Первое задание ОГЭ - написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Экзаменуемым предлагается дважды прослушать текст-рассуждение из 150-200 слов и написать сжатое изложение объёмом не менее 70 слов (рекомендуемый объём - 100 слов).
--------------------------------------------------------------------
Критерии оценивания изложения на экзамене:
ИК1 - содержание изложения (до 2 баллов): экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
ИК2 - сжатие исходного текста (до 2 баллов): экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста, то есть для передачи всех микротем.
ИК3 - смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (до 2 баллов): работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения.
--------------------------------------------------------------------
При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев (как правило, их три) и какова микротема каждого из них. При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова. Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
Во время паузы между первым и вторым чтением нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
При повторном чтении не нужно стремиться записывать всё дословно – только главное.
Способы сжатия текста:
- исключение,
- обобщение,
- упрощение.
Исключение - самый распространённый способ сжатия текста, связанный с исключением второстепенной информации, например:
а) исключение повторов;
б) исключение одного или нескольких синонимов;
в) исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
г) исключение фрагмента, несущественного для передачи смысла;
д) исключение одного или нескольких предложений.
Важно помнить, что иногда вводные слова выделяют главное и что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении. В сложносочинённых предложениях, как правило, важны обе части.
Исходный текст | Сжатый текст |
Однако на самом деле всё было значительно проще: Иван был весьма любопытным и любознательным человеком. | Всё было проще: Иван был очень любознательным. |
Иногда Александр Иванович Куприн внезапно прерывал работу, бросал на половине, долго мучился и размышлял, если убеждался, что ему не даются точные слова. | Иногда Куприн внезапно прерывал работу, если ему не давались точные слова. |
Обобщение - приём сжатия текста, основанный на замене детализированной информации общими конструкциями:
а) замена однородных членов обобщающим словом;
б) замена гипонимов гиперонимом;
в) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Исходный текст | Сжатый текст |
На корабле писатель не ставил себя в исключительное положение и наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, спускался в машинное отделение, мыл палубу после очередного рейса. | На корабле писатель не ставил себя в исключительное положение и работал наравне со всеми. |
Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы, а на реке, на мельнице и в роще царствовало безмолвие. | Вокруг никого не было видно, и повсюду царствовало безмолвие. |
Упрощение – это приём сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:
а) слияние нескольких предложений в одно;
б) замена предложения или его части указательным местоимением;
в) замена сложноподчинённого предложения простым;
г) замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Исходный текст | Сжатый текст |
Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. | В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. |
Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность, именно тогда и вырабатывается умение. | Уметь дружить и любить – большое искусство, и об этом часто говорят психологи. |
Поделиться с друзьями: