М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Односоставные предложения"

ОП1. Укажите номера пунктов, содержащих неверные утверждения. Внесите исправления в неверные суждения. 

1) Односоставные предложения могут быть распространёнными.
2) Односоставные предложения - это те, в которых пропущен главный член предложения.
3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
5) Односоставное предложение - это предложение, в котором нет второстепенных членов.
6) В односоставном предложении только одно подлежащее и только одно сказуемое. 


ОП2. Укажите номера предложений, являющихся односоставными. 

1) Кругом всё было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звёздочка.
4) Прошло около двух лет.
5) У него не было денег.
6) Посетителей в коридоре нет. 
7) Много песен сложено о любви.
8) Река в этом месте широкая.
9) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.


ОП3. Укажите номера предложений, являющихся односоставными определённо-личными. 

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины.
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.
5) Вижу нивы и долины, вижу реки и поля.
6) Читайте классическую литературу.


ОП4. Укажите номера предложений, являющихся односоставными неопредёленно-личными. 

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далёкую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им ещё предстоит долго учиться.
5) В школе отремонтировали спортивный зал.
6) У нас давно метут и убирают.

 

ОП5. Укажите номера предложений со значением обобщённого лица.  

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придёшь завтра ко мне в гости?
5) Не в свои сани не садись.
6) Под лежачий камень вода не течёт.

 

ОП6. Укажите номера предложений, являющихся односоставными безличными. 

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мёд смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.
5) Важно помнить уроки истории.
6) Приятно познакомиться. 

 

ОП7. Укажите типы односоставных предложений в каждом пункте (переписывать предложения не нужно) и способ выражения сказуемого.

Образец: В тени у высокой колонны дрожу от скрипа дверей.  Определённо-личное; глагол в форме 1-го лица ед. числа. 

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Некрасов)

2) Отнести её вон! (Тургенев)

3) Два часа ночи. Не спится. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (Лермонтов)

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

5) Дня через три потеплело. (Куприн)

6) Летнее утро. В воздухе тишина. (Чехов)

7) Как постелешься, так и выспишься. (Пословица)

8) Знойный и душный полдень.

9) От шума ломило уши, давило грудь.(Алексей Николаевич Толстой)

10) Из города прислали сыщиков (Горький)

11) Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. (Паустовский)

12) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там катались с большой ледя...ой горы.

(Горький)

13) Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин)

14) Мело, мело по всей земле, во все пределы. (Пастернак)

 

ОП8. Замените личные предложения безличными. Укажите способ выражения сказуемого.

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других.

2) Он не сидит дома.

3) Бабушка не спит.

4) Я не верил в успех поездки.

5) Дождь освежил зелень.

6) Ветер сломал сук на дереве.

7) Град попортил всходы.

8) Тонкий ледок подёрнул лужи.

9) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю.

10) Всё небо затянули серые облака.

 

ОП9. Прочитайте сложные предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Замените оба простых предложения безличными. Как изменилась стилистика высказываний?

Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота.  - Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил.

2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг ощутил страх. 

3. Я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб.

4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

 

ОП10. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите типы односоставных предложений. Выделите сказуемые. Укажите, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездо...ую бочку водой (н...)наполн...шь. (Пословица)

2) Вас прос...т к телефону.

3) Дело словом (н...)замен...шь. (Пословица)

4) Поднялся шум, прощальный плач.., ведут на двор осьмнадцать кляч.., в возок б...ярский их впр...гают. (Пушкин)

5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов)

6) По улицам слона водили. (Крылов)

7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Паустовский)

8) Стой за правду горой. (Пословица)

9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше пр...восходительство". (Гоголь)

10) Любишь катат...ся - люби и саночки возить. (Пословица)

11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Пастернак)

12) А за стеной всё что(то) делалось, делалось, и вот, (на)конец, и нас позвали к столу. (Казаков 

 

ОП11Укажите верные суждения и исправьте ошибки в неверных суждениях. В каждом пункте подтвердите свои рассуждения примерами.

1)    Односоставное предложение не может быть осложнённым.

2)    В односоставном предложении нет и не может быть подлежащего.

3)    Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица называются определённо-личными.

4)    Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица могут быть обобщённо-личными.

5)    Предложения «Глубокая река» и «Река глубока» синтаксически равнозначны: оба предложения являются односоставными назывными.

6)    В односоставном неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом прошедшего времени.

7)    Предложение «Мне холодно» является неопределённо-личным.

8)    Предложение «На меня повеяло холодом» является безличным.

9)    Слово «нет» в безличных предложениях является сказуемым.

10)  Односоставное предложение может быть нечленимым.

11)  Назывные предложения - это односоставные предложения. 

12)  Безличные глаголы изменяются по лицам и числам. 

13)  Определенно-личные предложения- это двусоставные предложения. 

14)  В безличных предложениях можно восстановить подлежащее.

15)  Назывные предложения могут быть распространенными. 

 

ОП12. Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся? Выделите грамматические основы. 

 

1) Без труда не … и рыбку из пруда.

2) Тише … - дальше…

3) Не … «гоп», пока не … 

4) Посеешь ветер - пожнёшь ...

5) Любишь … - люби и саночки возить.

6) Не в свои сани не …

7) Не так …, как хочется.

8) За чем …, то и найдёшь.

 

ОП13. Определите тип односоставного предложения. Превратите каждое из односоставных предложений в двусоставное.

1) Люблю грозу в начале мая.

2) Обычный декабрьский вечер.

3) В озере бурлило и кипело от игр ребят. 

4) Мои стихи дарю забвенью.

5) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6) Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.

7) Закон природы.

8) Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.

9) На берегу громко пели.

10) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

 

ОП14. Составьте краткий рассказ (7-8 предложений) о том, как вы провели утро / вечер, используя только односоставные предложения.

 

ОП15. Прочитайте стихотворения. Какие типы односоставных предложений здесь используются? С какой целью?

 

А)  Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

                                         К.Д. Бальмонт

 

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, и заря!

А.А. Фет

 

В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

А.А. Блок

 

Г) Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф.И. Тютчев

 

ОП16. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Определите типы односоставных предложений. Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.

 К ночи в погоду ст..новит..ся очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржа..ым ар..матом новой соломы и мякины бодро идёш.. к ужину мимо с..дового вала. Голоса на деревн.. или скрип ворот разд..ют..ся по студё..ой заре (не)обыкнове..о ясно. Постепенно темне..т. И вот ещё зап..х крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Поздн..й ночью когда на деревне погас..нут огни когда в неб.. уже высоко блещ..т бриллиантовое созвездие Стожар ещё раз пробежиш.. в сад.

Шурша по сухой листве как слепой доберёш..ся до ш..лаша4. Там на полянк.. (не)много светлее а над головой беле..т Млеч..ный Путь.

(И.А. Бунин)

 

ОП17. Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные. Запишите получившиеся предложения. Выделите грамматические основы. Укажите тип получившихся односоставных предложений. 

Наступил сентябрь. Крестьяне в полях убирают урожай, а я иду в школу. Я радуюсь. Двор школы засыпан листьями. Руководство школы перевело меня в 8 "Г". Могу ли я 1 сентября подойти к учителю с накопившимися вопросами? 

 

ОП18. Начертите таблицу. Внесите через запятую номера предложений в соответствующие столбцы

Назывные (номинативные) предложения Определённо-личные предложения Неопределённо-личные предложения Безличные предложения

 

 

     
  1. В лесу не видно спелых почек, не слышно голоса грачей.
  2. Кого журю, того люблю. (Пословица)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Александр Пушкин, русский поэт, прозаик, драматург 19 века)
  4. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, единственной зову. (Игорь Шаферан, советский поэт)
  5. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Анна Ахматова, русская и советская поэтесса)
  6. Только мне не плачется – на душе светло. (Сергей Есенин, русский поэт начала 20 века)
  7. Как родного примут, угостят, согреют, пожелают доброго пути. (Юрий Полухин, советский писатель)
  8. Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой. (Александр Пушкин, русский поэт, прозаик, драматург 19 века)
  9. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Алексей Кольцов, русский поэт 19 века)
  10. Прожитых лет не воротишь вспять.
  11. Ах, в самом деле рассвело! (Александр Грибоедов, русский драматург первой трети 19 века)
  12. Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала. (Пословица)
  13. Эх, дороги… Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян. (Лев Ошанин, советский поэт)
  14. Чужим умом в люди не выйдешь. (Пословица) 
  15. Сильнее кошки зверя нет. (Иван Крылов, баснописец, комедиограф, издатель журналов)
  16.  Век живи - век учись. (Пословица) 
  17.  Ох, нет, братец! у нас ругают Везде, а всюду принимают. (Александр Грибоедов, русский драматург первой трети 19 века) 
  18. Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (Владимир Маяковский, русский и советский поэт)
  19.  Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (Александр Блок, русский поэт начала 20 века)
  20.  И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (Михаил Лермонтов, русский поэт, прозаик, драматург 19 века)

 

ОП19. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, какой частью речи они выражены. Над каждым простым предложением и над каждой предикативной частью сложного предложения укажите тип односоставного предложения (ОЛ - определённо-личное, НЛ - неопределённо-личное, БЛ - безличное, НП - назывное предложение), а двусоставные предложения обозначьте сокращением ДС

1) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле потому что днём нет покоя от мух да оводов.

2) На душе у него было очень скверно несмотря на установившуюся хорошую погоду. 

