М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Сложноподчинённые предложения

Союзные сложные предложения, как известно, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

В сложносочинённом предложении (ССП) от одной части к другой нельзя задать вопрос, части ССП сохраняют смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие.

В сложноподчинённом предложении (СПП) одна или несколько частей по смыслу и синтаксически подчинены главной части - той части, от которой задаётся вопрос к другой части, называемой придаточной. Иными словами, между предикативными частями CПП - подчинительная связь. Независимая предикативная часть называется главной, а зависимая - придаточной.

Части CПП связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Как их различить? Об этом даёт представление таблица

Союзы Союзные слова

1. Служебные части речи, не являющиеся членами предложения:

Я знаю, что (союз) ты говорил с сестрой.

1. Самостоятельные части речи (чаще всего местоимения), связывающие части CПП и являющиеся членами CПП:

Я знаю, что (союзное слово - местоимение, является дополнением) ты говорил сестре.

2. Союз чаще всего можно убрать из CПП без потери смысла:

Я знаю: ты говорил с сестрой.

2. Союзное слово невозможно убрать из CПП без потери смысла.

© Осмоловский М.В. 

3. Интонационное (логическое) ударение не может падать на союз. 3. Интонационное (логическое) ударение, как правило, падает на союзное слово. 
4. После союза нельзя поставить модальные частицы же и именно 4. После союзного слова можно поставить модальные частицы же и именно: Я знаю, что именно ты говорил сестре
5. Повествовательное предложение с союзом нельзя превратить в вопросительное. 5. Повествовательное предложение с союзным словом можно превратить в вопросительное: Что ты говорил сестре? 
6. Союз невозможно заменить местоимением. 6. Союзное слово само по себе чаще всего является местоимением, которое можно заменить другим местоимением: Я знаю, что-то / кое-что ты говорил сестре

В качестве связки предикативных частей CПП могут использоваться указательно-соотносительные конструкции: там... где, тот... кто, то... что, настолько... насколько, туда... куда, такой... какой. При этом первое слово является указательным местоименным наречием, а второе - местоимением в роли союзного слова. 

 

Придаточные части CПП подчиняются главной по-разному. С этой точки зрения выделяют три способа подчинения в сложноподчинённом предложении:

1) последовательное - такое подчинение, при котором первое придаточное предложение подчиняется главной части, второе придаточное - первому, третье - второму и т.д. 

Помню тот день, -->  когда я навестил дом, --> в котором провёл детство известный учёный. 

Я скоро услышу, --> как запоют птицы, --> которые живут за моим окном. 

2) параллельное однородное подчинение предполагает соблюдение двух условий: а) придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, б) придаточные отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по смыслу. Если однородные придаточные связаны союзом И, то перед союзом И запятая не ставится. 

Я знаю, --> что скоро наступит весна и --> птицы запоют свои песни. 

3) параллельное неоднородное - такое подчинение, когда выполняется только одно из условий однородного подчинения, то есть одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении, или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные. 

Если у меня будет на этой неделе свободный день, <-- я обязательно приеду к тебе, --> чтобы мы смогли увидеться. 

Когда наступит весна, <-- я услышу, --> как запоют птицы

 

Придаточные предложения классифицируются по типам и видам. Выделяют три типа придаточных:  изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей), определительные (отвечают на вопросы определений), обстоятельственные (отвечают на вопросы обстоятельств). Внутри обстоятельственных принято выделять виды. Наглядное представление о классификации придаточных предложений в CПП даёт таблица  

Тип / вид придаточного предложения На какой вопрос отвечает Примеры предложений
1. Изъяснительные

кто? что? кого? чего? о ком?

о чём?

Миша сказал, (что?) что русский язык - его любимый предмет.

Я знал, (о чём?) что ты придёшь.

Мне хотелось, (чего?) чтобы урок русского языка не заканчивался.

2. Определительные

© Осмоловский М.В.

какой?

Вот дом, (какой?) который построил Джек. (Самуил Маршак)

По дорожкам, (каким?) где не раз ходили оба мы, я брожу, мечтая и любя. (Михаил Матусовский)

3. Обстоятельственные

3А. образа действия

как? каким образом? Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно так, (как?) чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (Николай Островский)
3Б. Обстоятельственные времени когда? с каких пор? до каких пор?

Я вернусь, (когда?) когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Сергей Есенин) 

(до каких пор?) Пока все спали, Анастасия выходила на прогулку. 

3В. Обстоятельственные места где? куда? откуда?

Путники пошли туда, (куда?) где слышался шум машин.

Путники вернулись оттуда, (откуда?) откуда слышался шум машин.

Светились окна домов там, (где?) где слышался шум машин

3Г. Обстоятельственные условия при каком условии?

(при каком условии?) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (Александр Пушкин)

Физкультуру проведём на улице, (при каком условии?) если будет хорошая погода

3Д. Обстоятельственные меры и степени в какой степени? до какой степени?

Павел был настолько зол, (в какой степени?) что едва себя сдерживал.  

Было так темно, (в какой степени?) что дорогу приходилось нащупывать. 

3Е. Обстоятельственные сравнения как что? подобно чему?   (как что?) Как океан объемлет шар земной, земная жизнь объята снами. (Фёдор Тютчев)
3Ж. Обстоятельственные уступки  несмотря на что? вопреки чему?

Мы шли вперёд, (несмотря на что?) несмотря на вьюгу и мороз.

Миша пришёл в школу, (вопреки чему?) хотя была суббота.

3ЗОбстоятельственные причины почему? по какой причине? Дополнительный урок русского языка вставили в расписание, (почему?) потому что об этом попросил Миша
3И. Обстоятельственные цели  зачем? с какой целью? Миша пришёл к Маше, (с какой целью?) чтобы она выслушала его мнение о богатстве русского языка.  
3К. Обстоятельственные следствия что из этого следует? Миша получал только отличные отметки, (что из этого следует?) так что красный аттестат на выпускном ему вручили не зря

Пунктуация в CПП

Общие правила пунктуации в сложноподчинённом предложении таковы.

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой:

(Кто ищет), [тот находит].

[Я надеюсь], что (любовь моя взаимна)

2. Придаточное предложение выделяется запятыми, если оно находится внутри главного:

[Деревня, (где скучал Евгений), была прелестный уголок]. 

[В том, что (деньги пропали), уже никто не сомневался]. 

Запятая НЕ ставится в следующих случаях. 

1) Между однородными придаточными, если они связаны сочинительным союзом:

[Семён помнил], как (светило солнце) и (как пели птицы).

2) Если придаточное предложение состоит из одного слова:

[Я вернусь], хотя (не знаю) (когда).  

3) Если перед придаточной частью стоит усилительная частица "и", "даже":

[Бабушка не сообщила] и (где будет жить).

4) Если перед придаточной частью стоит частица "не":

[Я пришёл] не (когда вы просили), а (когда я смог). 

 

Особую сложность представляет пунктуация на стыке двух союзов или союза и союзного слова.

На стыке двух союзов или на стыке сочинительного союза и союзного слова запятая ставится, если дальше нет второй части двойного союза - обычно это ТО, НО, ТАК. (В роли второй части может выступать любое другое слово, например, ПОСТОЛЬКУ в двойном союзе постольку ... поскольку и т.п.). 

Мы учимся в хорошей школе, так что, если вы будете стараться, у вас всё получится. (Нет ТО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).                                                                                                                                                                               

Мы учимся в хорошей школе, и, хотя учёба нам даётся легко, всё равно необходимо старательно готовиться к экзамену. (Нет НО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую). 

Мы учимся в хорошей школе, так что, если учёба даётся легко, все мы наверняка успешно сдадим экзамен. (Нет ТАК после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую). 

                                                                                                                                                                                                           © Осмоловский М.В.

Если же слова ТО, НО, ТАК присутствуют, то на стыке двух союзов или на стыке сочинительного союза и союзного слова запятая не ставится. Обычно говорят, что вторая часть двойного союза является "пожирателем" запятой на стыке двух союзов / союза и союзного слова. 

Мы учимся в хорошей школе, и если вы будете стараться, то у вас всё получится. (Есть ТО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).

Мы учимся в хорошей школе, и хотя учёба нам даётся легко, но всё равно необходимо старательно готовиться к экзамену. (Есть НО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую). 

Мы учимся в хорошей школе, и если учёба даётся легко, так все мы наверняка успешно сдадим экзамен. (Есть ТАК после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).