М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

ОГЭ. Задания 2-3. Синтаксический анализ предложения

В пунктах 1 и 3-11 укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста или дана верная синтаксическая характеристика. Запишите номера ответов.

В пунктах 2 и 12 укажите варианты ответов, в которых дана верная характеристика предложениям. 

1. (1) Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2) Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3) Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4) Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5) Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

1) Он бродил (предложение 1)

2) Рыба уплывала (предложение 2)

3) Он радовался (предложение 3)

4) Ихтиандр нёс её (предложение 4)

5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предл. 5)

6) Можно спасти (предложение 1)

7) Оживали (предложение 3)

 

2. (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь чёрно-изумрудную крону хвойных деревьев и, выйдя из-за туч, тихо освещает бело-синие сугробы тайги. (3) Убаюканный морозными ветрами, под сугробом в своей берлоге дремлет тёмно-бурый медведь. (4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5) Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники и теперь спит сладко-нежным сном.

1) Предложение 1 является односоставным определённо-личным.

2) Предложение 2 простое осложнённое. 

3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом. 

4) Предложение 4 осложнено однородными подлежащими. 

5) В предложении 5 две грамматические основы. 

 

3. (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни не решена (пр. 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера и гидросфера (предл. 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

6) уникальность заключается (предложение 1)

7) возраст – около миллиарда лет (предлож. 3)

 

4. (1) Летнее, июльское утро! (2) Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдаёт накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

1) Утро (предложение 1)

2) Свежо (предложение 2)

3) Вас обдаёт (предложение 3)

4) Небо пышет (предложение 4)

5) Лес стоит (предложение 5)

6) Чувствуется близость (предложение 2)

7) И блестит, и алеет (предложение 5)

 

5. (1) Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2) Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3) К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4) Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5) Ландыш представляется мне символом леса.

1) Наклонились вниз кольца (предложение 1)

2) Мастер придал (предложение 2)

3) Превратятся в бусинки (предложение 3)

4) Камни попали (предложение 4)

5) Ландыш представляется символом (предлож. 5)

6) Кажется (предложение 2)

7) Они превратятся (предложение 3)

 

6. (1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4) Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5) Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.

1) Милосердие определяется характером (предл. 1)

2) Вкладывать понимание (предложение 2)

3) Дети копируют (предложение 3)

4) Модель становится основой (предложение 4)

5) Научить любить (предложение 5)

6) Важно вкладывать (предложение 2)

7) Научить невозможно (предложение 5)

 

7. (1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2) Однако существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять. (3) Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4) Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5) Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

1) Считается (предложение 1)

2) Люди имеют (предложение 2)

3) Александр Македонский помнил (предложение 3)

4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)

5) Исполнить и записать (предложение 5)

6) Который знал (предложение 4)

7) Достаточно было (предложение 5)

 

8. (1) Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания. (2) И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали её. (3) Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли. (4) 100 – 150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

1) Приобрели очертания (предложение 1)

2) Космонавты могли (предложение 2)

3) Они бы не узнали (предложение 2)

4) Катастрофы изменяли (предложение 3)

5) Очертания имели (предложение 4)

6) Наши дни (предложение 4)

7) Изменяли лик (предложение 3)

 

9. (1) Придворные женские чины были введены Петром Великим отдельным пунктом в историческом документе «Табель о рангах» 1722 года. (2) Во главе придворного женского штата стояла обер-гофмейстерина, в распоряжении которой находились 12 статс-дам и 12 фрейлин. (3) Звание фрейлины жаловалось, как правило, девушкам из семей новой аристократии. (4) Екатерина II, заботясь о подготовке придворных кадров, основала в 1764 году специальный Институт благородных девиц, который стал школой будущих фрейлин.

1) Чины были введены (предложение 1)

2) 12 статс-дам находились (предложение 2)

3) Жаловалось (предложение 3)

4) Который стал школой (предложение 4)

5) Заботясь (предложение 4)

6) Екатерина II основала (предложение 4)

7) Стояла обер-гофмейстерина (предложение 2)

 

10. (1) К концу XII века на Руси насчитывалось более трёхсот больших и малых городов. (2) Укреплённые поселения возникали на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и владениями отдельных князей. (3) Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4) Так называли и большие города, центры княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5) В список городов иногда включались и очень крупные поселения, которые не имели укреплений. (6) Самым известным из таких исключений является Белоозеро, один из северных русских городов.

1) поселения возникали (предложение 2)

2) называли города (предложение 4)

3) все были городами (предложение 3)

4) располагалась усадьба (предложение 4)

5) поселения не имели укреплений (предложение 5)

6) насчитывалось более трёхсот городов (предл. 1)

7) Белоозеро один из городов (предложение 6)

 

11. (1) Наша задача — сказать о Красной площади в тысячный раз. (2) Площадь известна каждому человеку раньше, чем он открывает букварь. (3) И если жизнь пройдёт даже в глухомани и человек ни разу не покидал дома, всё равно он знает этот мощённый камнем кусок земли. (4) Познавая землю собственным опытом, сюда мы тянемся в первую очередь, хотя, кажется уже известна до мелочи эта площадь. (5) Красная площадь в Москве имеет неповторимую красоту, строгость, своеобразие.

1) Задача — сказать (предложение 1)

2) Известна каждому (предложение 2)

3) Человек не покидал, знает (предложение 3)

4) Мы тянемся (предложение 4)

5) Красная площадь имеет красоту (предложение 5)

6) Он открывает (предложение 2)

7) Известна площадь (предложение 4)

 

12. (1) Историческая география населения — наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2) Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3) Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4) Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 сказуемое является составным именным. 

2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 

3) Первая часть сложного предложения 3 — односоставное неопределённо-личное предложение.

4) Предложение 4 сложноподчинённое, с придаточным цели.

5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

6) Грамматические основы предложения 3 – можно сравнить и которые способствовали.

7) В предложении 4 ни в одной из частей нет подлежащих.