М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Комплексный тренинг по пунктуации: задания 16-21

Вариант А

16А. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.

2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.

3) Ни свет ни заря отправилась Матрёна в город.

4) Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно.

5) Отовсюду звучат австрийские и немецкие венгерские и славянские мелодии.

 

17А. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) и (6) тревожно всхрапывая.

 

18А. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Шёл снег (1) однако (2) в лесу (3) было очень тихо (4) и очень тепло.

 

19А. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В 1852 году (1) И.И. Шишкин поступил в Московское училище живописи (2) ваяния (3) и зодчества (4) после окончания (5) которого (6) продолжил свою учёбу (7) в Петербургской академии художеств (8) сформировавшей его взгляды (9) на задачи искусства.

 

20А. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели их неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы (6) были очевидцы.

 

21А. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днем раскалённый песок нагревает воздух внизу, а выше он остается холодным. (2) Вот и начинают вдали блестеть, наконец, чудесные озера. (3) Ах, сколько утомленных зноем путников обретало надежду! (4)  «Вода! Неужели вода?!» – ликовали они, радуясь открывшемуся пейзажу. (5) Быстро, однако, несчастные шли к спасительному водоёму, дальше отступала от них заветная синяя гладь. (6) Ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле.

 

Вариант Б

16Б. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старшина начал тревожиться и беспокоиться и уже думал не послать ли разведку в западную сторону леса. 

2) Рассредоточенные по лесу фашисты могли или обойти с тыла или пойти в лобовую атаку на оставшийся взвод. 

3) Осянина и Комелькова были очень осторожны и понимали грозившую им опасность. 

4) На уроке пения Васька не столько пел сколько разевал рот да кривлялся.

5) Васков жалил в мелькающие повсюду фигуры короткими и меткими очередями и шумел.

 

17Б. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.

 

18Б. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пусть не подтвердятся гипотезы (1) скажем (2) телепатической связи (3) или путешествующих «космических тарелок» (4) или кожного зрения (5) однако (6) их изучение (7) наверное (8) поможет углубить наши представления о мире.

 

19Б. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Имея неоспоримый талант (1) современный испанский художник Жозе Ройо (2) картины которого необыкновенно ярки и мгновенно запоминаются (3) создаёт неповторимые произведения (4) отражающие красоту мира.

 

20Б. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Учёные уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью.

 

21Б. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках, одиноких и почти заброшенных, нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озёр течёт прозрачная и широкая Вуокса, течёт в лесной глуши. 4) Беспрестанно заграждают ей путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклонённой щели, стиснув её светлые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бешеным рёвом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн. 6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это водопад Иматра, известный многим по учебникам географии.

 

Вариант В

16В. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

2) За неделю боёв и беготни по лесам люди измотались и отощали на одной воде и картошке.

3) Вот уж стука и крика и бубенцов не слыхать.

4) Все публикации последних дней отличались не только острой политической направленностью но и особенным стремлением завоевать эмоции читателей. 

5) Уже давно стемнело и звёзды ярко засияли на тёмно-синем покрывале неба.

 

17В. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понёсся впереди всех (5) размахивая саблей.

 

18В. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из всех дорог (1) мне помнится (2) чёрная лента асфальта, мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня.

 

19В. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём.

 

20В. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) её крик гулким эхом (4) отзывался по всему (5) ещё не проснувшемуся (6) лесу.

 

21В. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Предполагают, что слово «врач» происходит от слова «врати» – заговаривать. (2)Ввиду ограниченного набора медикаментов роль слова в Средневековье была значительнее, чем сейчас.

(3) Кое-какие средства против недугов были известны врачам, но они, произнося ритмичные, внешне лишённые смысла фразы, заговаривали болезнь, убеждая её покинуть тело пациента.

(4)За отсутствием диагностической техники больным, конечно, приходилось подробно описывать свои страдания. (5) Вместе с тягучими, пропитанными болью словами мало-помалу из них выходила болезнь. (6) Родственники могли открыто выразить опасение о неизлечимости болезни, и они жаловались на трудности общения с больным. (7) От этого, однако, им тоже становилось легче.

(По Е.Водолазкину)

 

Вариант Г

16Г. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.

2) Героя поздравляли не только сослуживцы но и совершенно незнакомые люди.

3) Горько было Васкову то ли от голода то ли от вонючей цигарки то ли от одиночества и дум.

4) За лесом уже светало и высоко над болотом небо поигрывало сполохами.

5) Туман уплотнился к рассвету вниз осел и от мокрядки той пробирало Васкова до самой последней косточки.

 

17Г. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Заря (1) зажжённая всходящим солнцем (2) загорелась (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая всё вокруг.

 

18Г. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав (3) якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей.

 

19Г. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В XVII веке Оружейная палата (1) в которой (2) кроме иконописцев (3) ещё в XVII веке числились живописцы(4) была первой Академией художеств (5) ученики (6) которой были востребованы с началом реформ Петра.

 

20Г. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдёт.

 

21Г. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. 2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). 3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.

4) С XVIII в. Ростов – крупный торгово-ярмарочный центр. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.

6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого – в этом легко можно убедиться – продолжают свою жизнь в современном городе.