Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что может сделать человека счастливым?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерамииллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример⁠-⁠аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.

Объём сочинения  — не менее 150 слов. 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1840)  

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлёкся трудностью предприятия... Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдём такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе её не заслуживает.

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле всё, что меня окружает. Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость.

Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви.

Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности. От этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всём себе строгий отчёт и убеждается в том, что так до́лжно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца её иссуши́т; она проникается своей собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя, как любимого ребёнка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие. (По М.Ю. Лермонтову)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский писатель, художник, офицер.

====================================================

Сочинение-эссе проверяется по критериям 1-10 в соответствии с требованиями к проверке таких заданий на ЕГЭ. Максимальное количество баллов за сочинение-эссе - 22.

￘ Отметка "5" соответствует сумме баллов от 19 до 22.

￘ Отметка "4" соответствует сумме баллов от 14 до 18.

￘ Отметка "3" соответствует сумме баллов от 9 до 13.

￘ Отметка "2" соответствует сумме баллов от 8 и меньше, а также если объём сочинения-эссе менее 150 слов.

￘ Отметка "1" выставляется за невыполненную работу.

 

Критерии:

  1. отражение позиции автора (1 балл)*
  2. комментарий к позиции автора (3 балла)
  3. собственное отношение к позиция автора (2 балла)
  4. фактическая точность (1 балл)
  5. логичность (2 балла)
  6. этика (1 балл)
  7. орфография (3 балла)
  8. пунктуация (3 балла)
  9. грамматика (3 балла)
  10. речевая грамотность (3 балла)