М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Сложносочинённые предложения"

ССП1. Вспомните всё, что вам известно о сложносочинённом предложении, и выполните задания теста. Ответ дайте в форме литерного номера задания и номеров ответов в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Образец: А.145

А. Какие суждения соответствуют признакам и характеристике сложносочинённого предложения (ССП)?

1) Части ССП неравноправны, от одной части к другой можно задать вопрос. 

2) Не только сочинительные союзы, но и частица ЖЕ является средством связи между частями ССП.

3) Наличие в сложном предложении сочинительного союза - достаточный признак того, что это ССП.

4) Для связи частей ССП используются разделительные, противительные, присоединительные, соединительные, градационные и пояснительные союзы. 

5) Между частями ССП может ставиться запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. 

6) Одна из частей ССП называется главной, а остальные - придаточными. 

7) Несмотря на равноправие частей ССП, отношения между ними могут быть причинно-следственными или временнЫми. 

8) Предложение От дымной проруби шёл человек и, стараясь не уронить удочку, нёс большого осетра является сложносочинённым. 

 

Б. Запятая в ССП между предикативными частями не ставится...

1) Перед союзом ДА в значении "но", если у обеих частей имеется общий второстепенный член.

2) Перед союзами И и ИЛИ в вопросительном ССП.

3) Перед союзом И и ДА в значении "и", если вводная конструкция относится к обеим частям.

4) Перед союзом И в восклицательном предложении.

5) Перед первой частью двойного союза.

6) Перед присоединительными союзами ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ПРИ ЭТОМ. 

7) Если вместо запятой используется двоеточие.

8) Перед противительными союзами, если имеется общий для двух частей компонент. 

 

В. Укажите предложения, не являющиеся сложносочинёнными (знаки препинания не расставлены).

1) Через неделю Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс. (А.Н. Толстой)

2) В два ясных дня согнало с берегов весь снег и Угрюм-река синела под солнцем холодным блеском. (В. Шишков)

3) Хутор уже почти догорел и только несколько огоньков слабо мерцало в сумраке на самом краю поля. (В. Быков)

4) Высокая многолетняя пальма была сломана волной и её большую и прекрасную зелёную голову унесла вода. (В. Гроссман)

5) Я говорил правду мне не верили и я стал скрытен. (М.Ю. Лермонтов)

6) Анна начала совершенно новую жизнь ты же предлагаешь ей вернуться к прошлому. 

7) Хотели послать гонца с донесением да командование передумало. 

8) Не то отсветы вспышек далёких взрывов озаряли небо не то сверкали зарницы. 

 

Г. Укажите сложносочинённые предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Коровьев галантно подлетел к Маргарите подхватил её и водрузил на широкую спину лошади. (М. Булгаков)

2) Ромашов отделился от офицеров толпою возвращавшихся в город и пошёл дальней дорогой через лагерь. (А. Куприн)

3) После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. (Е. Носов)

4) Тьма совсем уже вошла в чащу и становилось прохладно. (А. Грин)

5) Глубоко внизу на мостовой грохотали экипажи казавшиеся маленькими и странными животными тротуары блестели после дождя и в лужах колебались отражения уличных фонарей. (А. Куприн)

6) Сумку отобрал городовой а письма так как они размокли и уже никуда не годились взяла себе тётя Даша. (В. Каверин)

7) Ни ветра нет на земле ни туч не видно на бледном своде. 

8) Люди ходили здесь редко но всё же порой появлялись следы на пыльной дороге и все стали воспринимать эту тропинку как проложенный путь. 

 

ССП2. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите разряды сочинительных союзов. Объясните (устно) принцип расстановки знаков в каждом предложении. 

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)

2) Всё проходит да не всё забывается. (И. Бунин)

3) В этот день мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин)

4) И сердце бьётся в упоенье и для него воскресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слёзы и любовь. (А. Пушкин)

5) На площади собирались уличные актёры и духовой оркестр начинал репетицию. 

6) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство и тогда уже никто не мог с ним сладить. (И. Тургенев)

7) То ли я не жил на этой улице то ли от неё осталось одно название. (А. Крон)

8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский)

9) Поросла-убралась ты травой-ковылём да песками ты степь позасыпалась. (И. Суриков)

10) Сварила бы баба щи да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский)

11) А в городе в эти дни не то зима продолжалась не то весна наступала. 

12) Временами моросил мелкий дождь и падал крупными хлопьями снег. 

13) Мне за вами заехать или вы сами доберётесь?

14) Как прекрасен сегодняшний день и как хороша погода! 

15) По сведениям Гидрометцентра на следующей неделе температура понизится и выпадет первый снег. 

 

 

ССП3. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Выпишите сначала предложения с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ, затем - предложения с указательными местоимениями ТО и ТАК в сочетании с частицей ЖЕ. 

1) Толстый ковёр лежал на полу стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький)

2) Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь то(же) подобную сказке. (М. Горький)

3) Всё белится Лукерья Львовна всё то(же) лжёт Любовь Петровна Иван Петрович так(же) глуп Семён Петрович так(же) скуп. (А Пушкин)

4) И завтра то(же) что вчера. (А. Пушкин)

5) Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же) как и он сам обживались в ней. (Н. Гоголь)

6) Секунду он молчал мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький)

7) Это было очень страшно но в то(же) время интересно. (М Горький)

8) Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна как и прежде. (И. Тургенев)

9) Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же). (М. Валтагин)

10) Сестра учится в университете я то(же) хочу поступить туда. (М. Валтагин) 

 

 

ССП4. Из простого распространённого предложения образуйте сложносочинённое. Исходное предложение переписывать не нужно.  

ОбразецНесмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Вопреки прогнозу синоптиков, погода в этот день была чудесной.

2) Несмотря на крайнюю усталость, спать нам по-прежнему не хотелось.

3) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы.

4) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов.

5) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

 

 

ССП5. Соедините данные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?

1) Мы будем противостоять неудачам – неудачи погубят нас.

2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул.

3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора.

4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.

5) Представление в театре началось - вышел в сквер духовой оркестр. 

 

ССП6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите разряды сочинительных союзов.

1) Самолёт набирал высоту и скорость и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался словно таял на глазах.

2) Я работал строителем год а всего полгода назад на нашем строительстве появился Алексей и сразу не только мы стали друзьями но и все рабочие сдружились то есть Алексею удалось повлиять на отношения в коллективе.

3) Горячее солнце с тоской искало свежести да ветра да ветра-то и свежести как раз и не было.

4) То сам себя не понимал я то мир меня не понимал то вдруг казалось странным течение привычных казалось бы событий.

5) Всю ночь шёл тёплый летний дождь а к утру в воздухе было свежо и сильно пахло сиренью и хотелось скорее выбежать в сад да к сожалению нужно было собираться на экзамены.

6) Он никогда не только не плакал но даже не показывал огорчения зато по временам находило на него дикое упрямство причём он своё упрямство считал принципиальностью.

7) Иль в лесу под нож злодею попадуся в стороне иль со скуки околею где-нибудь в карантине́. (А.С. Пушкин)


ССП7. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, в каких случаях союз И употреблён для связи частей сложносочинённого предложения, а в каких — для связи однородных членов. Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов и лесов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр и даже ночью в лунном свете видны были отражения гор в необыкновенно широкой реке.

2) Стало темно и страшно и улица мало-помалу опустела и затихла и только отдельные шорохи слышны были то там то здесь.

3) Мы шли в сторону моря и пляжа и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью и словно норовящем упасть в бездну и исчезнуть бесследно.

4) Словно многоярусные соты дымился и шумел и жил город. (М.А. Булгаков)

5) Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. (А.А. Фет) 

6) Дубовые и берёзовые рощи и хвойные и лиственные леса внизу и по краям горизонта уже тонули в сумерках и в тумане и только верх кургана освещался красными лучами заходящего солнца. 

7) Я встретил Вас и всё былое в отжившем сердце ожило я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло... (Ф.И. Тютчев)

8) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня  всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и ныне дикой* тунгус и друг степей калмык. (А.С. Пушкин) 

9) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)

* дикой - устаревшее написание прилагательного "дикий" в соответствии со старомосковской нормой произношения.

 

ССП8. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите союзы, укажите их разряды. Выполните полный синтаксический разбор всех предложений, используя алгоритм синтаксического разбора. 

1) Ещё недавно нам трудно было разобраться в синтаксисе зато теперь мы изучили сложносочинённые предложения и готовы выполнить контрольную работу любой сложности. 

2)  Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога. (Н.С. Лесков)

3) Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый. (Н.С. Лесков)

4) Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву причём они сразу получили жильё а ведь это были трудные тридцатые годы. (По В.А. Каверину)

5) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н.В. Гоголь).

6) Это конечно не стало неожиданностью для всех однако настроение было испорчено да и работа немного затормозилась. (К. Симонов) 

7) Мы с сестрой плакали от счастья мать так(же) плакала и слёзы эти пробудили в каждой из нас давно не испытываемые эмоции. 

8) Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты. (Ю. Тынянов)

9) Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение. (И.С. Тургенев)

10) Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса. (Н. Берберова)

11) В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой).

12) Это была слава но всё это было опасно утомительно а для него самого по его мнению всё это было не нужно и вредно (Ю. Тынянов).

13) Тут так(же) как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А.П. Чехов) 

14) Он бы конечно возмутился однако на его возмущение никто бы пожалуй не откликнулся причём возмущение его не было бы правильно расценено.

15) Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей же Львович более хладный и жестокий негодовал. (Ю. Тынянов)

16) Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина. (Н.В. Гоголь)

17) И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу и очи синие бездонные цветут на дальнем берегу. (А.А. Блок)

18) То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок... (А.С. Пушкин) 

19) Она мне нравилась всё больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей. (А.П. Чехов)

20) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным. (А.П. Чехов)

 

ССП9. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Союзы обведите овалом, укажите их разряд. Выделите грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор всех НЕЧЁТНЫХ предложений (для первого варианта) или всех ЧЁТНЫХ предложений (для второго варианта).  

1. Осень уже наступила и в старом саду несмотря на яркую желтизну листвы было тихо и грустно.

2. Вскоре после рассвета набежала туча и брызнул короткий дождь вскоре впрочем прекратившийся. 

3. Стар охотник однако ухо его по-прежнему чутко и слышит это ухо нечто неладное.

4. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита либо молодая поражающая белизной и стройностью берёзка.

5. В голубом небе плывут облака и проносятся перелётные птицы.

6. Изредка срывался ветер и тогда листья шумя щекотали лицо.

7. В это время тягуче скрипнула дверь и наружу просунулась голова.

8. Вдохнёшь этот воздух и прибавится несколько месяцев жизни.

9. Голова ещё болела сознание же было ясное и отчётливое и Белорецкий не стал скрывать от врачей состояние своего здоровья. 

10. Сердце Данко пылало так ярко как солнце и весь лес замолчал освещённый этим факелом великой любви к людям. (М. Горький)

11. Окна в сад открыты и оттуда веет прохладой наполняющей комнаты дачи. 

12. Человек должен трудиться и в этом заключается смысл и цель его жизни.

13. Она едва смогла улыбнуться и скрыть своё торжество однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид причём никто из окружающих наверное не заметил её неискренности. 

14. Рано утром разбудил меня барабан и спешно собравшись я пошёл на сборное место.

15. В тишине маленького дома потрескивала печная штукатурка да пригревшись пилил сверчок крошечной пилой крошечную деревяшку.

16. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

17. Идти было очень трудно и приходилось Ольге стоять закрыв глаза и прислонившись спиной к стволу дерева или Елене присаживаться на сугроб и отдыхать чувствуя биение пульса в венах.

18. На Пересыпи не то что-то горело не то просто восходила луна и никто не мог объяснить происходящего. 

19. И не то чтобы Антонина не доверяла своему напарнику но кое-какие сомнения на его счёт у неё оставались. 

20. Шумит лес и лицу жарко а со спины пробирается колючий холод. 

 

ССП10. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

А. Укажите только те пункты, которые верно характеризуют признаки сложного предложения.

1) В сложном предложении всегда две или более грамматических основ (предикативных частей).

2) В сложном предложении между предикативными частями всегда в качестве средства связи выступает союз, союзное слово или частица ЖЕ в значении союза. 

3) В сложном предложении входящие в его состав простые предложения равноправны по смыслу.

4) В сложном предложении обязательно есть знаки препинания. 

5) Сложные предложения делятся на два типа: союзные и бессоюзные. 

 

Б. Укажите только пункты, в которых даны сложные предложения.

1) По всей округе ливни льют, верёвки из до­ждинок вьют.

2) Сыпучий снег летит на плечи, над головою су­чья гнёт.

3). Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

4) Завершив экскурсию, мы поздно, в двенадцатом часу ночи, воз­вращались домой, уставшие, но довольные.

5) В прошлом году осенью долго было тепло и дожди зарядили только в середине октября. 

 

 

В. Укажите пункты, в которых союз И соединяет предикативные части ССП (знаки препинания не расставлены). 

1) И вновь продолжается бой и сердцу тревожно в груди! 

2) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц со­всем затуманился.

3) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

4) Мать проснулась и испуганно что-то спроси­ла спросонок.

5) Я долго бродил по октябрьскому парку и в нём было видно много примет золотой осе­ни.

6) И ночью звёздной и при свете дня не покидай не покидай меня! 

 

Г. Укажите пункты, в которых есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены)

1) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало на влажную землю

2) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.

3) К утру ветер ослабел и снег перестал..

4) Наступила осень и с деревьев опадают листья и по воздуху потянулась паутина.

5) Завтра я приду в школу и попробую списать домашнее задание. 

 

Д. Укажите номера пропусков, где должны стоять запятые

Конюшни полны были дорожных лошадей (1) и дворы (2) и сараи были загромождены разными экипажами (3) а в девять часов утра заблаговестили к обедне (4) и все потянулись к новой каменной церкви. В это утро (5) к церковной службе спешили (6) как дети (7) так и пожилые. 

 

 

ССП11. Укажите в таблице количество грамматических основ и номера пропусков, на месте которых должны стоять запятые в сложносочинённом предложении. Если в предложении знаков нет, ставьте цифру 0. Сделайте синтаксический разбор предложений 2, 14, 19

Образец:

50. А люди (1) всё шли (2) и шли (3) и деревья шумели (4) а Данко был впереди всех (5) и сердце его пылало.

51. Сегодня (1) шёл снег (2) и дул ветер.

Ответ в тетради:

Номер предложения Количество грамматических основ Номера пропусков, на месте которых
должны стоять запятые
50 4 345
51 2 0

 


1. Сегодня (1) ветрено было (2) и вся роща пахла свежестью (3) и бодрящей влагой (4) столь привычной в начале мая. 2/4

2. Или бури завываньем (1) ты (2) мой друг (3) утомлена (4) или дремлешь под жужжанье (5) своего веретена?4 (А.С. Пушкин) 2/234

3. В непроглядную осень (1) туманны огни (2) и холодные брызги летят. 2/0

4. Сегодня (1) может быть (2) табун через деревню пройдёт (3) или  завтра (4) стада пастухи погонят.    2/12

5. Тут было на редкость глухо (1) и чувствовалась в тишине (2) и глуши этих мелких затонов (3) таинственная жизнь.   2/1

6. Изредка (1) выстрел раздастся (2) или ракета осветит местность.   2/0

7. Много поработали (1) и устали (2) зато всё сделали (3) причём тщательно (4) и на совесть!   2/23

8. Конечно же (1) ей было известно (2) её положение (3) и она понимала его.  2/1

9. Но только Бог весть отчего (1) всем (2) что-то в ту ночь не спалось (3) и было (4) как будто (5) жутко и неспокойно.   2/0

10. Между тем наступил вечер (1) и в небо вышла (2) освещавшая окрестности (3) полная луна.    2/0

11. Едешь и засыпаешь (1) но вот (2) откуда-то (3) доносится тревожный крик (4) неуснувшей птицы (5) или раздаётся неопределённый звук (6)  похожий на чей-то голос...    3/16

12. Тогда ведь (1) не только Иван казался хорошим человеком (2) но и Василий (3) был всем симпатичен (4) однако (5) все в итоге проворовались. 3/24

13. Уже была ночь (1) и только костры тускло освещали лагерь (2) когда я (3) окончив уборку (4) подошёл (5) к отдыхавшим в глубине лагеря (6)  солдатам.

14. На следующей неделе (1) будет так(же) дождливо (2) и ветрено (3) или синоптики обещают потепление?4 

15. Сумерки сгустились (1) в ущелье тёмном было душно (2) и пахло гнилью (3) по-видимому (4) от сырости. 

16. Казалось (1) мы с природой разлучились (2) и ветками дышать (3) мы разучились. (Е.А. Евтушенко).

17. Только слабо гудел (1) за поворотом (2) водоструйный катер (3) и орали (4) за рекой (5) во всё горло (6) не только беспокойные петухи (7) но и дворовые псы.  

18. Долгожданные лошади пришли (1) и смотритель приказал их тотчас запрягать в кибитку (2) задремавшего было (3) чиновника. 

19. Погода была ужасная: за окном (1) то ветер выл (2) то мокрый снег валил хлопьями (3) и меня (4) не то что пугала непогода (5) а навевала сонный ужас непредсказуемость предстоящего пути4

20. Когда я вошёл к ней (1) было светло (2) и ещё не зажигали ламп. (А.П. Чехов)

 

ССП12. Обобщающее задание по пунктуации в простых осложнённых и сложносочинённых предложениях. Укажите номера пропусков, на месте которых должны стоять запятые. Ответ дайте в виде последовательности цифр без пробелов и знаков.

Образец:

0. А люди (1) всё шли (2) и шли (3) и деревья шумели (4) а Данко был впереди всех (5) и сердце его пылало.

Ответ в тетради: 0. 345

 

1. Ближе к закату (1) лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (2) и (3) свернувшись рыже-палевым комком (4) подле тёмно-красных (5) густо обсеменившихся стеблей (6) терпеливо дожидалась ночи (7) и (8) с наступлением темноты (9) лиса вышла на охоту.   3567

2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву (5) о чём-то кричали (6) и крик их далеко был слышен. 12356

3. Испуганный (1) внезапным шорохом (2) конь (3) обычно спокойный и послушный (4) шарахнулся в сторону (5) звеня колечками уздечки (6) и тревожно всхрапывая. 2345

4. А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить (4) навязанный на руку (5) подарок (6) понёсся (7) как молодой борзой пёс (8) красивейший (9) и самый младший в стае.   13678

5. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне (7) редко использовавшейся (8) однопутной (9) железной дороги. 124567 

6. Обрадованные (1) по-видимому (2) такими приятными надеждами (3) ребята весело пошли гулять (4) и (5) бегать по двору (6) да по саду. 123

7. Занятна ли (1) моя повесть (2) и не напрасно ли (3) я ваше внимание (4) дорогие читатели (5) утруждаю?

8. Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый (4) со всех сторон (5) солнцем (6) принадлежал (7) оказывается (8) леснику (9) однако найти вход в этот дом (0) было непросто.

9. Азазелло (1) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра» (6) и заговорил с Маргаритой иронически.

10. У меня нет предрассудков (1) однако (2) я никогда не вижу иностранцев (3) и общаться с ними (4) у меня нет никакой охоты (5) да и у меня есть муж (6) и портить ему жизнь (7) считаю делом недостойным.

11. Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише (7) и тише (8) и к вечеру за окном был лишь красивый (9) зимний пейзаж.

12. Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному листочку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и станет тепло (6) и солнечно (7) и мы почувствуем (8) приближение лета.

13. За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (3) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями (5) понимавшими друг друга (6) как говорится (7) с полуслова.

14. Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы {4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

15. Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась (6) живым существом.

16. Я иду по (1) окутанному туманом (2) лесу (3) и слышу (4) как чуждо (5) и глухо звучит по лесу мой выстрел (6) и как по-человечьему притихает лес!

17. Маргарита повесила трубку (1) и тут (2) в соседней комнате (3) что-то деревянно заковыляло (4) и стало биться в дверь (5) но Маргарита распахнула её (6) и половая щётка (7) танцуя (8) влетела в спальню.

18. Маргарита летела над самыми туманами росистого луга (1) потом над прудом (2) и под Маргаритой хором пели лягушки (3) а где-то вдали (4) почему-то очень волнуя сердце (5) шумел поезд (6) полз медленно(7) как гусеница (8) сыпя в воздух искры.

19. Взволнованная и слишком нервная Фру-Фру (1) потеряла первый момент (2) и несколько лошадей взяли с места прежде неё (3) однако (4) ещё не доскакав до реки (5) Вронский (6) изо всех сил сдерживая (7) влёгшую в поводья лошадь (8) легко обошел трёх всадников (9) и впереди него оставался только рыжий Гладиатор.

20. Алексей Александрович с началом весны (1) поехал за границу поправлять своё (2) расстраиваемое ежегодно усиленным зимним трудом (3) здоровье (4) и (5) вернувшись в июле (6) тотчас же взялся за свою обычную работу (7) при этом жена его переехала на дачу (8) в то время (9) как он остался в Петербурге.

Критерии оценивания упражнений ССП9, ССП10, ССП11:

0-3 ошибки - "5"

4-8 ошибок - "4"
9-15 ошибок - "3"
16 и более - "2"

 

ССП13. Тест по разделу "Сложносочинённые предложения". Ответ дайте в виде последовательности цифр без пробелов и запятых


1. Укажите неверные утверждения.

  1. Простые предложения в составе сложного должны быть распространёнными.
  2. Запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится, если части имеют общий член.
  3. К сочинительным союзам относятся союзы противительные, присоединительные, разделительные.
  4. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
  5. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
  6. Предложение является сложносочинённым, если внутри предикативных частей есть сочинительные союзы. 156

 

2. Найдите сложные предложения.

  1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
  2. Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
  3. Дождливо и пасмурно сегодня, огромные лужи не обойти и не объехать.
  4. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу белым-бело.
  5. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
  6. Пройдя весь маршрут успешно, туристы, утомлённые долгой дорóгой, возвращались домой. 234

 

3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Я всё равно паду на той на той единственной гражданской и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной. (Б.Ш. Окуджава)
  2. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
  3. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
  4. Бродил я по утрам подолгу и видел вокруг много примет осени.
  5. Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
  6. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой. 156

 

4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

  1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
  2. Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
  3. Тяжело складывались слова, да и волнение мешало говорить.
  4. Послали его с донесением, да время очень тревожное.
  5. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. 45

 

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки не расставлены)

  1. Гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  2. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
  3. В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
  4. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
  5. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
  6. Солнышко село и зорька погасла. 234

 

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
  2. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
  3. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
  4. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
  5. Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
  6. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы. 36

 

7. Укажите предложения, соответствующие схеме: [ ], и [ ]. Знаки не расставлены.

  1. Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
  2. Мы были и усталые и голодные но совершенно счастливые и мир нам казался прекрасным.
  3. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  4. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
  5. И сердце бьётся в упоенье и для него восресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слёзы и любовь. (А.С. Пушкин) 25

 


8. Укажите неверные утверждения.

  1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
  2. Части сложносочинённого предложения могут разделяться двоеточием и тире. 
  3. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
  4. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
  5. Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения. 23

 

9. Найдите сложные предложения.

  1. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
  2. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
  3. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
  4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
  5. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
  6. Учитель, проверив тетради, раздал ученикам. 34

 

10. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

  1. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
  2. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
  3. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  4. В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
  5. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
  6. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
  7. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём. 235

 

11. Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

  1. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
  2. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
  3. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
  4. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
  5. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
  6. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
  7. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. 27

 

12. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член( знаки не расставлены)

  1. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
  2. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
  3. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
  4. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
  5. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
  6. Отец любил порядок и порядок любил его.
  7. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей. 145

 

13. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
  2. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
  3. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени , уже заливала заря.
  4. Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
  5. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
  6. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. 25

 

14. Укажите предложения, соответствующие схеме [ ], но [ ].

  1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
  2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
  3. Друзьями хвались, но и сам ты в хвосте не плетись.
  4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
  5. И всё тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах, и рад бежать, но некуда... (А.С. Пушкин) 34

 

15. Укажите неверное утверждение.

  1. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
  2. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
  3. Тире с ССП не ставится.
  4. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания. 3

 

16. Найдите сложные предложения.

  1. Утро было знойное, и пахло резедой.
  2. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
  3. Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
  4. Зима была снежная, ждали сильного половодья.
  5. Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
  6. Здесь, как гласит предание, был густой лес. 14

 

17. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
  2. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
  3. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
  4. Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой. 1

 

18. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

  1. Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
  2. Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
  3. То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
  4. Солнце сияло, море же было неспокойно.
  5. Как родные, так и соседи очень волновались.
  6. С чужими я либо робел, либо важничал. 36

 

19. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

  1. На площади шел митинг и я поспешил туда.
  2. Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
  3. Вероятно мы сегодня работу не закончим и придётся отложить её на завтра.
  4. Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
  5. Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
  6. Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать её вовремя?
  7. К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
  8. Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо. 36

 

20. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
  2. Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставлявшими столько радости в детстве.
  3. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
  4. Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
  5. Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье. 1

 

21. Укажите предложения, которые соответствуют схеме [ ] и [ ] (знаки препинания не расставлены).

  1. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.
  2. Год проходит и Фёдор возвращается домой.
  3. Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
  4. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
  5. По сведениям синоптиков дожди завтра прекратятся и начнётся потепление. 15

 

CCП14. Подготовка к диктанту. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и выделяя грамматические основы. Выполните задания 1-9. 

1) Ночь прошла и почти весь остров накрыл густой утренний туман. 2) Поднявшееся из-за леса солнце ударило по нему огненными лучами и туман быстро  рассеялся и растаял.

3) Строители расположились на прибрежной полосе с завезёнными сюда материалами трубами машинами да запасами продовольствия рассчитанными на две недели. 4) По льду нескончаемо громыхали грузовики и ползали мощные трактора. 5) Задача заключалась в прорубании просеки под будущее строительство и первыми на тайгу двинулись двумя колоннами трактора. 6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. 7) Всё утро рычали трактора и трещали деревья да и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью.

8) Как будто гигантским ножом надвое рассеклась тайга. 9) Широкая просека заполнилась людьми и лесорубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку. 10) Здесь то дружно звенели пилы то раздавался треск раскалываемого дерева. 11) Это лесорубы готовили брёвна для устройства дороги а плотники полотняный городок и всюду чувствовалось присутствие человека. (По Василию Ажаеву)   140 слов

1. Из предложений 8-10 выпишите слова, в которых правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН».

3. Замените книжное слово «рассеклась» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4. Замените словосочетание «запасами продовольствия», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание «присутствие человека», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

6. Среди предложений 3-7 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

7. Среди предложений 1-7 найдите предложения с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обеим предикативным частям. Напишите номер этого предложения.

8. Найдите в тексте простые предложения и укажите их номера. 

9. Сделайте полный синтаксический разбор предложения 11. 

 

ССП15. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Какую смысловую роль здесь играют сочинительные союзы?  

1) Когда-то Павел часто бывал тут и по этой тихой московской улице проходил вон к тому трёхэтажному дому из красного кирпича и жила в нём очень славная женщина. 2) Там ли всё ещё живёт? 3) А вдруг придёт к нему за арбузом да узнает его да всплеснёт руками: «Ты?! Не может быть?!». 

4) Старых тополей меньше стало а всё же стерегли ещё улицу и тишину её однако не думал Павел оказаться здесь в качестве продавца во фруктовой палатке. 5) Однажды много лет назад он купил в этой палатке килограмм очень вкусных чёрных слив. 6) Он вспомнил как она ела эти сливы и как сок стекал у неё по подбородку а оранжевые капельки ползли по шее. 7) Они стояли вон у того окна и он любовался ею вдыхая аромат слив.

8) Этот до боли знакомый дом капитально отремонтировали в окнах тоже были новые рамы. 9) Когда так переделывают дом жильцов куда-нибудь переселяют. 10) И теперь наверное нет этой женщины здесь и хорошо что нет. 11) Наверное давно замужем да нарожала детей. 12) Давно это было а всё вспомнилось даже сливы вспомнились почувствовался их вкус на губах.

13) Сколько же он понаделал ошибок в жизни! 14) Надо было остаться в этом кирпичном доме в этой тополиной тишине при этом он мог тогда остаться и тогда бы по-другому сложилась его судьба. (По Л.В. Карелину, из романа "Змеелов")