ОУП1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1). Скрипичная мелодия звенела в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя её нежные отзвуки.
2) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух и просто сидели у камина.
4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все приобретения то снова готовились к походам.
5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
6) Листья в поле и кружатся и летят.
7) Вьюги стужа темнота не помешали сильным и отважным полярникам высадиться на льдины.
8) Они пошли по узкой и глубокой рытвине между стенами высокой золотой ржи.
9) Что-то страшное происходит с матерью: то вдруг задрожит и заплачет то неожиданно засмеётся то начинает что-то напевать себе под нос.
10) Слово выражает мысли и оно может служить для соединения и разделения людей.
ОУП2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Базаров (1) ставший было навстречу (2) вошедшему в комнату (3) Павлу Петровичу (4) присел на край стола и скрестил на груди руки.
2) В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии Горе от ума» под именем (4) Максим Петрович.
3) Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от теплых лучей солнца (4) скользил по ней голубой туман.
4) Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.
ОУП3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
2) Мучительная искренность Льва Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
3) Яркие иллюстрации в книге (1) безусловно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3) казалось(4) убедительным.
4) Иногда придет мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) может быть (4) и странная, на самом деле самая простая истина.
ОУП4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Люди (1) благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3) удалось собрать средства на строительство в поселке новой школы (4) были приглашены на её торжественное открытие.
2)Зимой домашнее растение (1) листья (2) которого (3) плохо переносят сухой воздух помещений (4) необходимо ежедневно опрыскивать.
3) Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растет.
4) Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к «умеренности и аккуратности».
ОУП5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) В родительском доме все было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
2) Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.
3) Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.
4) Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
ОУП6. Укажите правила, согласным которым расставлены названные знаки препинания в предложениях. Выпишите номера предложений, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Учтите, что в каждом блоке может быцть несколько групп предложений.
1. ЗАПЯТАЯ
(1) Когда мне было шестнадцать лет, я мог в самые короткие зимние дни после субботних уроков один отправиться в свою деревню и отмахать пешочком двенадцать вёрст. (2) Привычный к ходьбе, я не торопясь добирался до своей деревни за четыре часа, но теперь, оглядев спутницу, закутанную в тёплую шаль, понял: раньше полуночи нам едва ли дойти. (3) Мне приходилось постоянно сдерживать себя, потому что моя спутница шла медленно. (4) Пока не зашло солнце, я всё ещё надеялся на порожняк из кооператива, но попутных подвод не было. (5) Мы уже прошли редколесье и вышли на уставленный стогами луг, когда закат вспыхнул всей яркостью своих золотисто-оранжевых красок.
2. ДВОЕТОЧИЕ
(1)Я сидел в кают-компании, прислушиваясь в недоумении к таинственным звукам: к свисту ветра между снастей и к ударам волн в бока судна. (2) Наверху было холодно и неприятно: дул ветер, косой, мёрзлый дождь хлестал в лицо. (3) Каждый из офицеров был занят своим делом: одни беззаботно разговаривали между собой, другие читали.(4) Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков, и вслед за тем разнёсся по всем палубам крик десяти голосов: «Пошёл все наверх!»(5) Мгновенно всё народонаселение фрегата: матросы, мичманы, пассажиры – кинулось снизу вверх. (6) Офицеры бросили всё: книги, карты (географические – других там нет), разговоры – и стремительно побежали туда же. (7) Человек, не привыкший к морским путешествиям, подумает: наверное, случилось какое-нибудь бедствие, и корабль сейчас пойдет на дно.(8) Я спросил бежавшего мимо меня мичмана: «Зачем это зовут всех наверх?» (По И.А. Гончарову)
3. ЗАПЯТАЯ
(1) Такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днём раскалённый песок нагревает воздух внизу, а выше он остаётся холодным. (2) Вот и начинают вдали блестеть чудесные озёра, кажущиеся спасением от жары и жажды. (3) Ах, сколько утомлённых зноем путников обретало надежду! (4) «Вода! Неужели вода?!» – ликовали они. (5) Несчастные шли к спасительному водоёму, всё дальше отступала, однако, от них заветная синяя гладь. (6) Конечно же, это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле.
4. ЗАПЯТАЯ
(1)Предполагают, что слово «врач» происходит от слова «врати» – заговаривать. (2)Ввиду ограниченного набора медикаментов роль слова в Средневековье была значительнее, чем сейчас.
(3) Кое-какие средства против недугов были известны врачам, но они, произнося ритмичные, внешне лишённые смысла фразы, заговаривали болезнь, убеждая её покинуть тело пациента. (4) Больным приходилось подробно описывать свои страдания, потому что диагностической практики не существовало. (5) Вместе с тягучими, пропитанными болью словами мало-помалу из них выходила болезнь. (6) Родственники могли открыто выразить опасение о неизлечимости болезни, и они жаловались на трудности общения с больным. (7) От этого им тоже становилось, наверное, легче. (По Е. Водолазкину)
5. ТИРЕ
(1) Стало свежо и сыро – мы плотнее закутались в плащи. (2) Дремота начала одолевать нас – слух, однако, оставался по-прежнему чутким. (3) Шевелился кто-нибудь из товарищей, гребцы сдержанным шёпотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой. (4) Раздался сильный рёв – мы мгновенно были выведены из полусонного состояния. (5) Важно было не спугнуть стоявшего шагах в ста от нас оленя – мы замерли, и он бухнулся в воду. (6) – Гребите, ребята! – шепнул Степан, и длинное весло его с силой погрузилось в воду, направляя лодку к правому берегу, куда должен был выйти олень. (7) Одни из нас гребли быстро, другие – медленно.
6. ДВОЕТОЧИЕ
(1) Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнём, затем угасает. (2) Резко темнеет: на лес наваливаются сумерки, дороги совсем не видно. (3) Марине жутко и страшно в темноте: она совсем одна в лесу. (4) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (5) Есть только один выход: переждать ночь, взобравшись на дерево. (6) Марине неуютно: сырость сделала влажным пальто, а ветка качалась от малейшего дуновения ветра. (7) Когда рассвело, она поняла, что зря терпела неудобства: деревня была совсем рядом. (По Л. Фролову)
7. ТИРЕ
(1) Тайны природы, загадка жизни и смерти, происхождение мира – все эти вопросы с древнейших времён волновали человека. (2) Возникновение жизни, происхождение человека, устройство человеческого тела, секрет долголетия – это проблемы, которыми медицина занимается ещё с тех пор, как Гиппократ описал свои первые опыты. (3) Человек – самое сложное явление живой природы. (4) Здоровье человека – самое ценное его достояние. (5) Курение, пьянство, неразборчивость в еде, малоподвижность – вот явления, которые сопутствуют болезням.
8. ЗАПЯТАЯ
(1) Через неделю из Киева отправился караван купцов в Венецию, и Арсений с Амброджо к нему примкнули. (2) Отпуская их в дорогу, воевода Сергий испытывал грусть, которой не скрывал. (3) Воеводе было жаль, конечно, расставаться с таким замечательным врачом. (4) Ему было жаль расставаться с хорошими собеседниками, славными приятелями. (5) За то недолгое время, что у него гостили паломники, он успел многое узнать о жизни в Пскове и в Италии, о всемирной истории и способах подсчета времени конца света. (6) Воевода Сергий предпринял слабые попытки удержать своих гостей, но всерьез остановить их не пытался. (7) Он знал, по какому поводу Арсений и Амброджо предприняли это путешествие.
9. ДВОЕТОЧИЕ
(1)Левитан изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц, но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю. (2)Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, золотистая стена дома, тихо дремлющая лошадка у крыльца. (3) Всё вызывает благоприятное впечатление: картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны, в картине словно разлит мягкий солнечный свет. (4)Пейзаж безлюден, но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. (5) Есть и иные признаки человеческого присутствия: приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома – скворечник. (По Э.Ш. Бенциановой)
10. ЗАПЯТАЯ
(1) Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. (2) До первого поворота, пожалуй, мальчик ещё кое-как боролся с силой земного притяжения. (3) Подворачивая каблуки, он хватался за повисшие сухие нитки корней. (4) Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. (5) Вдруг Петя со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, ещё не обогретый солнцем. (6) Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя песчаная полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. (По В. Катаеву)
11. ЗАПЯТАЯ
(1) Покинув Вену, караван пошел вдоль Альп. (2) Между дорогой и горами, радуя взор, раскинулись поля, степи. (3) Было что-то успокоительное, почти ленивое в том, как лежали эти горы. (4) Но, несмотря на кажущийся покой, неподвижность их была мнимой. (5) В отличие от полей, честно остававшихся на своих местах, горы двигались, поражая наблюдателя. (6) Они сопровождали караван справа, не приближаясь к нему, но и не удаляясь. (7) Стремились вперед со скоростью каравана, и шедшим казалось, что обогнать их невозможно.(8) На дальнем краю полей, кажется, начиналось движение. (9) Оставаясь равниной, эти пространства уже двигались вместе с горами.
12. ТИРЕ
(1) Туристы, паломники, командированные – путешественники бывают разные. (2) Одних влекут самые оживлённые, людные места, других — заповедные уголки природы.(3) Путешествовать в одиночку по затаённым родным просторам — хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь.(4) Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности, другим — бродить по прекрасным тропинкам необъятного родного края. (5)Красота природы лечит от душевных травм, от телесных недугов и от накопившейся усталости.(6)Настоящий отдых и покой и безделье – разные явления. (7) Отдых — это здоровые и естественные нагрузки, на которые изначально настроен наш организм.
Поделиться с друзьями: