все возможные словосочетания. Обозначьте главное слово, укажите вопрос от главного слова к зависимому. Над каждым словом укажите часть речи.
Летняя жара заставила зайти нас в густую рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Мой друг Иван сел на толстый конец упавшей березы а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперёд по телу Ивана по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далёком светлом небе.
2. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Выпишите из каждого предложения все возможные словосочетания. Обозначьте главное слово, укажите вопрос от главного слова к зависимому. Над каждым словом укажите часть речи.
Наступило славное свежее июльское утро; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури. Мелкая роса высыпала на листьях и травах блистала серебром на паутинках. Влажная земля бережно хранила румяный след зари. Со всего неба сыпались песни жаворонков. Дорога из Марьина огибала лесок. Лёгкая пыль лежала на ней, не тронутая со вчерашнего дня ни колесом ни ногою.
(По И.С. Тургеневу)
К теме "Предложение"
3. Перепишите текст, вставляя буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор каждого предложения: подчеркните все члены предложения, дайте характеристику. Образец синтаксического разбора здесь.
Русский народ (из)давн.. сжился с окружающими его др..мучими лесами пр(а,о)сторными полями и (полно)водными реками. Особой гордостью (С,с)еверной пр..роды являет(?)ся сосна. Красавицу сосну с тёмно(зелё..ой) хвоей встретиш(?) (по)всюду. Это дерево пр(е,и)живает(?)ся на самой различ(?)ной почве. М..лодые сосенки быстро р..стут и увелич..вают(?)ся за год пр..мерно на пят(?)десят сантиметров. Они (н..)боят(?)ся (н..)морозов (н..)засухи (н..)ветров сосны дож..вают обычно до трёх(сот) пяти(десяти) лет и дост..гают высоты более тридцати метров.
Человек (по)разному и(з,с)пользу..т сосну. Её сажают что(бы) ок..зать сопр..тивление вредным явлениям пр..роды. Сосны которые посаже..ы (в)доль железно(дорожного) пол..тна задерж..вают снег. Если сосны высаже..ы у вод..ёмов то они задерж..вают движ..щиеся пески.
4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
1) Зайку брос..ла х..зяйка под д..ждём остался зайка.
2) Наша Таня громко плач..т ур..нила в реч..ку мяч..к. Тише Танеч..ка не плач.. не утон..т в речке мяч..
3) Нет напрас..но мы решили прок..тить кота в маш..не кот катат..ся (не)пр..вык опр..кинул г..узовик.
4) Я люблю свою лошадку пр..чешу ей ш..рстку гладко гр..бешком пр..глажу хвостик и верхом поеду в гости.
5) Ур..нили мишку на пол от..рвали мишке лапу (всё)р..вно его (не)брошу (по)тому(что) он хороший.
6) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.
7) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.
8) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.
9) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
10) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.
5. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.
Кедры р..стут высоко в горах ветры их (на)бок сг..бают ст..рают..ся к земле накл..нить. А он высок могуч.. он вц..пился к..рнями в землю и тянет..ся всё выше и выше к со..нцу.
Всем извес..но что на концах веток обыч..но кедровые шишки в..сят. Орешки ещё (не)поспели и лес зам..р в ож..дании. (Во)круг много зверьков и птиц живёт и кедр всех лесных жителей корм..т. (Не)угомо..ая белка свал..т шишку на землю вын..т орешки два-три с..ест но один (не)пр..ме..о урон..т и тогда утащ..т ореш..к в норку юркая мыш(?). Она по деревьям взб..рат..ся (не)уме..т однако вкусные орешки любит а (по)тому к..раулит белок ждёт когда они урон..т свои пр..пасы.
Поз..ней осе..ей порой ещё больше зверьков и птиц можно увид..ть на кедре. Они соб..рают и пряч..т кедровые орешки под камни или зарывают про з..пас в землю.
6. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Выделенные слова разберите по составу.
(На)конец(то) (долго)жда..ая весна пр..шла с отт..пелью и с мартовскими грозами. Но (не)ожида..о для всех на четвёртой недел.. марта нач..лся могучий снег..пад и всё в природе ре..ко изм..нил..сь. Снег глухим од..ялом заст..лил землю и птич..ю пищу.
П..рнатым стало и хол..дно и гол..дно. Уже д..вно (не)пр..летали птиц.. на зимнюю кормушку и горсть ра..бухших от сырости семеч..к (не)пр..влекала даже вороб..ёв. Но в этот день вспомн..ли всё(же) птич..ки о зимн..й ст..ловой. Даже скв..рцы пр..сели на край и осторожно скл..вали старые крошки.
Но нашлись и такие птицы которые искали сп..сения в паническом бегстве. Пол..тели на юго(запад) зяблики певчие дрозды да жаворонки. Обг..няют их и ле..ко пр..одол..вают встречный ветер над Доном бе..числе..ые чибисы. Даже в (пол)день когда стало пр..гревать со..нце поток стай не пр..кратился.
Вскоре после весе..его снег..пада п..р..лётные птицы в..рнулись. Вот так в апреле многих птиц нам дов..лось встр..чать дважды.
7. Перепишите предложения-загадки, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические оснвы. Напишите отгадки.
1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели.
2) Ах не трогай меня обожгу и без огня.
3) В слове альфа заменим одну букву да прибавим трос сразу птицу получаем. Что за птица вот вопрос.
4) Ловит рыбку старичок а на чем висит крючок?
5) Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает?
6) Узнать его нам просто узнать его легко высокого он роста и видит далеко.
7) Что все мы носим много лет хоть счёту им не знаем?
8) Ах люблю я прямоту и сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю.
9) Я как зонт не промокаю от дождя вас защищаю и от ветра укрываю.
10) Ночью каждое оконце освещает тускло...
11) Скачет наш котёнок ловко очень любит он...
12) Мышь считает дырки в сыре три плюс две всего...
8. Составьте из данных слов предложения и запишите их.
1) Середина, быть, март. Весна, дружный, в, год, этот, выдаться. Изредка, короткий, дожди, выпадать.
2) Берёзовые, набухать, почки. Барашки, на, пожелтеть, вербы. Вылететь, из, пчёлы, улья, за, нектар, первый.
3) Весной, искать, корм, свой, скворец, на, земля. Истреблять, в, сады, и, он, огороды, насекомые, вредные.
9. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы.
Мы ра..пол..жились в лесу (не)(по)далёку от (не)большой п..ляны. День и ноч.. у нас г..рел костёр (по)тому(что) ночью было холодно а днём пр..ходилось готовить еду. Однажды вечером у костра нач..л сопеть какой(то) (не)ведомый зверь. Мы (с)начал.. наст..р..жились однако через (пол)часа заметили как зверь высунул из травы мокрый чёрный нос и долго нюхал воздух и др..жал от жадности. Потом из травы пок..залась острая морда с ч..рными пронзительными глазками. Это из зар..слей вылез маленький барсук. На ск..в..родке жарилась и шипела картошка. Барсук был (на)столько голоден что (не)поб..ялся огня прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Конечно же он (не)медле..о обж..гся и даже зав..зжал от боли. Пр..шлось смазать его люб..пытный нос жиром и нак..рмить орехами и грибами. (По К.Г. Паустовскому)
10. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Выполните все разборы (обратите внимание: все номера разборов выделены цветным фоном).
1. Побежал он на перрон влез1 в отцепле..ый2 вагон внёс1 узлы и ч..моданы ра..совал2 их под д..ваны сел в углу перед окном и заснул спокойным1 сном. 4
2. Дама ..давала2 в багаж д..ван ч..модан3 сакв..яж к..ртину к..рзину к..ртонку и маленькую3 собач..нку2.
3. Мимо зеркал по узорам ковра медле..ым шагом идут в номера строгий швейцар в сюртуке с галунами следом — пр..езжий в широкой3 панаме следом — ст..руха в дорожных1 очках следом — д..вица с мартышкой в руках.4
4. Что же мне делать? Я очень устала! мистеру Твистеру дочь прош..птала2. Если ночлега н..где не найдём3 может быть куп..ш.. какой(нибудь) дом?4
5. Куп..ш..!— отец отвечает вздыхая1. — Ты не в Чикаго моя дорогая. Дом над Невою купить бы я рад… Да (не)захоч..т продать Ленинград!
6. Есть говорит3 он две комнаты рядом с ва..ой гости..ой ф..нтаном и садом. Если хотите я вас пров..ду только при этом имейте (в)виду комнату (с)прав.. снимает китаец комнату (с)лев.. снимает малаец. Номер над вами снимает монгол. Номер под вами — мулат и креол!..
(С.Я. Маршак)
11. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Выполните все разборы.
вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Выполните синтаксический разбор выделенных предложений. Схема синтаксичекого разбора здесь.
Выполните морфологический разбор слов, выделенных синим цветом (таких слов четыре: два имени существительных и два глагола). Схемы разборов здесь.
Зн..менитый писатель п..дагог и журналист К..нстантин Г..орг..евич Паустовский р..дился Москве в с..мье отст..вного унтер-офицера который служил на ж..лезной дорог..
Св..ему отцу писатель посв..тит книгу "Д..лёкие годы".
Ю..ость и молодость Паустовского прошли в Киев.. и Одесс.. но в возр..ст.. тридцати лет писатель возвр..щает..ся в Москву. (Н..)мало лет он прослуж..т ко..еспондентом газеты "Правда" и журнала "Три..цать дней". В годы (В,в)елик..й (О,о)течестве..ой (В,в)ойны Паустовский находит..ся на Южном фронт.. и пиш..т вое..ые оч..рки.
Творч..ское н..следие писателя составляют десятки ра..казов и пов..стей. Они перев..дены на многие языки мира. Его ра..каз "Телегра..а" произвёл такое сильное вп..ч..тление на (А,а)мериканскую актрису Марлен Дитрих что она во время визита в Москву пож..лала лично встретит..ся с Паустовским и встать перед ним на к..лени.
Особое место в творчеств.. К..нстантина Г..орг..евича занима..т книга "Мещёрская сторона". Что(бы) почу..ствовать оч..рование Мещёры приведём (не)большую ц..тату из пов..сти.
"Л..са в Мещёре разбойничьи глухие. Нет большего отдыха и насл..ждения чем идти весь день по этим лесам по (не)знакомым дорогам к какому(нибудь) дальн..му оз..ру. Путь в лесах это ки..ометры т..шины бе..ветрия. Это ост..рожное п..р..пархивание птиц. Это ж..сткая трава холодные белые гр..бы з..мляника л..ловые к..л..кольчики на п..лянах дрож.. оси..овых листьев торжестве..ый свет и л..сные сум..рки когда из мхов тян..т сыростью и в траве г..рят св..тляки".
(196 слов)
Поделиться с друзьями: