М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Особенности анализа поэтического текста

Учёный-пушкинист Валентин Непомнящий утверждал, что поэзия является идеальным проявлениям языка, так как "в самой музыке стиха татится смысл".

Поэтический текст отличается от прозаического двухмерностью: он воспринимается и по горизонтали, и по вертикали. Расчленение текста на ритмически соотнесённые отрезки (стихи/строки) предполагает его ритмико-интонационное восприятие. В широком смысле любой текст, расчленённый на строки, считается поэтическим. В узком смысле поэтическим называют ритмически организованную речь. 

Членение на строки подчиняется определённому принципу соизмеримости

1) Одинаковое количество слогов в строке независимо от их ударности/безударности - силлабический принцип.

2) Одинаковое количество ударных слогов в строке - мелодический, или тонический, или акцентный принцип.

3) Одинаковое количество одинаково расположенных ударных и безударных слогов - силлабо-тонический принцип. Именно этому принципу подчиняются изв6естные всем стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. 

Различные системы стихосложения связаны с особенностями языков, на которых пишутся стихи. В русском языке значимость имеют только ударность и безударность слогов. В других языках значение могут иметь долгота и краткость гласных, высота тона и т.д. Теорию стихосложения разработали в Древней Греции, где ритм основывался на долготе и краткости слогов, и терминология позаимствована оттуда же. При этом ударный слог в русской поэзии условно соответствует долгому слогу в поэзии древнегреческой. 

Русское стихосложение тоже имеет древние традиции. Ещё в дописьменную эпоху сфомировался так называемый "народный" стих, характеризующийся напевностью. Традиция народного стихосложения по сути руководствуется тоническому принципу стихосложения: народный стих харарктеризуется примерно равным количеством ударных слогов в соотносимых строках. При этом некоторые слова ритмического ударения не имеют, зато ударные слоги растягиваются:

С крутым бЕрегом река ДнЕпр поровнЯлася,

Желты мЕлкие песОчки осыпАлися,

Со пескОм водА возмутИлася,

В зеленЫх лугАх разливАлася.

В народном стихе обычно отсутствует рифма, принципиальное значение имеет только ритмическая напевность. Только в жанре раёшного стиха используется рифма (раёк - разновидность народного зрелища на ярмарках в 18-19 веках: через специальный ящик с увеличительными стёклами зрители просматривали картинки, а человек, показывавший их, давал к ним шутливые пояснения):

Картинки верчу-проворачиваю,

Публику обморачиваю,

Себе пятачки заколачиваю!

А вот город Париж!

Как туда приедешь - тотчас угоришь!

Наша именитая знать

Едет туда денежки мотать:

Туда-то едет с полным золота мешком,

А оттуда возвращается без сапог пешком! 

Стилизацию под раёшный стих мы можем увидеть в первой главе поэмы А.А. Блока "Двенадцать":

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

"Вся власть Учредительному собранию!"

Старушка убивается-плачет,

Никак не поймёт, что значит...

В письменную эпоху русское стихосложение впервые проявляется в 17 век в силлабических виршах Симеона Полоцкого (1629-1680), Кариона Истомина (1650-1717) и Сильвестра Медведева (1641-1691). 

Вино хвалити или хулити — не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя страсти
Возбуждает силою свойственныя сласти.
Обаче дам суд сицев: добро мало пити,
Тако бо здраво творит, а не весть вредити;
Сей Павел Тимофею здравый совет даше
Той же совет да хранит достоинство ваше.  (Симеон Полоцкий)

Используемая первыми русскими поэтами силлабическая система стихосложения была вытеснена в 1830-е годы силлабо-тоническим стихосложением Тредиаковского и Ломоносова. В основе силлабо-тонической системы - пять разновидностей стоп. Стопа - это повторяющаяся в строке группа, состоящая из одного ударного и 1-2 безударных слогов, при этом в поэтическом тексте учитывается именно ритмическое ударение, которое может не совпадать с ударением в слове. Например, в пушкинских строках "Мчатся тучи, вьются тучи / Невидимкою луна" в слове "невидимкою" три ритмических ударения - в 1, 3 и 5 слоге. Такие слоги, как первый и пятый, называются пиррихиями. Если же, наоборот, встречаются два ударных слога подряд, как в монологе Чацкого: "В науки он вперИт Ум, алчущий познаний", - то такие стопы называют спондеями
Для стихотворного размера существенным фактором является количество стоп, определяющих ритмику и мелодику поэтического текста. 
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали. (А.С. Пушкин)
 
В этом стихотворении Пушкина - двухстопный ямб. А в стихотворении "Отцы пустынники и жёны непорочны" - шестистопный. В стихотворении "Я здесь, Инезилья, / Я здесь, под окном" - двухстопный амфибрахий, а в куплетах Гимна Российской Федерации - четырёхстопный амфибрахий.
Если же количество стоп неодинаково в одном стихотворении, то такой размер называют вольным. Например, вольным ямбом написана комедия Грибоедова "Горе от ума" и драма Лермонтова "Маскарад". Вольный ямб удоюен для передачи ритмики разговорной речи.  
Ещё один важнейший фактор - паузы в конце строк. Даже если граница фразы или синтагмы не совпадает с границей строки, пауза обязательна: в этом случае фраза или синтагма разделяется на части, и такое явление называется анжамбема́н (перенос):
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора... (А.С. Пушкин)
 
Рас - стояние: вёрсты, дали…
Нас рас - клеили, рас - паяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав 
Вдохновений и сухожилий… (М.И. Цветаева)
 
Почти полностью на анжамбеманах строится стихотворение И.А. Бродского из цикла "Часть речи":
 

 ...и при слове "грядущее" из русского языка
выбегают мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких зим уже безразлично, что
или кто стоит в углу у окна за шторой,
и в мозгу раздаётся не неземное "до",
но её шуршание. Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.

Третий важнейший фактор - наличие рифмы, что в большинстве случаев характерно для русской поэзии. Рифмы делятся на мужские, женские,  дактилические и гипердактилические, а также на точные и неточные. Расположение рифм называется рифмовкой.