ОГЭ по русскому языку состоит из двух испытаний: устного собеседования и письменного экзамена.
УСТНАЯ ЧАСТЬ сдаётся в феврале и является допуском ко всем испытаниям государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Задание 1. Чтение текста вслух
| Критерии оценивания чтения вслух | Баллы | ||
| Ч1 | Интонация | ||
| Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста | 1 | ||
| Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста | 0 | ||
| Ч2 | Темп чтения | ||
|
Ч3 |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче | 1 | |
| Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче | 0 | ||
| Искажения слов | |||
| Нет/есть искажения слов | 1/0 | ||
| Максимальное количество баллов 3 | |||
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
| Критерии оценивания подробного* пересказа текста с включением приведённого высказывания | Баллы | |
| П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | |
| Все основные микротемы исходного текста сохранены | 2 | |
| Упущена или добавлена одна микротема | 1 | |
| Упущены или добавлены две и более микротем | 0 | |
| П2 | Работа с высказыванием | |
| Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 | |
| Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа | 0 | |
| П3 | Способы цитирования | |
| Ошибок нет | 1 | |
| Допущены ошибки при цитировании (одна или более) | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 4 | |
* Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П3, уменьшается на 1 балл.
Задание 3. Монологическое высказывание
| Критерии оценивания монологического высказывания (М) | Баллы | |
| М1 | Выполнение коммуникативной задачи | |
| Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. | 2 | |
|
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания |
1 | |
| Испытуемый привёл менее 5 фраз по теме высказывания | 0 | |
| М2 | Логичность монологического высказывания | |
| Логические ошибки отсутствуют | 1 | |
| Допущена одна или более одной логической ошибки | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 3 | |
Задание 4. Диалог
| Критерии оценивания диалога (Д) | Баллы | |
| Д1 | Выполнение коммуникативной задачи | |
| Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на три вопроса в диалоге | 2 | |
| Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на два вопроса в диалоге |
1 | |
| Ответы на вопросы не даны или дан ответ на один вопрос или даны односложные ответы | 0 | |
| 2 | 2 | |
| Критерии оценивания грамотности речи | Баллы | |
| Р2 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет | 2 | |
| Допущены одна-две грамматические ошибки | 1 | |
| Допущены три грамматические ошибки или более | 0 | |
| Р1 | Соблюдение орфоэпических норм | |
| Орфоэпических ошибок нет | 2 | |
| Допущено не более двух орфоэпических ошибок | 1 | |
| Допущены орфоэпические ошибки (три или более) | 0 | |
| Р3 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 | |
| Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 | |
| Допущено пять и более речевых ошибок | 0 | |
| Р4 | Богатство речи | |
|
Р5 |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. По этому критерию участник итогового собеседования получает 1 балл только в случае, если 1 балл получен по критерию «Соблюдение речевых норм» | 1 |
| Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 | |
| Соблюдение фактологической точности | ||
| Фактические ошибки отсутствуют | 1 | |
| Допущены фактические ошибки (одна или более) | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 8 | |
Если ученик не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям Р1-Р5 выставляется ноль баллов.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
=================================================================================================================
ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН сдаётся по окончании учебного года (в случае успешной сдачи устного собеседования) и включает изложение, ответы на вопросы и сочинение.
Письменный экзамен состоит из трёх частей:
- сжатое изложение: прослушивание текста два раза и сжатая его передача с сохранением смысла как каждой микротемы, так и всего текста в целом; объём 70-100 слов;
- тестовая часть: 7 заданий по орфографии, пунктуации, лексикологии, содержанию предлагаемого текста;
- сочинение: выбор одной из трёх тем по предлагаемому в тестовой части текста, сочинение в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, связанный с данным текстом (объём не менее 70 слов).
За изложение выпускник получает до 6 баллов, за тестовую часть - до 11 баллов, за сочинение - до 7 баллов, за грамотность в изложении и сочинении - до 9 баллов. Максимальная сумма за весь экзамен - 33 балла.
Критерии оценивания сжатого ИЗЛОЖЕНИЯ
ИК1 Содержание изложения – до 2 баллов
ИК2 Сжатие исходного текста – до 2 баллов
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – до 2 баллов
Критерии оценивания СОЧИНЕНИЯ (на примере задания 13.3)
С3К1 Толкование значения слова и комментарий к этому значению – до 1 балла
С3К2 Наличие примеров-аргументов из прочитанного текста и из жизненного (читательского) опыта – до 3 баллов
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – до 2 баллов
С3К4 Композиционная стройность – до 1 балла
Критерии ГРАМОТНОСТИ и фактической точности в изложении и сочинении (при суммарном объёме изложения и сочинения более 140 слов)
ГК1 Соблюдение орфографических норм:
0-1 ошибка – 2 балла
2-3 ошибки – 1 балл
4 и более ошибок – 0 баллов
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
0-2 ошибки – 2 балла
3-4 ошибки – 1 балл
5 и более ошибок – 0 баллов
ГК3 Соблюдение грамматических норм
0-1 ошибка – 2 балла
2 ошибки – 1 балл
3 и более ошибки – 0 баллов
ГК4 Соблюдение речевых норм
0-2 ошибки – 2 балла
3-4 ошибки – 1 балл
5 и более ошибок – 0 баллов
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Ошибок нет – 1 балл
1 и более ошибок – 0 баллов
Шкала перевода баллов ОГЭ в отметку
| Отметка | Первичные баллы |
| 5 (отлично) | 33-37* |
| 4 (хорошо) | 26-32** |
| 3 (удовлетворительно) | 15-25 |
| 2 (неудовлетворительно) | 0-14 |
* При условии, что за грамотность получено не менее 9 баллов
** При условии, что за грамотность получено не менее 6 баллов