schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Нормы оценки знаний

Оценка диктантов и грамматических заданий

Нормативный объём текстового диктанта составляет

  • для V класса — 95-110 слов,
  • для VI класса - 100-120,
  • для VII - 120-130,
  • для VIII - 130-150,
  • для IX класса — 150—170 слов.

При подсчёте слов учитыва​ются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо​жет состоять из следующего количества слов:

  • для V класса — 15-20,
  • для VI класса - 20-25,
  • для VII класса - 25-30,
  • для VIII класса - 30 - 35,
  • для IX класса - 35 - 40.

 

Оценка диктанта 

«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра​фических и/или 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и/или 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут​ствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставлять​ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

«3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и/или 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи​ческие и/или 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши​бок при отсутствии орфографических ошибок. В 4-м классе до​пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи​ческих и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа​ционных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и/или 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра​фических и/или 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и/или 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и/или 6 пунктуацион​ных ошибок, то есть в сумме не более 14. 

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал​лом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае​мых при выставлении отметки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом является

для отметки «4» 2 орфографические ошибки,

для отметки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5-го класса - 5 орфографических ошибок),

для отмет​ки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес​кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж​дый вид работы).

 

Оценка грамматического задания

При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду​ется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол​нено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой выполнено неверно или не выполнено бо​лее половины заданий.

Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил верно ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва​ются при выведении оценки за диктант.

Отмечаются, но не учитываются при оценке ошибки в переносе слов и в неизученных орфограммах и пунктограммах, а также  передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются также описки. При этом неверное написание орфограммы не может быть отнесено к описке. 

Неясное и/или трудночитаемое написание буквы в орфограмме (например, при невозможности чётко идентифицировать "о" или "а", слитное или раздельное написание) считается допущенной ошибкой

Пять исправлений, сделанных учеником, приравниваются к одной ошибке. При этом отличная оценка не выставляется уже при наличии трёх исправлений даже при отсутствии ошибок. 

 

Оценка изложений и сочинений

Изложение и сочинение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объём текста для подробного изложения:

  • в 5-6 классах – 150-200 слов,
  • в 7 классе – 200-250,
  • в 8 классе – 250-350,
  • в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке изложений и сочинений учитываются

1) полнота раскрытия темы (в изложении - ещё и умение передавать микротемы исходного текста);

2) правильность фактического материала (отсутствие фактических ошибок, обозначаемых на полях буквой Ф);

3) логичность и последовательность изложения мысли (отсутствие логических ошибок, обозначаемых на полях буквой Л);

4) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

5) соблюдение языковых (речевых и грамматических) норм (отсутствие речевых - Р - и грамматических - ГР - ошибок);

6) соблюдение орфографических и пунктуационных норм. 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:

  • первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение лексических норм и правил выбора стилистических средств),
  • вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. 

Подробные критерии выставления отметки за передачу содержания ИЗЛОЖЕНИЯ

Отметка "5"

  • Изложение полностью соответствует теме и идее исходного текста. 
  • Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 
  • Содержание работы излагается логично и последовательно. 
  • Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 
  • Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 
  • Допускается 1 негрубый недочёт в содержании и не более 1 речевого недочёта. 

Отметка "4"

  • Содержание работы в основном соответствует теме, однако имеются несущественные отклонения от темы. 
  • Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 
  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 
  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 
  • Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 
  • Допускается не более 2 негрубых недочётов в содержании и не более 3 речевых недочётов.

Отметка "3"

  • Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 
  • Работа достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного текста. 
  • Допущено нарушение последовательности изложения. 
  • Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 
  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 
  • Допускается не более 4 недочётов в содержании и не более 5 речевых недочётов.

Отметка "2"

  • Объём изложения ниже минимально допустимого при сохранении смысла исходного текста, либо объём достаточен, но изложение не соответствует исходному тексту. 
  • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 
  • Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 
  • Нарушено стилевое единство текста.
  • Допущено 6 недочётов в содержании и не более 7 речевых недочётов.

Отметка "1"

  • Изложение полностью отсутствует, либо его объём ниже минимально допустимого, при этом смысл исходного текста искажён.
  • Допущено более 6 недочётов в содержании и/или более 7 речевых недочётов. 

Пять исправлений приравниваются к одной ошибке. 

Если объём изложения или сочинения ниже минимального, отметка за грамотность не может быть выше неудовлетворительной.