Учёный-пушкинист Валентин Непомнящий утверждал, что поэзия является идеальным проявлениям языка, так как "в самой музыке стиха татится смысл".
Поэтический текст отличается от прозаического двухмерностью: он воспринимается и по горизонтали, и по вертикали. Расчленение текста на ритмически соотнесённые отрезки (стихи/строки) предполагает его ритмико-интонационное восприятие. В широком смысле любой текст, расчленённый на строки, считается поэтическим. В узком смысле поэтическим называют ритмически организованную речь.
Членение на строки подчиняется определённому принципу соизмеримости.
1) Одинаковое количество слогов в строке независимо от их ударности/безударности - силлабический принцип.
2) Одинаковое количество ударных слогов в строке - мелодический, или тонический, или акцентный принцип.
3) Одинаковое количество одинаково расположенных ударных и безударных слогов - силлабо-тонический принцип. Именно этому принципу подчиняются изв6естные всем стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Различные системы стихосложения связаны с особенностями языков, на которых пишутся стихи. В русском языке значимость имеют только ударность и безударность слогов. В других языках значение могут иметь долгота и краткость гласных, высота тона и т.д. Теорию стихосложения разработали в Древней Греции, где ритм основывался на долготе и краткости слогов, и терминология позаимствована оттуда же. При этом ударный слог в русской поэзии условно соответствует долгому слогу в поэзии древнегреческой.
Русское стихосложение тоже имеет древние традиции. Ещё в дописьменную эпоху сфомировался так называемый "народный" стих, характеризующийся напевностью. Традиция народного стихосложения по сути руководствуется тоническому принципу стихосложения: народный стих харарктеризуется примерно равным количеством ударных слогов в соотносимых строках. При этом некоторые слова ритмического ударения не имеют, зато ударные слоги растягиваются:
С крутым бЕрегом река ДнЕпр поровнЯлася,
Желты мЕлкие песОчки осыпАлися,
Со пескОм водА возмутИлася,
В зеленЫх лугАх разливАлася.
В народном стихе обычно отсутствует рифма, принципиальное значение имеет только ритмическая напевность. Только в жанре раёшного стиха используется рифма (раёк - разновидность народного зрелища на ярмарках в 18-19 веках: через специальный ящик с увеличительными стёклами зрители просматривали картинки, а человек, показывавший их, давал к ним шутливые пояснения):
Картинки верчу-проворачиваю,
Публику обморачиваю,
Себе пятачки заколачиваю!
А вот город Париж!
Как туда приедешь - тотчас угоришь!
Наша именитая знать
Едет туда денежки мотать:
Туда-то едет с полным золота мешком,
А оттуда возвращается без сапог пешком!
Стилизацию под раёшный стих мы можем увидеть в первой главе поэмы А.А. Блока "Двенадцать":
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:
"Вся власть Учредительному собранию!"
Старушка убивается-плачет,
Никак не поймёт, что значит...
В письменную эпоху русское стихосложение впервые проявляется в 17 век в силлабических виршах Симеона Полоцкого (1629-1680), Кариона Истомина (1650-1717) и Сильвестра Медведева (1641-1691).
Вино хвалити или хулити — не знаю, Яко в оном и ползу и вред созерцаю. Полезно силам плоти, но вредныя страсти Возбуждает силою свойственныя сласти. Обаче дам суд сицев: добро мало пити, Тако бо здраво творит, а не весть вредити; Сей Павел Тимофею здравый совет дашеТой же совет да хранит достоинство ваше. (Симеон Полоцкий)
Используемая первыми русскими поэтами силлабическая система стихосложения была вытеснена в 1830-е годы силлабо-тоническим стихосложением Тредиаковского и Ломоносова. В основе силлабо-тонической системы - пять разновидностей стоп. Стопа - это повторяющаяся в строке группа, состоящая из одного ударного и 1-2 безударных слогов, при этом в поэтическом тексте учитывается именно ритмическое ударение, которое может не совпадать с ударением в слове. Например, в пушкинских строках "Мчатся тучи, вьются тучи / Невидимкою луна" в слове "невидимкою" три ритмических ударения - в 1, 3 и 5 слоге. Такие слоги, как первый и пятый, называются пиррихиями. Если же, наоборот, встречаются два ударных слога подряд, как в монологе Чацкого: "В науки он вперИт Ум, алчущий познаний", - то такие стопы называют спондеями. Для стихотворного размера существенным фактором является количество стоп, определяющих ритмику и мелодику поэтического текста. Играй, Адель,Не знай печали.Хариты, ЛельТебя венчали. (А.С. Пушкин) В этом стихотворении Пушкина - двухстопный ямб. А в стихотворении "Отцы пустынники и жёны непорочны" - шестистопный. В стихотворении "Я здесь, Инезилья, / Я здесь, под окном" - двухстопный амфибрахий, а в куплетах Гимна Российской Федерации - четырёхстопный амфибрахий. Если же количество стоп неодинаково в одном стихотворении, то такой размер называют вольным. Например, вольным ямбом написана комедия Грибоедова "Горе от ума" и драма Лермонтова "Маскарад". Вольный ямб удоюен для передачи ритмики разговорной речи. Ещё один важнейший фактор - паузы в конце строк. Даже если граница фразы или синтагмы не совпадает с границей строки, пауза обязательна: в этом случае фраза или синтагма разделяется на части, и такое явление называется анжамбема́н (перенос):Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора... (А.С. Пушкин) Рас - стояние: вёрсты, дали…
Нас рас - клеили, рас - паяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий… (М.И. Цветаева) Почти полностью на анжамбеманах строится стихотворение И.А. Бродского из цикла "Часть речи":
...и при слове "грядущее" из русского языка
выбегают мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких зим уже безразлично, что
или кто стоит в углу у окна за шторой,
и в мозгу раздаётся не неземное "до",
но её шуршание. Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
Третий важнейший фактор - наличие рифмы, что в большинстве случаев характерно для русской поэзии. Рифмы делятся на мужские, женские, дактилические и гипердактилические, а также на точные и неточные. Расположение рифм называется рифмовкой.
Поделиться с друзьями: