К заданию 1 (сжатое изложение)
1А. Сократите предложение: Журавли, аисты, глухари и синицы возвращаются из тёплых стран.
1Б. Передайте мысль данного абзаца ОДНИМ предложением.
С правдой-то, пожалуй, ходить не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, правда, тяжёлая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесёшь?
1В. Передайте мысль данного абзаца ДВУМЯ предложениями.
У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. «Жемчужина Сибири», – так говорят о Байкале. Не будем сейчас рассуждать о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
К заданиям 2-3 (синтаксический анализ)
2А. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза— это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
1) Русская берёза (предложение 1)
2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)
3) Берёза— дерево (предложение 3)
4) Вспоминаешь (предложение 4)
5) Обнимаешь дерево (предложение 5)
2Б. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
(1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...
1) мы встречаем (предложение 1)
2) умели вглядываться (предложение 2)
3) пользоваться возможностями (предложение 3)
4) словесное богатство в разнообразии (предложение 4)
5) они существовали (и) были известны (предложение 5)
3А. Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
5) Грамматическая основа в предложении 5—нравственность оказывается подчинена.
3Б. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2) Во второй части предложения 2 грамматическая основа – способствует.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.
3В. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.
(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.
1) В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
3Г. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.
(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
2) Предложение 2 неполное.
3) Предложение 3 односоставное, распространённое.
4) Предложение 4 простое двусоставное.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
3Д. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.
(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит три грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
К заданию 5 (пунктуационный анализ)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
3А. В такие летние сумерки (1) хорошо (2) войдя в сухие сени (3) увидеть (4) только что вымытые полы(5) да зайти в комнаты (6) где уже горят лампы (7) и за открытыми окнами дико пахнет (8) давно заброшенный (9) сад.
3Б. Медвежонок стремительно кинулся через речку (1) и (2) продолжая держаться лапой за ушибленный бок (3) схватил (4) постоянно вскрикивавшего (5) маленького братишку за шиворот (6) и оба сумели перебраться (7) через глубокое место.
3В. Петрушка (1) наряженный в сюртук с барского плеча (2) характера был молчаливого (3) и имел даже благородное побуждение к чтению книг (4) темами и содержанием (5) которых не затруднялся. Ему было (6) совершенно (7) всё равно (8) похождение это влюблённого героя (9) букварь (0) или молитвенник.
К заданию 6 (орфографический анализ)
6А
1) ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием)— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент)— в причастии пишется -НН-.
3) МАКАТЬ (перо в чернильницу)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
4) (нет) ТУЧ— на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (состав)— Прилагательные, образованные на основе словосочетания, пишутся слитно.
6Б
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО (поступить)— в суффиксах наречий пишется -НН-.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (поймал) МЯЧ— в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ— числительное пишется через дефис с приставкой ВО-.
6В
1) (войти в) ЗДАНИЕ— на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) БАРАБАННЫЙ (бой)— в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ— в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-5) ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг)— сложное существительное пишется слитно
6Г
1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга)— НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
2) (девочка) РУМЯНА— в наречии пишется пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
3) КОСНУТЬСЯ (темы)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ— в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА— слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис.
6Д
1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОКРАШЕННЫЙ (забор)— в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.
3) ВЫРАСТИТЬ (урожай)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (охватывает) ДРОЖЬ— в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ— слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.
6Е
1) (хорошо) ОБДУМАТЬ— приставка ОБ- неизменяемая.
2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом)— в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (маленький) РОСТОК— написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (тяжело) ДЫШИТ— в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) (думает) ПО-ДРУГОМУ— наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.
6Ж
1) (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО— неизменяемая приставка БЕЗ-.
2) ОТОРВАННАЯ (пуговица)— в суффиксе полного причастия пишется -НН-.
3) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)— написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) ТАЮЩИЙ (снег)— в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5) (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ— наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
6З
1) РАСТРУБИТЬ— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ОДОБРЕНА (заявка)— в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКОСНОВЕНИЕ— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (дорога вдоль) ДАЧ— в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (заговорил) ПО-РУССКИ— наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
6И
1) БЕСХИТРОСТНЫЙ – на конце приставки БЕС- всегда пишется буква С.
2) КАРМАНЧИК – в имени существительном пишется суффикс -ЧИК-, потому что при склонении гласный И выпадает.
3) ДИСЦИПЛИНА – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
4) ПОДВЕЗТИ (на машине) – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, проверяется формой подвезу.
5) НЕ БЫЛ – глагол с частицей НЕ пишется раздельно.
6К
1) ЗАБЛЕСТЕЛИ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.
2) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
3) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
4) ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
5) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
К заданию 9 (синтаксический анализ словосочетания)
9А. Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9Б. Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9В. Замените словосочетание ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9Г. Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ЗАГЛЯНУЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9Д. Замените словосочетание ЗАДАЧА ПО АЛГЕБРЕ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9Е. Замените словосочетание ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9Ж. Замените словосочетание ПЛАТЬЕ В КЛЕТКУ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание
9З. Замените словосочетание ПРИМОРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9И. Замените словосочетание БЕСШУМНО ПОДОШЁЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9К. Замените словосочетание ЛЕСНОЙ ЗАПАХ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9Л. Замените словосочетание РЖАНИЕ КОНЕЙ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9М. Замените словосочетание СМЕЯЛСЯ БЕЗ ЗВУКА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
9Н. Замените словосочетание ПЛЮШЕВЫЙ МЕДВЕЖОНОК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9О. Замените словосочетание ПЯТИЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9П. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕК БЕЗ СОВЕСТИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9Р. Замените словосочетание ОСТРОВЕРХАЯ ЕЛЬ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9С. Замените словосочетание КОМ СНЕГА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9Т. Замените словосочетание РАДОСТНО ПРИВЕТСТВУЕТ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
К заданию 11 (средства художественной изобразительности)
11А. Выпишите из данного фрагмента все эпитеты.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
11Б. Выпишите из данного фрагмента все олицетворения.
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова.
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
11В. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.
1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
11Г. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.
1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.
2) Даже после самых жестоких и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.
4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
11Д. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.
1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
3) Деда, ты починил?— не веря своим глазам, спросила Дина.
4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.
11Е. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.
1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.
2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?
3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.
4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.
5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.
11Ж. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является метафора.
1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.
11З. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является метафора.
1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.
2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.
3) Ныряю с головой под одеяло.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
11И. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.
1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался— не заплакал.
2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...
5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине.
11К. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.
1) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»
2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
3) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем.
4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
5) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
Поделиться с друзьями: