М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Комплексные упражнения для подготовки к ЕГЭ

Вариант КУ1

4. Акцентология. Расставьте ударения:
Щавель, принялся, подключим, мусоропровод, сироты, танцовщица, свекла, баловались, еретик, оптовый, каталог, подметенный, тотчас, кухонный, бармен, искра, безудержный, теплится, духовник, принудить, христианин, мизерный, столяр, ломоть, мастерски.

5. Паронимия. Составьте предложения с каждым из данных слов:
Адресант- адресат

Соседний - соседский

Болотистый - болотный

Военный – воинский

Надеть - одеть

Доверительный - доверчивый

Каменистый – каменный

Невежда - невежа

 

9. Орфография: правописание гласных в корне.  Вставьте пропущенные буквы:

Обн_маю, зап_реть, расст_лить, скл_нять, подск_чить, зар_сли, соб_рёмся, нач_нать, прил_гательное, з_ря, зам_реть, выб_рут, выг_рки, зар_внять, изб_рательная, выт_ртый, пл_вчиха, заж_гательная, прин_мать, ск_чите, тв_рить, предпол_гать, з_рница, выч_тать, к_сание, обм_кнуть, расст_лать, зам_рающий, зап_рать, соч_тание, бл_стеть, соб_рались, доб_раться, ск_чок, прир_щение, зам_р, напом_нание, выт_рать, пор_сль, выж_гший, ср_внять (с землёй), ср_внить (с другими), выч_сть, р_внение (в рядах), расст_лить, з_ревой, отп_реть, нач_тый, предпол_жение, соприк_сновение, заг_реть, з_ревать, накл_ниться, утв_рь, распол_жить, р_сток, подр_внять (цветник), непром_каемый, пл_вучесть, р_весник, ср_внить, р_стовщик, поск_кать, соч_тать, бл_стать, пробл_ски, закл_нать, зам_ртво, пож_мать, уд_равший.

 

13. Правописание НЕ со всеми частями речи. Слитно или раздельно?

(Не)достаёт до ветки, (не)достаёт денег, (не)достаёт до потолка, (не)достаёт терпения, (не)добрал баллов, отправиться (не)медля, (не)медля с ответом, (не)гордись званием, оделся (не)спеша, собирался (не)спешно, (не)правда ли, крайняя (не)осторожность, (ни)чем (не)привлекательный; (не)пасмурный и (не)ясный день, (не)властен над собой, (не)любимый в семье ребёнок, (не)слышимый нами звук, (не)приветливая встреча; (не)плохой, но устаревший; (не)лучше других, (не)сплошь покрыто, (не)жалко отдать, (ни)для(кого) (не)интересно, (не)(о)чем тужить, концерт (не)окончен, (не)значащий для нас, утраты (не)восполнимы, (не)истощимый на выдумки, (не)слышно и (не)видно, (не)слышно подошёл.

 

Вариант КУ2

См. презентацию внизу этой страницы

 

Вариант КУ3

1-3. Работа с малым текстом.

А) Рассмотрим свойства механических волн. Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера, кругами разбегаются волны. Многие следили за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. <…> при наблюдении этих явлений не всем известно, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, представляет собой волновое движение. Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в природе. Различны физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или <…> одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более понятными, если сравнивать различные волновые явления. (По Г.Я. Мякишеву)

 

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Текст содержит сухое изложение фактов и терминологию, что свойственно официально-деловому стилю.

2) В тексте широко используются средства художественной изобразительности. В частности, многие слова употреблены в переносном значении, используются такие тропы, как метафора, эпитет, олицетворение.

3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).

4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста – изложение и объяснение научных фактов.

 

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз и наречие меры и степени, которые должны стоять на месте пропусков.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРО́ДА, -ы, ж., только ед. (singularia tantum)

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания

 

Б) Поговорим о развитии нашего языка. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. <…> эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

<…>, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам. Без этих барьеров язык, пожалуй, не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы, безусловно, в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

В каждую эпоху в литературном языке существуют равные по силе, одинаково естественные стремления: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост.

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Целью текста является изложение, строгое обоснование, объяснение научного знания, поэтому в тексте широко представлены лингвистические термины и отсутствуют художественные приёмы (сравнения, метафоры, эпитеты).

2) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным.

3) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (пожалуй, безусловно), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

4) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения её участников.

5) Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.

 

2. Самостоятельно подберите производный предлог и вводное слово, обозначающее уверенность, которые должны стоять на месте пропусков.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАЗВИ́ТИЕ, -я, только ед. (singularia tantum)

1) Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора. При подборе людей я обращал большое внимание не только на их общее и политическое развитие, на дисциплинированность, но и на физическую подготовку.

2) Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.

3) Биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных преобразований особей с момента зарождения до конца жизни. Индивидуальное развитие организма.

4) Ход, протекание. Развитие действия пьесы. Неожиданное развитие событий.

5) Результат изменения человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости. Умственное развитие. Духовное развитие.

 

4. АкцентологияИз каждого ряда выпишите одно слово, в котором неверно выделен ударный гласный звук.

А) мозаИчный, договОр, каталОг, зубчАтый, распоЯсался

Б) коклЮш, красивЕе, столЯр, квартАл, клАла

В) малЯр, заржАвевший, щавЕль, отдАл, тОрты

Г) ракУшка, облЕгчить, тЕфтели, занятА, фОрзац

Д) балУешь, искрА, мЕльком, мастерскИ, оцененЫ

Е) дотемнА, Иконопись, хозЯева, ходатАйствовать, понялА

Ж) Оптовый, слИвовый, мАркетинг, диспансЕр, премировАть

З) втрИдорога, исчЕрпать, газопрОвод, аэропОрты, бАнтами

И) кУхонный, поутрУ, шАрфы, срЕдства, ерЕтик

К) тОтчас, дОску, танцовщИца, принУдить, начАвшие 

 

7. Грамматические нормы. Найдите грамматические ошибки в словосочетаниях, исправьте ошибки. Выпишите номера и исправленные варианты словосочетаний.

1) трое внучек                                  

2) нет мест

3) в девяноста сёлах                             

4) несколько варежек

5) грамотные бухгалтеры

6) девятистами рублями

7) обоими руками

8) самая простейшая задача

9) с обеих сторон                                                                    

10) двое котов

11) полезайте наверх 

12) сладчайший сон

14) светлая тюль

15) тонна апельсинов

16) около шестиста зрителей

17) наиважнейшие вопросы 

 

15. Н и НН. Укажите номера пропусков, где пишется НН.

А) Пушкин на протяжении многих лет числился чиновником министерства иностра(1)ых дел; эта неизбежная в его положении обяза(2)ость отнимала какую-то часть драгоце(3)ого времени, тяготила и раздражала его, но не привлекала и не занимала ни его ума, ни его сердца: вся энергия его личности была поглоще(4)а творчеством.

Б) Мелиховский период, о котором столько написа(1)о, — это не только напряжё(2)ый, вдохнове(3)ый труд Чехова и активная медицинская практика, но и колоссальная обществе(4)ая деятельность писателя, которая была отмече(5)а его совреме(6)иками. 

В) Самые необыкнове(1)ые, самые поэтичные стра(2)ицы «Войны и мира» связа(3)ы с картинами природы, переда(4)ыми через необыкнове(5)ое восприятие ю(6)ой Наташи Ростовой, чьи черты характера пода(7)ы писателем с естестве(8)остью и искре(9)ей любовью.

 

Вариант КУ4: практическая самостоятельная работа

1-3. Работа с малым текстом.

Собака — это преданность, идущая до конца, преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего вздоха. <...> несколько эпизодов, доказывающих это. Фрам  был  вожаком  упряжки,  любимой  собакой  Георгия  Седова,  выдающегося  русского  географа, путешественника, стремившегося достичь Северного полюса. Седов не перенёс тягот похода, заболел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в безмолвной полярной пустыне. Фрам остался там добровольно. Не захотел расстаться с могилой хозяина. Его ловили, но он убегал и вновь возвращался на могилу. Уходя, люди ещё долго слышали надрывный, протяжный плач Фрама.

Хозяев сеттера Сильвы фашисты заточили в концлагерь. Ребёнку первому грозила гибель от истощения и холода. Но вот однажды ночью людей разбудило тихое повизгивание. Кто-то тыкался влажным носом, лизал, радостно поскуливал...  Сильва!  Она была неимоверно тоща, на шее болтался обрывок верёвки. Собака перегрызла верёвку и убежала от фашистов. Как она отыскала хозяйский след — тайна. Сильва притащила с собой кость с остатками мяса. Принесла и положила у ног хозяев. Эта кость вернула жизнь ребёнку. Ещё несколько раз приносила Сильва что-нибудь съестное: картофелину, сырую морковку. А потом ушла и больше не вернулась. <...>, фашистская пуля оборвала цепь её благородных поступков... Собака очень тонко ощущает добро, сделанное ей, и никогда не ошибается в человеке, оказывая знаки внимания в первую очередь достойному.                                                                                               (Б. Рябинин)

 

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (истощение, повизгивание).

2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и чёткой, а позицию — более убедительной. Однако автор, помимо рассуждения, в своих аргументах использует и повествование, приведя в пример поведение Фрама и Сильвы. Это позволяет ему точнее рассказать о верности собак.

3) Воздействие на читателя достигается за счёт создания образности.

4) Использование метафор (собака – преданность, цепь... поступков), эпитеты (в безмолвной пустыне,  надрывный плач,  сделанное  добро),  разговорной  лексики  (притащила,  картофелину,  морковку) способствует  эмоциональности,  выразительности  изложения,  помогает  передать  авторское  отношение  к описываемым явлениям.

5) Текст относится к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).

 

2. Самостоятельно подберите модальную указательную частицу и вводное слово, которые должны стоять на месте пропусков в тексте. Запишите эти два слова без пробелов и иных знаков.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЦЕПЬ, -и, ж.

1. Ряд металлических звеньев, продетых одно в другое. Якорная цепь. Собака на цепи.

2. перен. Сплошной ряд, совокупность чего-либо. Цепь событий.

3. Ряд гор. Любоваться горной цепью.

4. Линия снайперов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Стрелковая цепь.

5. спец. Устройство из соединённых элементов, образующих непрерывную линию. Электрическая цепь.  

 

4. АкцентологияИз каждого ряда выпишите одно слово, в котором неверно выделен ударный гласный звук.

А) водопровОд  тОртами   начАвший   бАлуясь   насорИт

Б) предпрИнятый   квартАл   исчерпАвший  углубИть  красИвее

В) бАрмены  ломОта  вклЮчишь  киломЕтр  дОверху  

Г) прирОст  опломбИровать  надОлго  кУхонный  приручЕнный

Д) нЕдруг  нАчатый  согнУтый  намЕрение  опОшлить

Е) занятА  бАнтами  цемЕнт  сливОвый  собралА

Ж) понялА  оптОвый  закупОрить  дозИровать  шАрфы

З) одолжИт  лгалА  подмЕтенный  знАчимый  озлОбить

И) прИнятый  дОкрасна  роженИца  корЫсть  закУпорив

К) шкафАми  позвалА  прожИвший  понЯв  отдАл   

 

7. Грамматические нормыНайдите грамматические ошибки в словосочетаниях, исправьте ошибки. Выпишите номера и исправленные варианты словосочетаний.

1) около трёх АРШИНОВ

2) ЗАПРЕТЯЩИЙ игры

3) СЛАЩЕ мёда

4) нет ПОЛОТЕНЕЦ

5) ОДЕНЬ ребёнка 

6) прикрыть СИНЕЙ ТЮЛЬЮ

7) пара НОСКОВ

8) с ИХ делами

9) ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ на ровном месте

10) греческих БОГИНЬ

11) ЕЗЖАЙТЕ прямо                 

12) шесть БАСНЕЙ

13) согласно ПРИКАЗУ            

14) БЕЖИ быстрее

 

15. Н и НН. Укажите номера пропусков, где пишется НН.

А) Он медле(1)о, как о чём-то несказа(2)о далёком и необыкнове(3)ом, начал рассказывать ей об усыпа(4)ых желудями дубравах, что расположе(5)ы на окраине села, о ветре(6)ых весе(7)их вечерах и о глиня(8)ых фигурках, найде(9)ых при раскопках стари(0)ого кургана.

Б) Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища, медведь беше(3)о рявкнул и испуга(4)о ринулся по нехоже(5)ым тропам в глуби(6)у тайги, где изредка могут быть встрече(7)ы пленё(8)ые невида(9)ыми сугробами зайцы. 

В)  Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точё(1)ым профилем, ещё в далёкой ю(2)ости сражавшаяся в партизанском отряде, была дважды контуже(3)а, ране(4)а, но никогда не покидала ее убеждё(5)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока враги топчут русскую землю, поэтому нацисты должны быть побежде(6)ы любой це(7)ой; она была увере(8)а, что никогда больше нацизм не возродится.