Тренировочное упражнение по подготовке к сочинению-эссе
Прочитайте текст и выполните задания 1-15
(1) Я закинул руки за голову. (2) Высоко(высоко), в сер..ньком, чуть размыт..м над д..лёким Енисеем небе (с)трудом разл..чил две м..рцающие звёздоч..ки, вел..ч..ной с сем..чко т..ёжного цв..тка майника. (3) Звёзды всегда вызывают во мне чувство сосущего, тоскливого успокоения своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. (4) Если мне говорят: «тот свет», – я не загробье, не темноту воображаю, а вот эти удалённо помаргивающие звёздочки. (5) Странно всё-таки, почему именно свет слабых, удалённых звезд наполняет меня печальным успокоением? (6) А что тут, собственно, странного? (7) С возрастом я узнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, и благотворна, и неизменна. (8) Радость сверкнёт зарницей, нет, молнией скорее и укатится перекатным громыханьем. (9) Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днём, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чём-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе-притягательном будущем. (10) Мудра, взросла печаль. (11) Радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново, и чем дальше в жизнь, тем меньше её, ну вот как цветов – чем гуще тайга, тем они реже.
(По Виктору Астафьеву)
1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, обозначив слитное, раздельное или дефисное написание в предложении 2.
2. Сформулируйте одним словосочетанием тему текста. _________________________________________
3. Сформулируйте идею текста в форме вопросительного предложения.
_________________________________________________________________________________________
4. Определите тип речи*. ___________________________________________________________________
5. Определите стиль речи. __________________________________________________________________
6. Выпишите грамматическую основу предложения 5. _________________________________________
7. Укажите вид односоставного предложения, входящего в состав предложения 4. _________________________________________________________________________________________
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. ___________________________________
9. Дайте характеристику предложению 7 с точки зрения способа связи между частями сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или сложное предложение с разными видами связи) _________________________________________________________________________
10. Укажите вид сказуемого в предложении 10. ________________________________________________
11. Выпишите из предложений 3-5 два словосочетания с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.
_________________________________________________________________________________________
12. Выпишите из предложений 3-5 два словосочетания с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.
_________________________________________________________________________________________
13. Укажите номер предложения, где способами художественной изобразительности являются метафора, сравнение и ряды однородных членов. _____________________________________________
14. Выпишите из текста два прилагательных в форме простой сравнительной степени.
_________________________________________________________________________________________
15. Сформулируйте авторскую позицию одним предложением. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Возможно сочетание разных типов речи