Союзные сложные предложения, как известно, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
В сложносочинённом предложении (ССП) от одной части к другой нельзя задать вопрос, части ССП сохраняют смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие.
В сложноподчинённом предложении (СПП) одна или несколько частей по смыслу и синтаксически подчинены главной части - той части, от которой задаётся вопрос к другой части, называемой придаточной. Иными словами, между предикативными частями CПП - подчинительная связь. Независимая предикативная часть называется главной, а зависимая - придаточной.
Части CПП связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Как их различить? Об этом даёт представление таблица ⇓⇓⇓
Союзы | Союзные слова |
1. Служебные части речи, не являющиеся членами предложения: Я знаю, что (союз) ты говорил с сестрой. |
1. Самостоятельные части речи (чаще всего местоимения), связывающие части CПП и являющиеся членами CПП: Я знаю, что (союзное слово - местоимение, является дополнением) ты говорил сестре. |
2. Союз чаще всего можно убрать из CПП без потери смысла: Я знаю: ты говорил с сестрой. |
2. Союзное слово невозможно убрать из CПП без потери смысла. © Осмоловский М.В. |
3. Интонационное (логическое) ударение не может падать на союз. | 3. Интонационное (логическое) ударение, как правило, падает на союзное слово. |
4. После союза нельзя поставить модальные частицы же и именно. | 4. После союзного слова можно поставить модальные частицы же и именно: Я знаю, что именно ты говорил сестре. |
5. Повествовательное предложение с союзом нельзя превратить в вопросительное. | 5. Повествовательное предложение с союзным словом можно превратить в вопросительное: Что ты говорил сестре? |
6. Союз невозможно заменить местоимением. | 6. Союзное слово само по себе чаще всего является местоимением, которое можно заменить другим местоимением: Я знаю, что-то / кое-что ты говорил сестре. |
В качестве связки предикативных частей CПП могут использоваться указательно-соотносительные конструкции: там... где, тот... кто, то... что, настолько... насколько, туда... куда, такой... какой. При этом первое слово является указательным местоименным наречием, а второе - местоимением в роли союзного слова.
Придаточные части CПП подчиняются главной по-разному. С этой точки зрения выделяют три способа подчинения в сложноподчинённом предложении:
1) последовательное - такое подчинение, при котором первое придаточное предложение подчиняется главной части, второе придаточное - первому, третье - второму и т.д.
Помню тот день, --> когда я навестил дом, --> в котором провёл детство известный учёный.
Я скоро услышу, --> как запоют птицы, --> которые живут за моим окном.
2) параллельное однородное подчинение предполагает соблюдение двух условий: а) придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, б) придаточные отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по смыслу. Если однородные придаточные связаны союзом И, то перед союзом И запятая не ставится.
Я знаю, --> что скоро наступит весна и --> птицы запоют свои песни.
3) параллельное неоднородное - такое подчинение, когда выполняется только одно из условий однородного подчинения, то есть одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении, или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные.
Если у меня будет на этой неделе свободный день, <-- я обязательно приеду к тебе, --> чтобы мы смогли увидеться.
Когда наступит весна, <-- я услышу, --> как запоют птицы.
Придаточные предложения классифицируются по типам и видам. Выделяют три типа придаточных: изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей), определительные (отвечают на вопросы определений), обстоятельственные (отвечают на вопросы обстоятельств). Внутри обстоятельственных принято выделять виды. Наглядное представление о классификации придаточных предложений в CПП даёт таблица ⇓⇓⇓
Тип / вид придаточного предложения | На какой вопрос отвечает | Примеры предложений |
1. Изъяснительные |
кто? что? кого? чего? о ком? о чём? |
Миша сказал, (что?) что русский язык - его любимый предмет. Я знал, (о чём?) что ты придёшь. Мне хотелось, (чего?) чтобы урок русского языка не заканчивался. |
2. Определительные © Осмоловский М.В. |
какой? |
Вот дом, (какой?) который построил Джек. (Самуил Маршак) По дорожкам, (каким?) где не раз ходили оба мы, я брожу, мечтая и любя. (Михаил Матусовский) |
3. Обстоятельственные 3А. образа действия |
как? каким образом? | Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно так, (как?) чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (Николай Островский) |
3Б. Обстоятельственные времени | когда? с каких пор? до каких пор? |
Я вернусь, (когда?) когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Сергей Есенин) (до каких пор?) Пока все спали, Анастасия выходила на прогулку. |
3В. Обстоятельственные места | где? куда? откуда? |
Путники пошли туда, (куда?) где слышался шум машин. Путники вернулись оттуда, (откуда?) откуда слышался шум машин. Светились окна домов там, (где?) где слышался шум машин. |
3Г. Обстоятельственные условия | при каком условии? |
(при каком условии?) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (Александр Пушкин) Физкультуру проведём на улице, (при каком условии?) если будет хорошая погода. |
3Д. Обстоятельственные меры и степени | в какой степени? до какой степени? |
Павел был настолько зол, (в какой степени?) что едва себя сдерживал. Было так темно, (в какой степени?) что дорогу приходилось нащупывать. |
3Е. Обстоятельственные сравнения | как что? подобно чему? | (как что?) Как океан объемлет шар земной, земная жизнь объята снами. (Фёдор Тютчев) |
3Ж. Обстоятельственные уступки | несмотря на что? вопреки чему? |
Мы шли вперёд, (несмотря на что?) несмотря на вьюгу и мороз. Миша пришёл в школу, (вопреки чему?) хотя была суббота. |
3З. Обстоятельственные причины | почему? по какой причине? | Дополнительный урок русского языка вставили в расписание, (почему?) потому что об этом попросил Миша. |
3И. Обстоятельственные цели | зачем? с какой целью? | Миша пришёл к Маше, (с какой целью?) чтобы она выслушала его мнение о богатстве русского языка. |
3К. Обстоятельственные следствия | что из этого следует? | Миша получал только отличные отметки, (что из этого следует?) так что красный аттестат на выпускном ему вручили не зря. |
Пунктуация в CПП
Общие правила пунктуации в сложноподчинённом предложении таковы.
1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой:
(Кто ищет), [тот находит].
[Я надеюсь], что (любовь моя взаимна).
2. Придаточное предложение выделяется запятыми, если оно находится внутри главного:
[Деревня, (где скучал Евгений), была прелестный уголок].
[В том, что (деньги пропали), уже никто не сомневался].
Запятая НЕ ставится в следующих случаях.
1) Между однородными придаточными, если они связаны сочинительным союзом:
[Семён помнил], как (светило солнце) и (как пели птицы).
2) Если придаточное предложение состоит из одного слова:
[Я вернусь], хотя (не знаю) (когда).
3) Если перед придаточной частью стоит усилительная частица "и", "даже":
[Бабушка не сообщила] и (где будет жить).
4) Если перед придаточной частью стоит частица "не":
[Я пришёл] не (когда вы просили), а (когда я смог).
Особую сложность представляет пунктуация на стыке двух союзов или союза и союзного слова.
На стыке двух союзов или на стыке сочинительного союза и союзного слова запятая ставится, если дальше нет второй части двойного союза - обычно это ТО, НО, ТАК. (В роли второй части может выступать любое другое слово, например, ПОСТОЛЬКУ в двойном союзе постольку ... поскольку и т.п.).
Мы учимся в хорошей школе, так что, если вы будете стараться, у вас всё получится. (Нет ТО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).
Мы учимся в хорошей школе, и, хотя учёба нам даётся легко, всё равно необходимо старательно готовиться к экзамену. (Нет НО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).
Мы учимся в хорошей школе, так что, если учёба даётся легко, все мы наверняка успешно сдадим экзамен. (Нет ТАК после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).
© Осмоловский М.В.
Если же слова ТО, НО, ТАК присутствуют, то на стыке двух союзов или на стыке сочинительного союза и союзного слова запятая не ставится. Обычно говорят, что вторая часть двойного союза является "пожирателем" запятой на стыке двух союзов / союза и союзного слова.
Мы учимся в хорошей школе, и если вы будете стараться, то у вас всё получится. (Есть ТО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).
Мы учимся в хорошей школе, и хотя учёба нам даётся легко, но всё равно необходимо старательно готовиться к экзамену. (Есть НО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).
Мы учимся в хорошей школе, и если учёба даётся легко, так все мы наверняка успешно сдадим экзамен. (Есть ТАК после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).
Поделиться с друзьями: