ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант 0120
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение (задание представлено в формате аудиозаписи - ссылка внизу страницы).
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. При записи грамматической основы (задание 8), состоящей из однородных членов с союзом, приводите ответ без союза, пробелы и запятые не используйте. Не вводите букву Е вместо буквы Ё.
2. Синтаксический анализ.
(1) Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4) Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5) Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Вкладывать понимание (предложение 2)
2) Дети копируют (предложение 3)
3) Милосердие определяется характером (предложение 1)
4) Модель становится основой (предложение 4)
5) Научить любить (предложение 5)
- Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
За 75 лет (1) прошедших после гибели парохода «Челюскин» (2) и спасения всех (3) оказавшихся на льду людей (4) в печати появились десятки статей (5) легенд (6) фантастических и псевдонаучных публикаций (7) посвящённых подготовке и ходу выполнения этого необычного (8) по тем временам (9) рейса.
- Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
2) ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая.
3) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
(1) Не могу сказать, что летние или зимние каникулы мне когда-нибудь надоедали. (2) Что я тосковал по контрольным работам и домашним заданиям. (3) Но с той поры, как появилась Нина Филипповна, я стал торопиться в школу. (4) Если б там преподавали одну лишь литературу, я бы готов был выдержать не шесть, а десять или даже двенадцать уроков.
(5) – Это тебе не даёт покоя тяга к творчеству, к слову! – восхищалась мама. (6) Но мне не давала покоя Нина Филипповна. (7) Когда на её уроках я отвечал у доски, голос мой дрожал и садился.
(8) — Ты трепещешь при встречах с классикой! — подобно маме, восхищалась она.
(9) Но я трепетал при встречах с ней… (10) Она советовала нам искать идеал в повестях и романах. (11) А я нашёл его в жизни! (12) Но молчал… (13) А если и проговаривался, так только в стихах.
(14) — Расшифровывайте смысл поэтических терминов, которые часто и даже возвышенно декламируете, но о смысле которых не задумываетесь, — советовала нам всем Нина Филипповна.
(15) — Вот, читая лермонтовское «Смерть поэта», вы привычно, скороговоркой произносите «невольник чести». (16) А что это значит? (17) Это значит, что поэт был в неволе у чести, в плену у неё… (18) В добровольном плену! (19) Поступать бесчестно он просто не умел… (20) Не мог ни при каких обстоятельствах!
(21) Я мечтал проявить себя «невольником чести» в присутствии Нины Филипповны. (22) Проявить себя так можно было только в борьбе. (23) Или во время какого-нибудь несчастного случая. (24) Несчастный случай, на моё счастье, произошёл… (25) Оконная рама стала внезапно вываливаться из класса на улицу: не выдержала спортивных тренировок, которые мы устраивали на подоконнике во время большой перемены. (26) Она могла бы рухнуть вниз на уроке истории или математики… (27) Но мне повезло: странный скрип раздался именно на уроке Нины Филипповны. (28) Я сидел возле окна — и в один миг оказался на подоконнике… (29) Уцепился за деревянные перекладины и (о, радость!), пока не пришли мне на помощь, успел поранить стеклом обе руки, хотя мог, конечно, и свернуть шею. (30) Но ни рама, ни стекло не рухнули на тротуар, по которому, как было потом написано в стенгазете, «ничего не подозревая, шли ни в чём не повинные люди». (31) Мне помогли залить раны йодом, забинтовать руки.
(32) — Невольник чести? — спросила меня Нина Филипповна.
(33) На самом деле я был её пленником-добровольцем! (34) Но она не догадывалась об этом. (34) Хотя с того дня стала называть меня Невольником. (35) «Ну, как, Невольник, не боишься диктанта?» (36) Твоё сочинение, Невольник, вполне можно опубликовать…»
(38) Нина Филипповна говорила, что русская классика — не только наслаждение, но и спасение. (39) Это было великой истиной! (40) Когда спасение стало необходимым, я без конца читал Пушкина. (41) И кричал маме, возвращавшейся из поликлиники: «Ты послушай!»
(42) Если я читал чужие стихи, тем более пушкинские, меня начинало одолевать вдохновение… (43) И я сочинил поэму. (44) Я рассказал о дворнике, который пускал в бомбоубежище только детей и женщин. (45) А сам туда не спустился… (46) Я написал о том, что впервые увидел мёртвого человека и что, оказывается, между жизнью и смертью такое короткое расстояние. (47) Очень короткое. (48) «Прямое попадание». (49) Так я назвал эту поэму, уместившуюся на пяти тетрадных страницах в линеечку.
(50) Стихи я послал в вечернюю газету, где первый раз мне повезло… (51) Но их печатать не захотели. (52) Мне ответили, что поэма слишком пессимистична. (53) Как будто про войну можно было сочинить что-нибудь жизнерадостное! (54) Посоветовали читать классику. (55) А я и так читал её каждый день.
(По Анатолию Алексину)
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик часто тосковал по контрольным работам и домашним заданиям.
2) Оконная рама не выдержала спортивных тренировок, устраиваемых на подоконнике во время большой перемены.
3) Одноклассники после происшествия с рамой стали называть рассказчика Невольником.
4) Нина Филипповна преподавала литературу.
5) Поэма «Прямое попадание» заняла всю тетрадь в линеечку.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Но мне не давала покоя Нина Филипповна.
2) Нина Филипповна говорила, что русская классика — не только наслаждение, но и спасение.
3) Она могла бы рухнуть вниз на уроке истории или математики.
4) Пока не пришли мне на помощь, успел поранить стеклом обе руки, хотя мог, конечно, и свернуть шею.
5) На самом деле я был её пленником-добровольцем!
8. Лексический анализ.
Подберите синоним к слову ВНЕЗАПНО (предложение 25). Напишите этот синоним.
9. Сочинение
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «В литературном языке богатым источником выразительности служат книжные цитаты».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «— Ты трепещешь при встречах с классикой! — подобно маме, восхищалась она. Но я трепетал при встречах с ней… Она советовала нам искать идеал в повестях и романах. А я нашёл его в жизни!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём смысл словосочетания НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2. 24
3. 14567
4. жужжаниешмелей/жужжаниешмеля
5. 35
6. 24
7. 24
8. вдруг/неожиданно
Поделиться с друзьями: