Блок 1. Теория
О каких типах предложений здесь идёт речь?
Ответы можно давать, используя условные сокращения: ОЛ – определённо-личное, НЛ – неопределённо-личное, ОбЛ – обобщённо-личное, БЛ – безличное, Н – назывное, ДС – двусоставное, НП – неполное.
Образец:
11) Н
12) ДС
1) В таких предложениях есть и подлежащее, и сказуемое.
2) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа или в форме прошедшего времени множественного числа.
3) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено глаголом, употребляемым в форме только 3 лица единственного числа или в форме среднего рода в прошедшем времени.
4) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено категорией состояния или словом «нет».
5) В таких односоставных предложениях есть только подлежащее.
6) В таких односоставных предложениях сказуемое обозначает действие, относящееся ко всем и каждому.
7) В таких односоставных предложениях сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа.
8) К какому типу относится предложение «По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь»?
9) Верно ли, что предложение «Вообще там денег тратить не любили» является обобщённо-личным? Если нет, то каким оно является?
10) Верно ли, что предложение «Не спите ещё, Николай?» является двусоставным? Если нет, то каким оно является?
=========================================================================================
Блок 2. Практика
А) Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
Б) Укажите тип односоставных предложений (в сложных предложениях укажите тип каждой части в отдельности). Используйте сокращения из задания 1.
В) Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
Образец: Прошу покорно, здесь теплее (ОЛ, БЛ).
1) У нас ругают везде а всюду принимают.
2) Ей сна нет от французских книг а мне от русских больно* спится.
3) Вот попрекать мне станут что бе́з толку всегда журю́*.
4) Раскланяйся — тупеем* не кивнут
5) Мундир, один мундир!
6) Представь: их как зверей выводят напоказ.
7) Уж Софье Павловне какой не приключилось ли печали?
8) Не быть тебе в Москве не жить тебе с людьми!
9) Желаю вам дремать в неведеньи счастливом!
10) Вот так же обо мне потом заговорят.
11) Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
12) В тени у высокой колонны дрожу от скрипа дверей.
13) И дерзкое возбудишь подозренье сменив в конце привычные черты.
14) И в жёлтых окнах засмеются что этих нищих провели.
15) В последний раз опомнись старый мир!
(Предложения 1-10 – из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Предложения 11-15 – из поэзии А.А. Блока)
* Больно – в данном случае: очень. Журить – слегка ругать, укорять. Тупей – вид причёски: взбитый хохол с зачёсанными назад волосами.
Критерии оценивания
Блок 1:
9-10 верных ответов – «5», 7-8 верных ответов – «4», 5-6 верных ответов – «3», 1-4 верных ответов – «2», ни одного верного ответа – «1».
Блок 2:
Отсутствие оценивается 100 баллами. За каждую синтаксическую ошибку вычитается 4 балла, за каждую пунктуационную ошибку вычитается 2 балла. За каждое пропущенное предложение вычитается 10 баллов.
Отметка «5» ставится при получении учеником от 86 до 100 баллов, «4» - 66-85 баллов, «3» - 40-65 баллов, «2» - 20-39 баллов, «1» - менее 20 баллов.
Поделиться с друзьями: