М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Фонетика и орфоэпия"

ФО1. Прочитайте суждения. В некоторых из них допущена ошибка или неточность. Внесите, где нужно, необходимые исправления.

А) Фонетика изучает звуки.

Б) Буква, как и звук, является единицей языка.

В) Каждая буква русского алфавита обозначает один или несколько звуков.

Г) В русском языке 10 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я.

Д) В русском алфавите 33 буквы, что соответствует общему количеству звуков.

Е) Буквы Н, М, Л, Р, Й являются сонорными, то есть звонкими непарными.

Ж) Фонетическая транскрипция – это точная запись звучащей речи.

З) Орфоэпия изучает правила произношения слов.

 

ФО2. Затранскрибируйте слова. Какие особенности произношения этих слов вы отметили?

Скучный, прочный, вечный, что-то, кафе, музей, кофе, шинель, модель, конечно, конечная станция, кого, ого, его, расчёт.

 

ФО3. Выпишите в два столбика слова. В левый столбик запишите те слова, где перед Е произносится твёрдый согласный, в правый – те, в которых перед Е произносится мягкий согласный.

Интернет, поэтесса, патефон, рейтинг, девиз, Одесса, паштет, компьютер, отель, комплимент, бизнес, резюме, темп, бассейн, дебют.

 

ФО4. Расставьте ударения. Какой вывод можно сделать?  

Рука – руки, торт – торты, флаг – флаги, красивый – красивее, мощный – мощнее.  

 

ФО5. Расставьте ударения. Выберите любые пять слов из данных в этом упражнении и составьте с ними предложения.

Каталог, включим, квартал, позвонишь, откупорить, кухонный, поняла, украинский, банты, заржаветь, иконопись, ходатайство, кладовая, свекла, проспала, шарфы, щавель, обеспечение.

 

ФО6. Сделайте все варианты орфографической записи затранскрибированных слов. Составьте словосочетания с каждым из получившихся слов

[сjэст], [к∧мпан'иь], [плот], [грус'т'], [фп'ьриэм'эшку]

 

ФО7. Экспресс-тест

А) Укажите номера слов, в которых все согласные звуки звонкие:

1) отдал; 2) отзвук; 3) взять; 4) боязнь; 5) борода; 6) скоба; 7) груз; 8) друг; 9) больной; 10) нота.

 

Б) Укажите номера слов, в которых все согласные звуки  твёрдые:

1) справка; 2) будто; 3) дрожь; 4) ешьте; 5) соловьи; 6) спутник; 7) дрожжи; 8) ожёг.

 

В) Укажите номера слов с мягким согласным [т']:

1) пастель; 2) термин; 3) Амстердам; 4) темп; 5) Данте; 6) компьютер; 7) теннис; 8) оттенок; 9) патент. 

 

Г) Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:

1) Гвинея; 2) Нельсон; 3) тоннель; 4) неологизм; 5) турне; 6) кашне; 7) невралгия, 8) шинель. 

 

Д) В произношении каких слов есть лишний звук?

1) дерма[н]тин; 2) компроме[н]тировать; 3) инци[н]дент; 4) конста[н]тировать; 5) интриган[т]ский. 

 

Е) Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:

1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) кукурузу; 5) игры; 6) латы; 7) лыжи; 8) милиция; 9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что, 13) шкаф, 14) устав, 15) порт. 

 

Ж) Укажите звуковое значение буквы Т в словах:

1) от службы; 2) птица; 3) отсрочка; 4) отделить; 5) местный; 6) бурятский; 7) неотделимый. 

 

З) Укажите звуковое значение выделенных букв и буквосочетаний:

1) подрядчик; 2) заказчик; 3) помощник; 4) мягкий; 5) облегчить; 6) песни; 7) изжарить; 8) лётчик; 9) безжалостный; 10) тридцать; 11)  подчистить, 12) сжатый.

 

И) Какой из вариантов фонетической транскрипции слова «семья» верен?

1) [с'им'й'а];   2[с'иэмьjа];   3) [с'эм'jа];   4] [с'им'jа];  5) [с'иэм'jа]

 

К) В каких словах мягкий знак используется для обозначения мягкости согласных?

1) раньше; 2) дочь; 3) прячьте; 4) терпеть; 5) мышь; 6) съешьте; 7) вьюга; 8) молодёжь.

 

ФО8. Расставьте ударения

1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8) досуг; 9) понявший; 10) понятый; 11)  позвонишь; 12) торты; 13) диспансер; 14) асимметрия; 15) запломбированный; 16) мизерный; 17) заиндеветь; 18) индустрия. 

 

ФО9. Из каждого ряда выпишите слово, в котором неверно выделен ударный гласный звук.

А) мозаИчный, договОр, каталОг, зубчАтый, распоЯсался

Б) коклЮш, красивЕе, столЯр, квартАл, клАла

В) малЯр, заржАвевший, щавЕль, отдАл, тОрты

Г) ракУшка, облЕгчить, тЕфтели, занятА, фОрзац

Д) балУешь, искрА, мЕльком, мастерскИ, оцененЫ

Е) дотемнА, Иконопись, хозЯева, ходатАйствовать, понялА

Ж) Оптовый, слИвовый, мАркетинг, диспансЕр, премировАть

З) втрИдорога, исчЕрпать, газопрОвод, аэропОрты, бАнтами

И) кУхонный, поутрУ, шАрфы, срЕдства, ерЕтик

К) тОтчас, дОску, танцовщИца, принУдить, начАвшие 

 

ФО10. Из каждого ряда выпишите слово, в котором неверно выделен ударный гласный звук.

А) новостЕй, нОгтя, вероисповЕдание, корЫсть, свеклОй

Б) заклЕить, бронирОванное (стекло), зАперла, стАтуя, цыгАн

В) цепОчка, лЕкторов, исчЕрпавший, дождАлась, мизЕрный

Г) донЕльзя, закупОрить, прИбыло, завИдно, Отрочество

Д) челюстЕй, докраснА, Иксы, придАное, красИвее

Е) гналАсь, добелА, опошлИть, ненадОлго, пОручнями

Ж) прожорлИва, освЕдомился, зАсветло, жалюзИ, срЕдствами

З) водопровОд, сантимЕтр, Отзыв, тОртами, прИрост 

И) бухгАлтеров, намЕрение, мОлящие, избалОванный, мЕстностей

К) кОнусами, поднЯлся, воспринялА, газирОванный, Исподволь 

 

ФО11. Перепишите текст, расставляя ударения во всех словах, кроме односложных.

Мне всегда казалось что броня авиабилета так же по-своему крепка как танковая броня. Полёт прошёл удачно и даже сыр в ручной клади не заплесневел. Несмотря на мизерную стоимость билета авиакомпания не разочаровала меня и самолёт прибыл вовремя. Размышляя поняла ли меня стюардесса я неспешно подошёл к уже начавшей работу таможне. Подняв портфель я не отдал его таможеннику а положил на транспортер чтобы эксперты имеющимися у них средствами проверили содержимое моего груза.