М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Словосочетание

Словосочетанием в школьной грамматике называют соединение двух знаменательных слов на основе подчинительной связи. Одно из слов в составе словосочетания всегда является главным, другое - зависимым. В словосочетании всегда можно задать вопрос от главного слова к зависимому. 

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ словосочетаниями

1) подлежащее и сказуемое (только в практике преподавания русского языка в школе; в практике высшего филологического образования соединение главных членов предложения называется предикативным словосочетанием);

2) однородные члены предложения (поля и степи; Ольга, Ирина и Надежда);

3) аналитическая форма будущего времени (буду учиться);

4) аналитическая форма повелительного наклонения (пусть покажет);

5) аналитическая форма степени сравнения (более важный; самый маленький);

6) сочетание с обособленным членом предложения (читая, думал);

7) устойчивые (фразеологические) сочетания типа водил за нос; спустя рукава; бил баклуши; шаг за шагом; день за днём; с минуты на минуту; дурак дураком и т.п.;

8) сочетание существительного с производным предогом, так как производные предлоги сами по себе не являются знаменательными словами (по причине болезни, в отличие от других, невзирая на обстоятельства, согласно указанию);

9) сочетания глаголов в одной и той же форме (пойдём посмотрим, посижу помечтаю);

10) названия, являющиеся синтаксически слитными сочетаниями (анютины глазки, железная дорога). 

Словосочетания из двух слов называются простыми (отдыхать на юге), из трёх и более - сложными (отдыхать втроём летом на юге).

При этом словосочетания, в состав которых входит в качестве одного из элементов синтаксически неделимое сочетание, считаются простыми: человек высокого роста, работать спустя рукава.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово в словосочетании, выделяют

  • именные (белая берёза, стакан воды, по-отечески заботливый, трое весёлых друзей),
  • глагольные (читаем книгу, радостно встретили),
  • наречные (очень красиво, близко от дома) словосочетания. 

В словочетаниях выделяют три типа подчинительной связи:

  • согласование - зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже (письменный стол, о важном деле, с восьмым классом, моя книга, по тем же причинам); главное слово - существительное, зависимое - прилагательное, причастие, числительное, местоимение;
  • управление - главное слово управляет зависимым в косвенном падеже (рассматриваю картину, дом отца);
  • примыкание - связь между главным и зависимым словом выражена лексически, по смыслу, при этом зависимое слово, как правило, неизменямое (быстро бежать, весьма удобный, дети помладше)