3) День погожий тихо сухо предвечерний час. (А.Т. Твардовский, советский поэт)

4) Декабрьский ранний вечер уже давно стемнело и только керосиновой лампой освещается пол а в углах комнаты темно.

5) Морозило сильнее чем с утра зато было так тихо что скрип мороза под ногами слышно было за полверсты.

6) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести посвящённой событиям недавнего прошлого. 

7) Последние дома обрываясь внезапно открывают широкую перспективу тёмный пустынный мост через большую реку.

8) Что  имеем не храним потерявши плачем. (К.П. Прутков, поэт, прозаик, драматург и философ 19 века)

9) Выйду ночью в поле с конём ночкой тёмной тихо пойдём. (А.А. Шаганов, российский современный поэт)

10) Так забудь же про свою тревогу не грусти так шибко обо мне не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне. (С.А. Есенин, русский поэт Серебряного века)

 

ОП20. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор предложений

  1. Вам не видать таких сражений! 
  2. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури но плыли вполне благополучно и прибыли в порт вовремя. 
  3. Присаживаемся к костру и до полуночи наслаждаемся треском сухих веток и магией пламени. 
  4. Густой туман и изморось и дождём гонит с гор ветер и всё же веет ранней весной. 
  5. С утра морозит а к вечеру когда стемнело ещё сильнее похолодало. 
  6. Когда при мне превозносят богача Ротшильда из громадных своих доходов уделяющего целые тысячи на воспитание детей на лечение больных на призрение старых я хвалю и умиляюсь. (И.С. Тургенев)
  7. Но хваля и умиляясь не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко. (И.С. Тургенев) 
  8. Вознесясь высоко будь скромен а став сильным будь милосерден. 

 

ОП21. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип односоставного предложения (в сложных предложениях - тип каждой части)

  1. Пора красавица проснись открой сомкнуты негой взоры навстречу северной Авроры звездою Севера явись. (А.С. Пушкин, поэт первой половины 19 века)
  2. Где тебе тягаться со мною с самим Балдою? Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшего брата.  (А.С. Пушкин, поэт первой половины 19 века) 
  3. Что же мне так больно и так трудно жду ль чего жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов, поэт первой половины 19 века)
  4. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный(М.Ю. Лермонтов, поэт первой половины 19 века)
  5. Ничего не слышно в воздухе прогретом ни птиц ни сверчков ни людских голосов. (М.В. Валтагин) 
  6. Хотелось бы всех поимённо назвать да отняли список и негде узнать. (А.А. Ахматова, поэт 20 века)
  7. А если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают памятник мне согласье на это даю торжество. (А.А. Ахматова, поэт 20 века) 
  8.  Ветра вечернего вздох замирающий полной луны переменчивый лик. Радость безумная грусть непонятная миг невозможного счастия миг. (К.Д. Бальмонт, поэт-символист первой половины 20 века) 

 

ОП22. Заполните таблицу: укажите номер предложения, выпишите грамматические основы, запишите без пробелов и запятых цифры, на месте которых должны стоять запятые, укажите тип односоставного предложения (в сложных предложениях - отдельно для каждой его части). Переписывать предложения не нужно. 

Образец: 0.  А вот с иностранными языками (1) было в нашей гимназии (2) очень скверно (3) хотя говорю и читаю (4) по-немецки (5) и по-французски вполне сносно (6) чем не могут похвастать в других классах. 

 Грамматические основы

Цифры, на месте которых

должны стоять запятые

Типы односоставных предложений
0

 было скверно; говорю и читаю;

не могут похвастать

36 безличное; определённо-личное; неопределённо-личное 
     
     
     
     
     
     
     
     
  1. Чтобы представить себе (1) нынешнюю Верину жизнь (2) следует перенестись на четверть века назад. 
  2. Никанору было (1) и трудно дышать (2) и страшно представить (3) на какую высоту ему пришлось взлететь (4) чтобы увидеть красоту гор. 
  3. От судьбы не уйдёшь (1) и если (2) нам суждено встретиться когда-нибудь (3) то нельзя не верить (4) что встретимся. 
  4. Итак (1) Василиса (2) перестань плакать (3) и садись обедать. 
  5. Нефть здесь искали (1) с таким отчаянным упорством (2) как будто (3) не было ни у кого других жизненных целей. 
  6. Расскажу тебе всё при встрече (1) когда приеду в родной город (2) давно ожидающий меня так же нетерпеливо (3) как ожидают обычно дорогого гостя. 
  7. У нас сорвало ветром (1) мачты (2) и паруса (3) и лишь благодаря мастерству боцмана (4) нам удалось доплыть до берега. 
  8. Однажды (1) у нас во дворе (2) полоскали бельё (3) и оставили старое (4) совсем изношенное (5) корыто (6) которое вчера едва не унесло ураганом.