М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Вводные и вставные конструкции"

ВС1. Используя по два вводных слова из каждого столбца таблицы в разделе теории, составьте 12 предложений. 

 

ВС2. Дополните каждое предложение 5 разными вводными словами. При записи получившихся предложений поместите вводные слова в разные места предложения.

Иван приезжает сегодня. 

Режим самоизоляции скоро завершится.

Учитель объяснил тему так, что все в ней быстро разобрались. 

 

ВС3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Объясните, в каких случаях выделенные слова являются вводными, а в каких нет

  1. Когда ты наконец поймёшь что это бессмысленно?!
  2. Долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А.С. Пушкин)
  3. В общем у них всё получилось так как они хотели.
  4. Мне знакома ваша работа в общем.
  5. Проститься навсегда однако я с ней не смог.
  6. Мы подошли к берегу однако не увидели лодки рыбака.
  7. Тебе холодно а мне наоборот тепло.
  8. Он сделал всё наоборот.
  9. Он многое значит в моей жизни.
  10. У вас значит педагогическая специальность? 
  11. Очевидно им это не нравится и их недовольство очевидно. 
  12. Для провинившихся учеников возможно суровое наказание хотя возможно их и не накажут. 
  13. Одним словом он поступил необдуманно когда всего лишь одним словом задел чувства своего друга. 
  14. Может быть вы хотите знать продолжение истории?
  15. Он может быть весёлым и беззаботным одним словом душой компании. 

 

ВС4. Выпишите  только те слова, которые могут употребляться как вводные. С каждым выписанным словом составьте и запишите по одному предложению. Подсказка: таких слов здесь девять. 

Разумеется, однако, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как будто, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, именно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему.

 

ВС5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Эта фраза пожалуй была сказана между прочим хотя её содержание напомнило мне между прочим одну двусмысле..ую шутку.  

2. У Татьяны Андреевны к сож..лению замёрзли ресницы и (по)этому ей к..залось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К.Г.Паустовский)

3. Письмо должно быть срочно доставле..о адресату потому что кажется мы и так опаздываем с доставкой. 

4. А впрочем судьба наша кажет..ся одинакова и родились мы (по)вид..мому под еди..ым созвездием. (А. Пушкин)

5. Почти (на)против его подвала прост..рался огромный пустырь городской земли словом те..итория была внушительной.  

6. После (не)состоявш..йся встречи с дядей к сожалению пр..мешивалось ещё и чувство разоч..рования и это к сожалению мешало сосредоточит..ся на серьёзных размышлениях. 

7. Книги брош..ры газеты словом все виды журнальной продукции во-первых валялись на полу во-вторых были (по)вид..мому в таком состоянии уже давно о чём свидетельствовал (в)час..ности  слой пыли на них но это однако не помешало нашему ра..ледованию.

8. Потом (в)прочем он говорил что наверное (не)стоило горячит..ся (не)много поостыть и действовать уже (на)верняка (по)тому(что) по его мнению ситуация (до)конца (не)была проясне..а и у пр..сутствующих всё(же) ост..вались наверное вопросы.

9. Увы он счастия не ищ..т и не от счастия бежит. (М.Ю. Лермонтов)

10. Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непростительное движение. (Л.Н. Толстой)

 

ВС6. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы в каждом предложении.

Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями наш проводник увы отказался идти дальше. Мы разумеется пытались его уговорить. Это по всей вероятности нам удалось бы но один из путников решил над ним неудачно подшутить. Проводник естественно рассердился повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать теперь его и говорить «Будьте добры не обижайтесь и пожалуйста помогите нам выбраться из леса» было конечно бесполезно. Мы смотрели ему вслед пока наконец через несколько минут он скрылся в чаще леса.

После драки как известно кулаками не машут. Мы решили продолжать путь без проводника но к величайшей нашей досаде совсем потеряли тропу и решили что наверное следует идти на шум прибоя. Во всяком случае это пожалуй могло служить ориентиром. Впрочем наши приключения не закончились и мы оказались в оврагах. К счастью едва не сорвавшийся вниз наш товарищ вовремя ухватился за корни старой ели. Значит необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии что(бы) слышать и видеть морскую гладь. (По В. Арсеньеву)

 

ВС7. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Обозначьте вводные слова и словосочетания аббревиатурой ВС, а вводные предложения - аббревиатурой ВП

1. Послушай-ка дружище ты сказывают петь великий мастерище. (И.А. Крылов)

2. У Плюшкина по словам Собакевича люди мрут как мухи. (Н.В. Гоголь)

3. Командиры слышно им довольны. (А.С. Пушкин)

4. Итак два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. (Н.В.Гоголь)

5. Познакомился я раз с Полутыкиным страстным охотником и следовательно отличным человеком. (И.С. Тургенев)

6. Общественное мнение преследовало Кирилла Матвеевича и Лизу а меня напротив превозносило до небес. (И.С. Тургенев) 

7. Душа моя я помню с детских лет чудесного искала. (М.Ю. Лермонтов)

8. Садитесь пожалуйста уважаемый Иван Петрович.

9. Завтра сообщают синоптики будет солнечный день. 

10. Здесь простите не три тетради а четыре. 

11. Об этом я полагаю нужно спросить приказчика. (Н.В. Гоголь)

12. Достоевский очень гордился тем что изобрёл или лучше сказать ввёл в русский язык глагол «стушеваться». 

 

ВС8. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы. Обозначьте вводные предложения (ВП) и вводные слова (ВС). 

Вы наверняка слышали о «воздушных ямах» в которые как вы знаете самолёт проваливается словно в бездну. Он якобы не падает лишь потому что летит быстро и успевает (во)время как говорят в народе выскочить из ямы.

В атмосфере конечно же нет и не может быть ям. А впрочем даже в воде которая не менее подвижна (не)бывает их. Воздушные ямы уверяю вас это вымысел. Почему(же) вы думаете самолёт проваливается? В атмосфере как всем известно множество тёплых и холодных струй. Если утверждают учёные самолёт попадает в тёплую струю он разумеется поднимается (в)верх. Попадая в холодную струю называемую в аэродинамике нисходящей он проваливается словно в яму. 

 

ВС9. Перепишите предложения со вставными конструкциями, расставляя знаки препинания.

  1. В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного (И.С. Аксаков)  
  2. Поверьте совесть в том порукой супружество нам будет мукой (А.С. Пушкин)  
  3. Но чудное дело! превратившись в англомана Иван Петрович стал в то же время патриотом... (И.С. Тургенев) 
  4. Однажды вечером это было в начале октября 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра. (А.С. Пушкин) 
  5. На другое утро я уже проснулся но ещё не вставал стук палки раздался у меня под окном и голос который я тотчас признал за голос Гагина запел... (И.С. Тургенев) 
  6. Души неопытной волненье смирив со временем как знать? по сердцу я нашла бы друга. (А.С. Пушкин) 
  7. Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера. (Л.Н. Толстой)
  8. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А.А. Блок)

 

ВС10. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматические основы в каждом предложении.

Была ещё та ра..яя весна о пр..ближении которой можно наверное догадат..ся по едва заметным признакам по рыхлому снегу по туману на (М,м)осковских улицах да по каплям этого тумана ст..кающим с чёрных веток недавно посаже..ых лип. Снег в Москве к концу марта пожалуй остаёт..ся разве(что) во дворах а на тёплом асфальте его конечно уже нет.

Случай о котором я хочу ра..казать мне довелось быть свидетелем этого события как раз прошлой весной произошёл в тро..ейбусе номер пять. Москвичи как считает..ся в транспорте разговаривают мало зато много читают. И в тро..ейбусе отошедш..м от остановки на Театральном проезде то(же) было обычное настроение. Но вдруг кондукторша крикнула: «Погодите! Что(же) это такое?»

— Это грач, — испуга..о сказала ю..ая па..ажирка девочка лет восьми.

Грач к удивлению сидел угревшись под пальто на груди у девочки и только на минуту высунул из(под) пальто нос. Но этого увы было достаточно что(бы) бдительная кондукторша заметила в тро..ейбусе птицу запрещё..ую к перевозке.

— Если его нельзя везти так я слезу, — сказала девочка и покраснела.

 — Что ты дочка! — во..кликнула кондукторша перестала давать билеты и протиснулась к девочке. — Ой какая птаха хорошая! Что это? (Не)уже(ли) грач?

Грач осм..лел и выгл..нул. Кондукторша осторожно погладила его пальцем по точё..ой головке и засмеялась. Па..ажиры на..ли вст..вать да теснит..ся около девочки. Каждый к..зал..сь пытался погладить грача.

– Весна значит скоро, – вздохнул с..девший у окна железнодорожник. – И полетят птицы над Россией понесут свои песни. 

  (По К.Г. Паустовскому)