МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА. 2021–2022 год
Дистанционный этап, 11 класс
Источник информации - сайт Московской олимпиады школьников https://mos.olimpiada.ru/olymp/phil
Прочитайте текст, выполните задания.
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881)
ПУШКИН (очерк)
Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности (отрывок).
(1) В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. (2) Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. (3) И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. (4) Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаённую глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. (5) Напротив, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему. (6) Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. (7) Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность. (8) Вот сцены из «Фауста», вот «Скупой рыцарь» и баллада «Жил на свете рыцарь бедный». (9) Перечтите «Дон-Жуана», и, если бы не было подписи Пушкина, вы бы никогда не узнали, что это написал не испанец. (10) Какие глубокие, фантастические образы в поэме «Пир во время чумы»! (11) Но в этих фантастических образах слышен гений Англии; эта чудесная песня о чуме героя поэмы, эта песня Мери со стихами:
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса, –
это английские песни, это тоска британского гения, его плач, его страдальческое предчувствие своего грядущего.
(12) Вспомните странные стихи:
Однажды странствуя среди долины дикой...
(13) Это почти буквальное переложение первых трёх страниц из странной мистической книги, написанной в прозе, одного древнего английского религиозного сектатора, – но разве это только переложение? (14) В грустной и восторженной музыке этих стихов чувствуется самая душа северного протестантизма, английского ересиарха, безбрежного мистика, с его тупым, мрачным и непреоборимым стремлением и со всем безудержем мистического мечтания. (15) Читая эти странные стихи, вам как бы слышится дух веков реформации, вам понятен становится этот воинственный огонь начинавшегося протестантизма, понятна становится, наконец, самая история, и не мыслью только, как будто вы сами там были, прошли мимо вооружённого стана сектантов, пели с ними их гимны, плакали с ними в их мистических восторгах и веровали вместе с ними в то, во что они поверили. (16) Кстати: вот рядом с этим религиозным мистицизмом религиозные же строфы из Корана или «Подражания Корану»: разве тут не мусульманин, разве это не самый дух Корана и меч его, простодушная величавость веры и грозная кровавая сила её? (17) А вот и древний мир, вот «Египетские ночи», вот эти земные боги, севшие над народом своим богами, уже презирающие гений народный и стремления его, уже не верящие в него более, ставшие впрямь уединёнными богами и обезумевшие в отъединении своём, в предсмертной скуке своей и тоске тешащие себя фантастическими зверствами, сладострастием насекомых, сладострастием пауковой самки, съедающей своего самца. (18) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. (1880)
- [1 балл] В предложении 13 найдите устаревшее слово и запишите его в современном виде в начальной форме.
Ответ: сектант
- [2 балла] Что не является эпитетом в предложении 14? Выберите ДВА варианта. А. восторженной Б. северного В. безбрежного Г. тупым Д. непреоборимым Е. мистического
Ответ: Б, Е. 1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 балла за каждый неверный. Всего 2 балла.
3. [1,5 балла] Английский религиозный писатель, о котором пишет Достоевский в предложении 13, – это
А. Джон Донн
Б. Джон Беньян
В. Джон Ньютон
Г. Дэвид Юм
Д. Лоренс Стерн
Ответ: Б
4. [2 балла] Укажите номер предложения, в котором встречается перифраза, указывающая на Клеопатру.
Ответ: 17
5. [2 балла] Сколько произведений Пушкина упоминает и/или цитирует Достоевский в этом отрывке? Ответ укажите числом.
Ответ: 8
6. [2 балла] В предложении 9 исправьте фактическую ошибку Достоевского. Напишите правильно слова, в которых он допустил ошибку.
Ответ: «Каменный гость» / Каменный гость / «Каменного гостя» / Каменного гостя (2 балла за полностью верный ответ).
7. [2 балла] Укажите номер предложения, где встречается синекдоха (форма множественного числа употреблена в значении единственного).
Ответ: 1
8. [2 балла] Среди предложений 1–5 найдите антитезы и выпишите указывающие на них слова в той форме, в которой они употребляются в тексте (каждое слово в отдельное поле).
Ответ: но, напротив (по 1 баллу за верный ответ, штраф 0,5 балла за неверный ответ).
9. [1 балл] Выпишите из предложений 1–2 эпитет в той форме, в которой он встречается в тексте.
Ответ: громадной
10. [2 балла] Среди предложений 1–11 найдите такое, в котором встречается градация. Напишите его номер.
Ответ: 11
11. [1 балл] Укажите тип градации, найденной вами в предыдущем задании.
А. восходящая
Б. нисходящая
Ответ: А
12. [2 балла] Найдите в тексте предложение, в котором содержится грамматическая ошибка (по современным правилам грамматики). Напишите номер этого предложения.
Ответ: 15
13. [2 балла] Выпишите из начала и конца текста повторяющееся словосочетание в начальной форме, которое, по мнению Достоевского, точнее всего передаёт самобытность Пушкина и его отличие от других европейских поэтов. Каждое слово в словосочетании впишите в отдельное поле.
Ответ: всемирная отзывчивость (2 балла за полностью верный ответ).
14. [1 балл] Каким членом предложения является словоформа перевоплощаться в предложении 7?
Ответ: определением (1 балл)
15. [2 балла] Выпишите из предложений 1–3 существительное, которое в одном из падежей единственного числа имеет окончание, как у полного прилагательного, а в остальных падежах изменяется по второму склонению. Слово выписывайте в той форме, в какой оно стоит в тексте.
Ответ: Пушкин (2 балла)
16. [3,5 балла] В русском языке есть следующий тип соотношения глагольных основ: инфинитив заканчивается на -АТЬ/-ЯТЬ, а основа настоящего-будущего времени образуется с помощью прибавления к А/Я суффикса -Й- (ВАЛЯТЬ – ВАЛЯЙ), однако из-за особенностей русской графики этот суффикс в большинстве форм от основы настоящего-будущего времени не виден. Выпишите из текста все личные (то есть имеющие значение лица) и все особые формы глаголов указанного типа, в которых есть суффикс -Й-, но он не виден из-за особенностей русской графики.
Ответ: разделяет, обращаясь, обладает, читая, презирающие, съедающей, изумляющей (3,5 балла, по 0,5 балла за каждое слово)
17. [2 балла] Выпишите из предложения 18 слово, образованное комбинированным способом «сложение + суффиксация». Слово выписывайте в той форме, в какой оно стоит в тексте.
Ответ: всемирною / с всемирною (2 балла)
18. [2 балла] Известно, что многие наречия образуются из предложно-падежных форм. В предложениях 5–7 есть наречие, восходящее к сочетанию предлога и предложного падежа субстантивированного прилагательного среднего рода, сохранившего склонение по образцу существительного. Выпишите это наречие.
Ответ: вполне (2 балла)
19. [2 балла] Сколько раз употреблён звук [в] в предложениях 9–12? Напишите ответ числом.
Ответ: 12 (2 балла)
20. [6 баллов] Дана таблица со словами латышского языка (слова даны в начальной форме). У этих слов в тексте есть этимологически однокоренные слова русского языка. Если у латышского слова то же значение, что и у русского, то оно не приводится, если другое значение, то оно приводится. Заполните таблицу, выписав напротив каждого латышского слова соответствующее ему по корню русское в той форме, в какой оно употреблено в тексте. Если подходят несколько форм или слов, выпишите только одно слово или форму.
Латышские слова |
Русские слова |
valdīt (властвовать) |
обладает / обладал (0,5 балла) |
uguns |
огонь (0,5 балла) |
zvērs (зверь) |
зверствами (0,5 балла) |
uzzināt |
узнали (0,5 балла) |
pirmais |
первых (0,5 балла) |
dalīt (делить) |
разделяет (0,5 балла) |
trīs |
трёх (0,5 балла) |
pilns (полный) |
вполне (0,5 балла) |
salds (сладкий) |
сладострастием (0,5 балла) |
dzīvot |
жил (0,5 балла) |
galvenais |
главнейшую / главнейше (0,5 балла) |
viss |
всю / всего / всех / всем (0,5 балла) |
За каждую верно заполненную графу – 0,5 балла, без штрафов.
21. [2 балла] Выпишите из предложений 1–10 наречие меры, этимологически восходящее к форме повелительного наклонения глагола.
Ответ: почти (2 балла)
22. [1 балл] Каким членом предложения является словоформа это в предложении 9?
Ответ: дополнением (1 балл).
Прочитайте текст, выполните задания.
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958)
* * *
(1) Приближался апрель к середине,
(2) Бил ручей, упадая с откоса,
(3) День и ночь грохотал на плотине
(4) Деревянный лоток водосброса.
(5) Здесь, под сенью дряхлеющих ветел,
(6) Из которых любая – калека,
(7) Я однажды, гуляя, заметил
(8) Незнакомого мне человека.
(9) Он стоял и держал пред собою
(10) Непочатого хлеба ковригу
(11) И свободной от груза рукою
(12) Перелистывал старую книгу.
(13) Лоб его бороздила забота,
(14) И здоровьем не выдалось тело,
(15) Но упорная мысли работа
(16) Глубиной его сердца владела.
(17) Пробежав за страницей страницу,
(18) Он вздымал удивлённое око,
(19) Наблюдая ручьев вереницу,
(20) Устремлённую в пену потока.
(21) В этот миг перед ним открывалось
(22) То, что было незримо доселе,
(23) И душа его в мир поднималась,
(24) Как дитя из своей колыбели.
(25) А грачи так безумно кричали,
(26) И так яростно вётлы шумели,
(27) Что казалось, остаток печали
(28) Отнимать у него не хотели.
(1948)
23. [2 балла] Назовите термином (двумя словами) размер стихотворения (с указанием количества стоп). Каждое слово вписывайте в отдельное поле для ответа.
Ответ: трехстопный анапест / трёхстопный анапест (2 балла только за полный верный ответ).
24. [1 балл] Укажите латинизированным термином название типа строфы, которая используется в стихотворении.
Ответ: катрен
25. [2 балла] Выберите два правильных варианта ответа.
Рифма в стихотворении
а) мужская б) гипердактилическая в) дактилическая г) женская д) точная
Ответ: г, д (1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 за каждый неверный ответ).
26. [1 балл] Укажите способ рифмовки.
а) перекрёстная б) кольцевая в) смежная д) опоясывающая
Ответ: а
27. [1 балл] Какое художественное средство использовано в строках 13–16?
а) инверсия б) аллегория в) эпифора г) синтаксический параллелизм д) риторический вопрос
Ответ: а
28. [4 балла] Выпишите из стихотворных строк 17–28 все эпитеты в той форме, в которой они встречаются в тексте (каждое слово в отдельное поле).
Ответ: удивленное / удивлённое, незримо, безумно, яростно (1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 балла за каждый неверный ответ).
29. [2 балла] Напишите номер строки, в которой подряд встречаются два устаревших слова.
Ответ: 22 (2 балла).
30. [2 балла] Выпишите из текста два члена сравнения: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (каждое слово в отдельное поле).
Ответ: душа, дитя (2 балла за полностью верный ответ).
31. [2 балла] Выпишите из строк 1–16 метафорический эпитет в той форме, в которой он встречается в тексте.
Ответ: дряхлеющих (2 балла)
32. [2 балла] Какой художественный приём использован в строке 18? Напишите ответ одним существительным женского рода.
Ответ: синекдоха / метонимия (2 балла).
33. [2 балла] Выпишите из строк 17–28 существительное, которое не относится ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению и которое современные носители русского языка предпочитают при склонении заменять синонимом, потому что им не вполне ясны некоторые падежные формы.
Ответ: дитя (2 балла)
34. [6 баллов] Дана таблица со словами литовского языка (слова даны в начальной форме). У этих слов в строках 5–24 есть этимологически однокоренные слова русского языка. Если у литовского слова то же значение, что и у русского, то оно не приводится, если другое значение, то оно приводится. Заполните таблицу, выписав напротив каждого литовского слова соответствующее ему по корню русское в той форме, в какой оно употреблено в тексте.
Литовские слова |
|
Русские слова |
bėgti |
|
пробежав (0,5 балла) |
valdyti |
|
владела (0,5 балла) |
miegoti |
|
миг (0,5 балла) |
aš |
|
я (0,5 балла) |
akis |
|
око (0,5 балла) |
stovėti |
|
стоял (0,5 балла) |
širdis |
сердца (0,5 балла) |
katras |
которых / из которых (0,5 |
žiūrėti |
незримо (0,5 балла) |
žinoti |
незнакомого (0,5 балла) |
ranka |
рукою (0,5 балла) |
verti |
вереницу (0,5 балла) |
|
|
0,5 балла за каждый верный ответ, без штрафов.
35. [2 балла] Выпишите из строк 1–8 и 17–24 все словоформы с тремя суффиксами. Каждое слово впишите в отдельное поле в той форме, в которой они встречаются в тексте. Примечание. Постфиксы суффиксами не считаются. Не стоит забывать суффикс основы настоящего времени -j-.
Ответ: упадая (0,5 балла), дряхлеющих (0,5 балла), гуляя (0,5 балла), наблюдая (0,5 балла) (всего 2 балла, штраф 0,25 балла за каждый еверный ответ).
36. [2 балла] Выпишите из придаточного определительного предложения в строках 5–8 сказуемое.
Ответ: калека (2 балла).
37. [2 балла] Выпишите из строк 9–18 все словоформы, состоящие из пяти морфем.
Ответ: непочатого (0,5 балла), перелистывал (0,5 балла), выдалось (0,5 балла), вздымал (0,5 балла) (всего 2 балла, штраф 0,25 балла за ждый неверный ответ).
38. [2 балла] Сколько раз в стихотворении употреблён звук [ш]? Ответ запишите числом.
Ответ: 4 (2 балла).
39. [5 баллов] У глаголов русского языка выделяют разные типы формального соотношения основы инфинитива / прошедшего времени и основы настоящего / будущего простого времени (так называемые классы). Например, глаголы читать и грохотать относятся к разным классам, поскольку у читать формы настоящего времени – читает, читают, а у грохотать – грохочет, грохочут.
Распределите по группам все подходящие под каждую рубрику глаголы из строк 9–28. Глаголы выписывайте в той форме, в какой они стоят в тексте (каждое слово в отдельное поле). Причастия и деепричастия не используйте.
Ответ (всего 5 баллов, 1 балл за каждый верный глагол на нужном месте, штраф 0,5 балла за каждый неверный ответ).
-ать (-ять) – -ит, -ат (-ят)
-еть – -ит, -ят
-еть – -еет, -еют
стоял, держал, кричали
шумели
владела
40. [2 балла] Выпишите из строк 9–16 существительные, у которых совпадают формы именительного, винительного и предложного падежей единственного числа. Слова выписывайте в той форме, в какой они стоят в тексте (каждое слово в отдельное поле).
Ответ: здоровьем, сердца (2 балла, 1 балл за каждый верный ответ, штраф 0,5 балла за каждый неверный ответ).
41. [2 балла] Напишите двумя словами в творительном падеже (класс слова и его подкласс), какой частью речи является слово что в строке 22.
Ответ: местоимением относительным / относительным местоимением (1 балл за каждый верный ответ, без штрафа).
42. [2 балла] Сколько в тексте существительных 3 склонения? Ответ запишите числом.
Ответ: 5 (2 балла).
Всего 90 баллов
Поделиться с друзьями: