Оценка изложений и сочинений
Изложение и сочинение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объём текста для подробного изложения:
- в 5-6 классах – 150-200 слов,
- в 7 классе – 200-250,
- в 8 классе – 250-350,
- в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. При оценке изложений и сочинений учитываются
1) полнота раскрытия темы (в изложении - ещё и умение передавать микротемы исходного текста);
2) правильность фактического материала (отсутствие фактических ошибок, обозначаемых на полях буквой Ф);
3) логичность и последовательность изложения мысли (отсутствие логических ошибок, обозначаемых на полях буквой Л);
4) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
5) соблюдение языковых (речевых и грамматических) норм (отсутствие речевых - Р - и грамматических - ГР - ошибок);
6) соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:
- первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение лексических норм и правил выбора стилистических средств),
- вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Подробные критерии выставления отметки за передачу содержания ИЗЛОЖЕНИЯ.
Отметка "5"
- Изложение полностью соответствует теме и идее исходного текста.
- Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
- Содержание работы излагается логично и последовательно.
- Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
- Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
- Допускается 1 негрубый недочёт в содержании и не более 1 речевого недочёта.
Отметка "4"
- Содержание работы в основном соответствует теме, однако имеются несущественные отклонения от темы.
- Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
- Допускается не более 2 негрубых недочётов в содержании и не более 3 речевых недочётов.
Отметка "3"
- Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
- Работа достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного текста.
- Допущено нарушение последовательности изложения.
- Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
- Допускается не более 4 недочётов в содержании и не более 5 речевых недочётов.
Отметка "2"
- Объём изложения ниже минимально допустимого при сохранении смысла исходного текста, либо объём достаточен, но изложение не соответствует исходному тексту.
- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
- Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
- Нарушено стилевое единство текста.
- Допущено 6 недочётов в содержании и не более 7 речевых недочётов.
Отметка "1"
- Изложение полностью отсутствует, либо его объём ниже минимально допустимого, при этом смысл исходного текста искажён.
- Допущено более 6 недочётов в содержании и/или более 7 речевых недочётов.
Пять исправлений приравниваются к одной ошибке. Если объём изложения или сочинения ниже минимального, отметка за грамотность не может быть выше неудовлетворительной.
Поделиться с друзьями: