М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Практическая работа за 10 класс. Демоверсия

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

Из книги Льва Николаевича Гумилёва "От Руси к России"

Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чём основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжёлых ситуаций, как говорили в старину, «за поучительными примерами». Пусть так, но в таком случае интерес к истории свидетельствует и о другом: современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временны́е стихии. Часто история и современность просто сталкиваются лбами: «Нам интересна только современность и нужно знание только о ней!» Похожие суждения можно услышать и в ученом споре, и в беседе за чаем, и даже в базарной склоке.

Действительно, для противопоставления современности и истории есть некоторые основания. Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее», а значит, историческая наука немыслима без учёта изменений, отделяющих «вчера» от «сегодня». Количество и масштабы этих изменений могут быть ничтожны, но вне их история не существует. Говоря «современность», мы, напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной систему взаимоотношений внутри страны и вне её. Вот это-то привычное, знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется обычно истории — чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному. А дальше просто: если мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них!

И ведь мало кому приходит в голову, что в своё время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Всё хвалёное настоящее — лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических или Наполеоновских войн. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для неё характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчёмными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих учёных, книги которых до сих пор находят своего читателя.

Итак, история — это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Взглянув в каждый отдельный момент на определённую территорию, мы видим как бы фотографический снимок — относительно устойчивую систему из взаимосвязанных объектов: географических (ландшафтов), социально-политических (государств), экономических, этнических. Но как только мы начинаем изучать не одно состояние, а множество их, то есть процесс, картина резко меняется и начинает напоминать скорее детский калейдоскоп, а не строгое картографическое изображение с сухими надписями.

 

1. Докажите с помощью конкретных фактов, что приведённый фрагмент является текстом:

А) обладает связностью (за счёт чего достигается связность?);

Б) обладает цельностью (тематической и идейной);

В) обладает интертекстуальностью (в тексте содержатся прямые или косвенные отсылки к другим текстам).

2. Озаглавьте данный фрагмент. Какая цитата из текста (не более одного словосочетания или предложения) может послужить иллюстрацией к вашему варианту заглавия? 

3. Приведите не менее двух примеров семантических ассоциаций в данном фрагменте. 

4. Каковы признаки диалогичности данного текста? Приведите приёмы создания эффекта "диалогичности" на уровне цитат. 

5. Каков тип данного текста? Укажите признаки названного вами типа с опорой на цитаты.

6. Данный текст относится к художественной или нехудожественной словесности? Как это доказать?

7. Черты какого/каких функционального(-ых) стиля/стилей присутствуют в данном тексте?

8. С помощью каких языковых средств выражены в данном тексте идея и авторская позиция?

9. С помощью каких языковых средств создаётся образ автора (рассказчика) в данном тексте?

За каждый полный аргументированный ответ - до 10 баллов. 

"5" - 81-90 баллов (от 90% до 100%)

"4" - 61-80 баллов (от 67% до 89%)

"3" - 36-60 баллов (от 40% до 66%)