М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

ОГЭ. Задание 4. Пунктуационные правила

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для 

приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго 

столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

A.   Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б.   Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В.   Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.   После него остались две карты русских открытий в Америке, судовые журналы и отчёт об экспедиции.

2.   Штурман Фёдор Минин — новый начальник второго отряда. 

3.   Летом он снова — в Обской губе, из которой на сей раз удалось выйти в море.

4.   Поставил Малыгин на северной оконечности Ямала маяк и, на судне «Обь» обогнув полуостров, вошёл в Обскую губу.

5.   16 июля, в Ильин день, моряки увидели гигантскую вершину, покрытую ледниками.

 

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для 

приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго 

столбца.

 ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

A.   Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б.   Между частями сложного предложения ставится запятая.

В.   Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

  

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.   Беринг открыл остров Туманный, названный потом именем Чирикова, пять Евдокеевских островов и заснеженный Алеутский хребет на 

полуострове Аляска.

2.   За верную службу пожалованы были ему земли в Тарусском уезде, на левом берегу Оки.

3.   Недоставало пресной воды, распространялась цинга, от которой умерло уже почти треть людей.

4.   Пётр I именно Чирикова избрал, произведя в лейтенанты, помощником к Берингу при организации Первой Камчатской экспедиции.

5.   Василий Прончищев более всего интересовался астрономией, увлечённо проводил наблюдения в обсерватории Навигацкой школы и этот 

предмет всегда сдавал вне очереди.

 

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для 

приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго 

столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

A.   Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б.   Тире в неполном предложении ставится при пропуске сказуемого (реже – других членов предложения), если это слово восстанавливается из предыдущего текста по смыслу.

В.   Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми.

  

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.   До Якутска — более восьми тысяч вёрст и никаких дорог.

2.   Была поставлена задача — найти пролив, и Беринг решил её вместе с Чириковым.

3.   Из 71 человека, отправившихся в прошлом году на «Св. Петре», вернулись 31.

4.   Назад шли, раздвигая льдины вёслами и баграми.

5.   Пошли на старое место зимовки, на Оленёк.

 

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для 

приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго 

столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

A.   Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б.   Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В.   Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.   По словам местных жителей, в ясную погоду оттуда можно было видеть землю.

2.   Чириков в декабре направил в Адмиралтейств-коллегию свой рапорт, впервые содержавший описание северо-западного побережья Северной Америки.

3.   Между островами видели множество тюленей, моржей и белых медведей.

4.   Воду вычерпывали, а она снова поднималась.

5.   На берег отправились пятнадцать матросов, но они не вернулись, пропав без вести.

 

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для 

приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго 

столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

A.   Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б.   Тире в неполном предложении ставится при пропуске сказуемого (реже – других членов предложения), если это слово восстанавливается из предыдущего текста по смыслу.

В.   Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.   Но первым, кто сообщил о сделанных экспедицией открытиях, был Алексей Ильич Чириков, возглавивший экспедицию после гибели 

капитана-командора Беринга.

2.   Зимовщики боялись цинги, и по совету якутов Прончищев ввёл в рацион питания замороженную сырую рыбу — строганину.

3.   Стеллер два года путешествовал по Камчатке, а потом — на Урале.

4.   Получив назначение в экспедицию, Василий был произведён в лейтенанты.

5.   Уже полярная ночь наступила, когда Прончищев отправил солдата Пермитинова на собаках в Якутск с донесением Берингу.