М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Местоимение"

М1. Вспомните, что вам известно о местоимении. Запишите предложения, завершая мысль:

а) Местоимение – это самостоятельная часть речи; это слова, употребляемые вместо…

б) Местоимения отвечают на вопросы…

в) Местоимения не называют… и …, а только…

г) Существует девять разрядов местоимений: 1) личные, 2)…, 3)…, 4)…, 5)…, 6)…, 7)…, 8)…, 9)…

 

М2. Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд и морфологические признаки.

Образец:

Нас наша партия ведёт, и с ней народ един (С.В. Михалков): 

1) нас - личное, 1 лицо, множественное число, винительный падеж; 2) наша - притяжательное, 1 лицо, женский род, единственное число, именительный падеж; 3) ней - личное, 3 лицо, женский род, единственное число, творительный падеж. 

Есть небольшие поучительные истории, которые любому из вас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов - кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. Читая сюжеты о животных, ты понимаешь: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни помогают нам узнавать себя - это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

 

М3. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выпишите все местоимения, укажите их разряд, восстановите их начальную форму. Укажите все морфологические признаки каждого местоимения. Повторяющиеся местоимения можно выписать только один раз. 

ОБРАЗЕЦ:

ю) Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.

Местоимения:

мне – личное, н.ф. – я; дательный падеж, ед.ч, 1 лицо;

ними – личное, н.ф. – они; творительный падеж, мн.ч., 3 лицо;

мои – притяжательное, н.ф. – мой; именительный падеж, мн.ч.

Мой сын! Послушай мой рассказ
О нашей Родине о нас
О тех кто много лет назад
Подняв Москву и Петроград
Под красным знаменем в бою
Свободу отстоял свою
И отдал молодость борьбе
Чтоб хорошо жилось тебе!

Ты ходишь в школу в третий класс
Как тысячи детей.
Немало школьников у нас
И каждый - грамотей!

А раньше много лет назад
Страною правил царь.
И были не у всех ребят
Тетрадки и букварь.

Но были люди на земле
Что думали о тех
Кому живется в кабале
На свете хуже всех.

Они бежали из тюрьмы
Чтоб свой народ вести
Чтоб вековое царство тьмы
С лица земли смести.

Всё то что грезится другим
У нас в стране сбылось
И это нам с тобой самим
Увидеть довелось.

(С.В. Михалков)

 

М4. Расставьте ударения и объясните правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

Кое-что, нечто, ничто, нечем, ничем, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое-кого, кое с кем, ни с чем.

 

М5. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки и препинания. Выпишите все местоимения, укажите их морфологические признаки: разряд, начальную форму, падеж, лицо, число (если есть). 

Образец: Я не знаю, с кем и о чём у тебя несколько дней назад был спор, не знаю, удалось ли тебе переломить его позицию и не уронить себя в глазах наших оппонентов. 

Местоимения:

я  - личное; н.ф. - я; именительный падеж, 1 лицо, единственное число

кем - относительное; н.ф. - кто; творительный падеж

о чём - относительное; н.ф. - что; предложный падеж

тебя - личное; н.ф. - ты; родительный падеж, 2 лицо, единственное число

несколько - неопределённое; н.ф. - несколько; единственное число

тебеличное; н.ф. - ты; дательный падеж, 2 лицо, единственное число

его - притяжательное; н.ф. - его

себя - возвратное; н.ф. - себя; родительный падеж

наших - притяжательное; н.ф. - наш; родительный падеж, 2 лицо, множественное число

 

1) Его (н..)кто (н..)заметил (н..)кто (н..)удерж..вал и на его лице отразилось какое(то) недоумение. 

2) Через несколько минут (н..)кого (н..)осталось на улице. 

3) Больше ждать было (н..)кого и (н..)(за)чем. 

4) (Н..)что (н..)трогало его (н..) замечал он (н..)чего.

5) Едва(ли) кому(либо) что(то) было известно о ней однако содержание её письма вскоре стало известно всем. 

6) Мне решительно скрывать (н..)чего поэтому я о себе всё рассказал. 

7) А теперь мне выехать (н..)(на)чем (н..)кому лошадей подковать.

8) Им (н..)(в)чём н..льзя доверять.

9) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду измуче..ому однообразием бе..конечной картины.

10) (Н..)какими силами и стараниями н..льзя было докопаться из чего был состряпан его халат.

11) Но (н..)какого Коровьева так и (н..)нашли и (н..)какого Коровьева (н..)кто в доме (н..)знал и (н..)видел  

12) Пр..дположим что у вас в кармане два яблока; (н..)кто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? 

(Использованы фрагменты произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, М.А. Булгакова, А.Н. Толстого)

 

М6. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Н..(за)что благодарить; н..(за)что не благодарил; (н..)когда болтать; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как отца; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..)кому другому, как директору; (н..)кому другому нельзя доложить; (н..)куда спешить; (н..)где не находил покоя; это (н..)как невозможно; (н..)какой благодарности; (н..)(на)что купить; (н..)(на)что не обращать внимания; (н..)(от)куда ждать помощи; (н..)чем заняться; здание было (н..)чем иным, как университетом; (н..)чем иным объяснить не мог; (н..)когда не опаздывал; (н..)куда не спешил; (н..)(к)чему не притрагивался; (н..)(от)куда не ждал вестей; (н..)(по)чём не догадался бы; я здесь (н..)(при)чём; это его (н..)сколько не занимало; (н..)чей щенок; (во)что(бы)то(н..)стало; (н..)(в)какую не соглашался.

 

М7. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из текста все местоимения, укажите их начальную форму, разряд и морфологические признаки. 

Жила(была) белка в лесу н..(о)чём н.. тужила и (н..)кто её (н..)бе..покоил. Спала она на ветке большой-пр..большой ели. (Н..)когда н.. забот..лась (н..)(о)ком толь­ко о себе. Прошло (не)много времени и у неё по..вилось (н..)сколько бельчат. Теперь белка (н..)ку­да от них н.. уходила.

Когда(же) зимой нач..лись обвалы какой(то) тяж..лый ком снега обруш..лся с вершины дерева на крышу ж..лища белочки. Белка выск..ч..ла а её бе..помощ..ные дети ок..зались в ловушке. (Н..)куда бе­жать н..(к)кому обр..тит..ся за помощью. Н..уже(ли) (н..)кто н.. спасёт бельчат? Белка сама быстро пр..нялась ра..капывать снег. (К)счастью круглое внутре..ее гнездо из мягкого мха осталось целым. Н..когда лесная жительница н.. была так счастл..ва. Н..что больше (н..)омрачит её радости. (По В. Бианки)