schoolexpert@yandex.ru
М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Наречие"

НА1. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки. Укажите части речи.

(Во)всю разбушевался; (во)всю стену; (тот)час всё же настал; (тот)час ответил ему; смотрел (на)отрез, купленный для платья; отказаться (на)отрез; (по)осеннему дождливо; идти (по)осеннему лесу; налил (в)пустую бутыль; волновались (в)пустую; толкнула (в)бок; отклониться (в)бок; идти (на)встречу с другом; идти (на)встречу другу.

 

НА2. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Выучить (на)изусть, дрожал (по)заячьи, съесть (на)тощак, крикнуть (в)сердцах, действовать (ис)(под)тишка, пойти (на)удачу, показалось (с)просонок, определить (на)ощупь, лежали (в)повалку, в доме (на)против, перешли (в)брод, носить (на)распашку, разговаривать на уроке (на)зло учителю, (от)роду не иметь, свободно говорить (по)английски, поймать (на)лету, говорить (на)чистоту, идти (в)обнимку, брели едва(едва), приехать (на)всегда. 

 

НА3. Перепишите предложения, объясняя правописание: укажите части речи над каждым словом с зашифрованным правописанием; в наречиях графически обозначьте условия выбора орфограммы. 

1) (В)первые в Радонеже я побывал (в)первые дни осени, (н..)(за)долго (до)начал.. бабьего лета. 

2) Говоря (на)чистоту, в этом учреждении (н..)много внимания обращали (на)чистоту помещений.

3) Ходить в кино мне удавалось (с)трудом (во)время редких увольнительных, (при)этом важно было вернуться в воинскую часть (во)время, и я уже (на)бегу (еже)минутно поглядывал на часы. 

4) Идя (на)встречу пожеланиям (по)боевому настроенной администрации, я всё(же) явился (на)встречу с университетским лектором, котрый был специалистом (по)боевому прошлому нашего района. 

5) (Во)время войны бойцы стояли (на)смерть, потому(что) знали: за ними Москва, (от)того и бились не (на)жизнь, а (на)смерть.

6) Наступил (тот)час, когда, сварив яйцо (в)крутую, он (тот)час отправлялся на занятия, как (с)иронией тогда говорили, (в)крутую школу.

7) Шли куда попало, просто (на)угад, прямо и (на)право, а потом (на)зад. 

8) Повернули (на)прав.. и (с)лев.. заметили (полу)прозрачный газетный киоск, о котором (не)давно вели с Иваном Никаноровичем (в)сердцах прерванный разговор. 

 

НА4. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи.

Устр..мит..ся (в)верх, взмыл (в)высь поднебесную, вгляд..вались (в)даль степей, пок..зались (в)дали, не понимать (в)начале (н..)чего, шли (по)двое, нести (под)мышкой, повелось (из)давн.., (в)конце повести, говорить (без)обиняков, (на)конец добит..ся цели, (в)двоём отпраз..новали, мчались (без)оглядки, скатыват..ся волнами (в)низ, забыть (на)веки вечные, запомнить правописание наречий (на)век, схватить (в)охапку, увеличить (в)трое, отправ..ли (в)догонку, стрелять (в)упор, три метра (в)обхват, жевал (на)ходу, уехать (за)границу, говорить (на)распев, болтали (без)умолку, искать (на)ощупь (в)потьмах, бежать (в)припрыжку.  

 

НА5. Перепишите наречия, раскрывая скобки. Расставьте ударения

(До)нельзя, (ис)стари, мастерски, (в)(три)дорога, (до)верху, (с)ызмала, (за)годя, валом валить, (из)давна, (на)бело, завидно, (без)умолку, (за)светло, (до)красна, (по)утру, (без)толку, мельком, (тот)час, нарочито, (до)низу, (из)древле.  

 

НА6.  Из тренинга Л.В. ВеликовойПерепишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи.

Собрание прошло организова_о, кричал отчая_о, беше_о мчался, глядел испуга_о, толкнул нечая_о, слушал рассея_о, рассказывал взволнова_о, объяснял пута_о, угасал медле_о, выглядел безукоризне_о, провозглашал пламе_о, улыбался стра_о, щурился болезне_о, говорил убежде_о, исступле_о кричал, шептал таинстве_о.

Пуститься (в)скач_, ударить (на)отмаш_, открыть (на)стеж_, терпеть (не)(в)моч_, ждать (не)втерпёж_, выйти (за)муж_, упасть (на)взнич_.

Уйти (за)светл_, (за)долг_ до отпуска, вернуться (за)темн_, вытереть (до)сух_, глядеть (ис)кос_, перекусить (на)скор_, уйти (на)долг_, начать (с)начал_, прийти (с)нов_.

 

НА7. Тренировочный диктант.

Обоз ра..пол..жился (в)од..ночку (в)стороне от (не)(в)далеке находивш..йся деревн.. около (не)глубокой но широко ра..кинувш..йся реки. Со..нце (н..)пр..ста(н,нн)о жгло (по)вчерашн..му и со вчерашн..го дня (не)подвижно и уныло в..сел зной в воздухе. Мало(по)малу воздух ст..новился всё горячее и нам (не)(в)терпёж.. было отдохнуть. От жары было (не)куда дет..ся и (по)напрасну мы искали тени дли..ые тени помогали нам скрыват..ся от п..лящих лучей лиш.. (до)(тех)пор пока дорога шла (в)виду соснового леса (в)последстви.. исхоже..ого нами (в)доль и (по)перёк. На берегу (с)лев.. и (с)прав.. сплош.. стояло несколько верб но тень от них бе..полезно (с)верху падала в воду. Вода в реке дикови..о голубеющая от отр..жающегося в ней неба страс..но манила к себе.

Дымов и Кирюша вышедшие (из)дому (за)светл.. и (без)устали прошедшие весьма (не)близкий м..ршрут путеше..ствия увид..в реч..нку (не)медле..о ра..делись и попадали с громким криком в воду. Им (не)(в)моч.. было терпеть изнуряющий зной. Тихо журчавшая реч..ка огл..силась фырканьем и плеском и криком. Егорушка ра..бежавшись бе..трашно прыгнул (с)вышины в речку. Описав в воздухе дугу он глубоко погрузился но (не)смотря на старания дна (не)достал хотя и пытался определить его (на)ощупь. Какая(то) сила подхв..тила его и понесла обратно (на)верх. Он нырнул фыркая пуская пузыри. (В)скоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камыш..вых кореньев а выбравшись на берег лёг (на)взнич.. и (не)(на)долго задр..мал. (По А.П. Чехову)

 

НА8. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите разряд наречий, подчеркните их в предложении, отметив синтаксическую роль.

1. Он смутившись взял ход обратно и задумался (по)настоящ..му наклоняя голову то (в)лев.. то (в)прав.. медле..о протягивая пальцы к ферзю и быстро отд..рая их (как)буд(то) обж..гаясь а сын тем временем спокойно с (не)свойстве..ой ему а..уратностью уб..рал взятые фигуры в ящик (Набоков). 

2. Цепочка эта связалась очень быстро и тот(час) пр..вела к сума..шедшему профе..ору... (Не)ост..валось даже зерна сомнений в том что таинстве..ый консультант точно знал (за)ра..ее всю картину ужасной смерти Берлиоза (Булгаков).

3. (Из)редк.. только поп..далась кепка а чаще всего чёрные дыбом поднятые патлы а ещё чаще как дыня м..рцала заг..ревшая от солнца лысина на которой очень хотелось написать химическим карандашом какое(нибудь) слово (Ильф и Петров). 

 

Правописание наречий