Сочинение-эссе в задании 27 - важнейшая часть ЕГЭ. За задание 27 вы можете заработать 22 балла, а это почти половина всей суммы первичных баллов. Поэтому писать сочинение - обязательно!
Обратите внимание, что в сочинении должно быть не менее 150 слов. При недостаточном объёме всё сочинение будет оценено нулём баллов.
Сочинение оценивается (и проверяется) в модели ЕГЭ 2025 года по 10 критериям. Когда пишете сочинение, помните об этих критериях и смотрите на вашу работу глазами проверяющего эксперта.
Учитываются следующие критерии:
- отражение позиции автора или рассказчика по указанной проблеме исходного текста (до 1 балла)
- комментарий к позиции автора (до 3 баллов)
- собственное отношение к позиции автора/рассказчика по указанной проблеме с приведением примера-аргумента (до 2 баллов)
- фактическая точность (до 1 баллов)
- логичность речи (до 2 баллов)
- соблюдение этических норм (до 1 балла)
- соблюдение орфографических норм (до 3 баллов)
- соблюдение пунктуационных норм (до 3 баллов)
- соблюдение грамматических норм (до 3 баллов)
- соблюдение речевых норм (до 3 баллов)
Из чего состоит сочинение?
Оно состоит из ЧЕТЫРЁХ частей. Следовательно, в вашей работе должно быть не менее четырёх абзацев.
1. Отражение позиции автора или рассказчика по указанной проблеме исходного текста.
Вступление к сочинению в задании 27 писать не нужно. Это не запрещено, но наличие или отсутствие вступления никак не влияет на ваши баллы. Поэтому начинать нужно сразу с формулировки позиции автора.
Авторская позиция - это мнение автора: в первом предложении сочинения вы обозначили проблему, теперь важно показать, что думает по этому поводу сам автор (или рассказчик). Необходимо понимать, что авторская позиция не во всех текстах выражена прямо и явно. В ряде случаев приходится искать косвенные свидетельства позиции автора, особенно если речь идёт о художественном тексте. © Осмоловский М.В.
Авторская позиция может быть выражена цитатой из текста (если у автора где-то есть подходящее ёмкое по смыслу предложение) или косвенно. Здесь достаточно одного предложения.
А) Позиция автора заключается в том, что...
Б) Писатель Иван Петров считает, что...
Чего делать нельзя? Ни в коем случае не пишите в начале сочинения "в данном / этом тексте" (это логическая ошибка, так как о каком именно "данном" или "этом" тексте идёт речь, не ясно). Не используйте формулировку "в своём тексте автор...", это семантическая избыточность: понятно, что автор не в чужом тексте что-то утверждает. Нельзя, чтобы авторская позиция повторяла ваш комментарий. Нельзя, чтобы за авторскую позицию выдавалось то, чего в тексте нет или - хуже того - противоречит содержанию. © Осмоловский М.В.
2. Комментарий.
Комментарий - самая объёмная часть вашего сочинения. В сущности, это анализ предложенного текста в контексте обозначенной вами проблемы. Не случайно за комментарий экзаменуемый может получить до 3 баллов.
Комментарий - внимание! - состоит из ПЯТИ частей. Эти пять частей соответствуют вашим потенциальным трём баллам.
1) Первый пример, иллюстрирующий проблему.
Можно привести небольшую цитату, можно очень кратко пересказать (в пределах одного предложения) какой-то эпизод или часть размышлений автора. © Осмоловский М.В.
2) Анализ первого примера.
Пояснение, как связан приведённый пример с проблемой. Пояснение, что читатель понимает благодаря этому примеру.
Для того, чтобы придать сочинению более живую форму, рекомендуется использовать вопросно-ответную форму: вы как бы сами себе задаёте вопрос и сами на него отвечаете. В этом случае ваш текст будет выглядеть именно как рассуждение или размышление.
Почему же герой так поступил? Я полагаю, что причин здесь несколько... О чём говорит этот пример? Думаю, автор заставляет нас задуматься над...
3) Второй пример, иллюстрирующий проблему. © Осмоловский М.В.
Снова приводите цитату или кратко пересказываете. Важно, чтобы от анализа первого примера ко второму примеру был переход.
4) Анализ второго примера.
Пояснение, как связан приведённый пример с проблемой. Пояснение, что читатель понимает благодаря этому примеру.
Этот поступок героя / этот эпизод / этот авторский тезис показывает... Благодаря этому мы понимаем / осознаём, что... Автор заставляет нас задуматься...
5) Связь между двумя примерами и анализ этой связи. © Осмоловский М.В.
Пояснение, что общего между примерами, какова их смысловая связь: они противопоставлены, сопоставлены, дополняют друг друга и т.п.
Примеры дополняют друг друга. Если в первом эпизоде герой совершает..., то во втором герой открывается с новой стороны...
Или:Если сначала автор размышляет о..., то затем он приходит к иной мысли...
Пояснение, почему вы привели именно эти два примера. Пояснение, как эти примеры помогают понять обозначенную в тексте проблему. Анализ связи - это переход к авторской позиции!
Эти примеры / эпизоды показывают, что... / убеждают в том...
© Осмоловский М.В.
Чего в комментарии делать нельзя? Нельзя превращать комментарий в пересказ. Нельзя анализ примера сводить к самому примеру. Нельзя вместо конкретных фактов отделываться общими фразами или самоочевидными суждениями.
3. Собственное отношение к позиции автора/рассказчика по указанной проблеме с приведением примера-аргумента
С автором можно согласиться или не согласиться. Проще всего согласиться, так как в этом случае не придётся писать много. Очень важно аргументировать своё согласие или несогласие с автором. Опираться можно на личный жизненный опыт (хотя на практике редко ваш опыт как-то пересекается с проблемами в текстах экзамена), на примеры из художественной литературы или из истории.
А) Я согласен / трудно не согласиться с автором. Действительно, ...
Б) Даже мой небольшой пока жизненный опыт убеждает, что...
В) Вспомним, например, героя произведения Достоевского... Его судьба показывает, что...
Г) Подтверждение авторским мыслям можно найти и в истории...
Чего делать нельзя? Нельзя выражать своё согласие/несогласие формально (на уровне "Я согласен с автором") без обоснования и без опоры на аргументы.
4. Вывод.
Вывод можно сформулировать в одном предложении, однако и это часто вызывает сложности. Рекомендуется использовать один из вариантов фразы-клише, состоящую из шаблонного начала и немного переформулированной авторской позиции. © Осмоловский М.В.
А) Хочется верить, что, прочитав текст Ивана Петрова, многие задумаются над тем, как важно беречь здоровье, а для этого необходимо бросить курить.
Б) В заключение хотелось бы отметить, что текст Ивана Петрова заставляет в очередной раз задуматься о вреде курения и о бережном отношении к здоровью. © Осмоловский М.В.
Поделиться с друзьями: