М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по теме "Односоставные предложения"

Блок 1. Теория

О каких типах предложений здесь идёт речь? 

Ответы можно давать, используя условные сокращения: ОЛ – определённо-личное, НЛ – неопределённо-личное, ОбЛ – обобщённо-личное, БЛ – безличное, Н – назывное, ДС – двусоставное, НП – неполное. 

Образец

11) Н

12) ДС

1) В таких предложениях есть и подлежащее, и сказуемое.

2) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа или в форме прошедшего времени множественного числа.

3) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено глаголом, употребляемым в форме только 3 лица единственного числа или в форме среднего рода в прошедшем времени.

4) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено категорией состояния или словом «нет».

5) В таких односоставных предложениях есть только подлежащее.

6) В таких односоставных предложениях сказуемое обозначает действие, относящееся ко всем и каждому.

7) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа. 

8) К какому типу относится предложение «По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь»?

9) Верно ли, что предложение «Вообще там денег тратить не любили» является обобщённо-личным? Если нет, то каким оно является? 

10) Верно ли, что предложение «Не спите ещё, Николай?» является двусоставным? Если нет, то каким оно является?

========================================================================================= 

Блок 2. Практика

А) Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. 

Б) Укажите тип односоставных предложений (в сложных предложениях укажите тип каждой части в отдельности). Используйте сокращения из задания 1. 

В) Выделите грамматическую основу в каждом предложении. 

ОбразецПрошу покорно, здесь теплее (ОЛ, БЛ).

1)   У нас ругают везде а всюду принимают. 

2)   Ей сна нет от французских книг а мне от русских больно* спится.

3)   Вот попрекать мне станут что бе́з толку всегда журю́*. 

4)   Раскланяйся — тупеем* не кивнут

5)   Мундир, один мундир!  

6)   Представь: их как зверей выводят напоказ. 

7)   Уж Софье Павловне какой не приключилось ли печали?

8)   Не быть тебе в Москве не жить тебе с людьми! 

9)   Желаю вам дремать в неведеньи счастливом! 

10)   Вот так же обо мне потом заговорят.

11)   Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.  

12)   В тени у высокой колонны дрожу от скрипа дверей.

13)   И дерзкое возбудишь подозренье сменив в конце привычные черты.

14)   И в жёлтых окнах засмеются что этих нищих провели.

15)   В последний раз опомнись старый мир! 

 (Предложения 1-10 – из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Предложения 11-15 – из поэзии А.А. Блока)

Больно – в данном случае: очень. Журить – слегка ругать, укорять. Тупей – вид причёски: взбитый хохол с зачёсанными назад волосами.

 

Критерии  оценивания

Блок 1:

9-10 верных ответов – «5», 7-8 верных ответов – «4», 5-6 верных ответов – «3», 1-4 верных ответов – «2», ни одного верного ответа – «1».

Блок 2:

Отсутствие оценивается 100 баллами. За каждую синтаксическую ошибку вычитается 4 балла, за каждую пунктуационную ошибку вычитается 2 балла. За каждое пропущенное предложение вычитается 10 баллов.

Отметка «5» ставится при получении учеником от 86 до 100 баллов, «4» - 66-85 баллов, «3» - 40-65 баллов, «2» - 20-39 баллов, «1» - менее 20 баллов.