schoolexpert@yandex.ru
М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Служебные части речи"

СЧР1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги. 

(В)виду (не)погоды занятия перенесли в спортзал, (в)течени.. месяца, (в)продолжени.. речи, (на)счёт меня не беспокойся, (в)продолжени.. романа, иметь (в)виду варианты развития событий, (в)следстви.. болезни, (в) завершени.. работы состоялось собрание; (в)следстви.. по делу, (в)течени.. болезни наметились улучшения; (в)отличи.. от Онегина, (в)заключени.. врача, (во)избежани.. пожара, (в)отношени.. доклада; все дело (в)отличи.. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам, (в)силу обстоятельств, (не)смотря на поздний час; параш..тист прыгнул, (не)смотря (в)низ. 

 

СЧР2. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(По)мере надобности, из(под) дивана, выйти (в)след за посетителем, (в)следстви.. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти.. на место, узнать (на)счёт подписки, перевести деньги (на)счёт фирмы, (в)виду приближения осени, (в)связи с собранием, (в)продолжени.. романа известного автора, (в)продолжени.. утра; рассудку (во)преки, (на)перекор стихиям; шёл, (не)смотря по сторонам; из(за) ненастья, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени.. пяти лет, (в)течени.. бурной реки, (в)виду (не)достатка времени, узнать (в)последстви.., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели, наблюдать изменения (в)течени.. реки, отсутствовать (в)продолжени.. месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви.. с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

 

СЧР3. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все предлоги

(Не)смотря (на)конец сентября было (по)летнему жарко. Чай накрыли в гости..ой выходивш..й ра..пахнутыми настеж.. окнами в ещё (не)убра..ый от опавших листьев сад.

В помещени.. (в)доль стен стояла полирова..ая стари..ая мебель обитая б..рдовым плюшем. Благодаря аж..рным накидкам и (бело)снежной домотка..ой скатерти ра..шитой пр..чудливым орнам..нтом комната выгляд..ла (по)праздн.чному торжестве..ой. Золочё..ая и посеребрё..ая посуда была начище..а (до)блеска а (по)середине стола возвышался отр..жая солнечные лучи кувшин (в)виде цветка. (Во)круг него были ра..тавле..ы (не)высокие но изящные б..калы из гранё..ого хрусталя.

(В)течени.. часа разговор (не)смолкал. Говорили (в)основном (на)счёт поездк.. которая (во)преки оп..сениям законч..лась благополучно. (В)заключени.. чаепития кто(то) из присутствующих развеселившись предл..жил осмотреть живописное озеро разливш..еся (в)следствие (не)давно прошедших дождей.

СЧР4. Найдите лишнее в каждом ряду. Объясните выбор. 

И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО, ЛИБО;

КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА, ТАК КАК;

ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО, ДАБЫ;

ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО, В ОТЛИЧИЕ. 

 

СЧР5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы и укажите их разряд. Объясните правописание слов с орфограммами.

1. Один только месяц всё так(же) бл..стательно и чудно плыл в (не)объятных пустынях роскошного украинского неба и так(же) прекрасна была земля в дивном серебря..ом блеске (Гоголь).

2. На то вам и красное лето дано что(б) вечно любить это скудное поле что(б) вечно вам милым казалось оно (Некрасов).

3. Что(бы) он (н..)говорил что(бы) (н..)предлагал его слушали так (как)буд(то) то что он предлагал давно известно (Лев Толстой).

4. Снегу было мало снежных буранов то(же) (Арсеньев).

5. Разные цветы точно (по)времени раскрывают..ся в разные часы утра и точно так(же) закрывают..ся к вечеру (Паустовский). 

6. Бранил Гомера Феокрита за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (то)есть умел судить (о)том как государство богатеет и чем живёт и (по)чему (не)нужно золота ему когда простой продукт имеет. (Пушкин)

7. Не за(то) волка бьют что сер а за(то) что овцу съел (Пословица)

СЧР6. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Числительные запишите словами. Из предложений 1-10 выпишите в таблицу все производные предлоги, союзы, частицы.

1. Пожалуй многие из нас знают Льва Николаевича Толстого (не) только как великого русского писателя но и как выдающегося мыслителя замечательного труже..ика который стремился построить свою жизнь так как ему подсказывала его совесть и его гу..анистические взгляды на мир.

2. (Не)смотря на то что Толстой очень любил Ясную Поляну н.. писатель н.. его семья н.. отказывали себе в удовольствии (в)течени.. зимних месяцев пожить в Москве.

3. (В)виду каких же причин (в)силу каких обстоятельств Лев Николаевич стремился жить в столиц..?

4. Отнюдь (не)(за)тем что(бы) создать себе комфорт (по)тому(что) и в город.. писатель не отказывался от умстве..ого да и от физического труда.

5. Дом Толстых (в)отличи.. от домов других знаменитых людей находился вовсе не в центре а в рабочем районе так что Лев Николаевич вставал утром (по)фабричному гудку.

6. Хотя Толстой был уже в пр..клонном возрасте он много работал и (не)смотря на почте..ые годы зан..мался гимнастикой.

7. (На)перекор возрасту и социальному положению он сам уб..рал свои комнаты а потом брал топор и шёл в сарай колоть дрова.

8. Эта работа была (не)лёгкой (за)то полезной ибо Толстой знал: либо он сам одолеет старость либо старость одолеет его. 

9. И что бы он н.. делал (в)продолжени.. дня разносил ли дрова по комн..там складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки всё это Толстой делал по своему твёрдому уб..ждению в том что человек сам должен выполнять всю повс..дневную свою работу (не)пользуясь чужим трудом.

10. (При)этом (не) только физическим но и умстве..ым трудом зан..мался Толстой посв..щая ежедневно чтению до шести-семи часов.  

11. Прогулка по Москве проходила обычно в одиночестве ибо в это время он обдумывал свои произведения. 

12. В 1895 году Толстому подарили велосипед и писатель в возрасте 67 лет за два дня выуч..лся ездить на велосипеде.

13. Если раньше он много ходил пешком то теперь он ездил по тому(же) самому маршруту и ещё дальше.

14. В доме у Толстого можно было видеть как простых крестьян и рабочих так и прославле..ых его совреме..иков писателей артистов учё..ых.

15. Н.. занятость писателя н.. его возраст н.. мешали ему говорить с гостями.

16. Всем он щедро дарил своё время да и не только время а и самого себя.

17. (По)этому учение Толстого его философия имели такое влияние на умы его совреме..иков.

 

Производные предлоги     Сочинительные союзы     Подчинительные союзы        Частицы      
       

 

СЧР7. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните частицы, укажите их разряд

1. (Н..)страны (н..)погоста (н..)хочу выб..рать. (И.А. Бродский)

2. И мне до тебя где(бы) ты (н..)была дотронут..ся сердцем (н..)трудно. (Р.И. Рождественский

3. (Н..)одна дорожка (н..)была очище..а от снега и (н..)один день прохожим приходилось в буквальном смысле прод..раться сквозь сугробы. 

4. (Н..)сладость розовых лучей предтечи утре..его Феба (н..)кроткий блеск лазури неба (н..)запах веющий с полей (н..)быстрый лёт коня ретива — (н..)что души (н..)веселит. (К.Н. Батюшков

5. Куда б (н..)шёл (н..)ехал ты а здесь остановись (А.Т. Твардовский).

6. Что(бы) (н..) читал Багрицкий его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения              (К.Г. Паустовский). 

7. Сергей Тюленин родился когда (н..)(за)чем было идти в подполье; он (н..)откуда (н..)бежал и бежать ему было (н..)куда. (А.А. Фадеев

8. (Н..)уже(ли) (н..)ясно что (в)середине нашего века (н..)один ученый (н..)одна экспедиция посетившая Горный Алтай (н..)кто (н..)мог(бы) обойти доктора географических наук Вершинина что(бы) (н..)навлечь на себя упреков в (н..)достаточном изучении литературы об этом крае. (По С.П. Залыгину)

9. Ребята! Н.. Москва ль за нами? (М.Ю. Лермонтов)

10. (Н..)уже­(ли) ты (н..)пони­ма­ешь что твои наме­ре­ния откры­ты? Разве (н..)видишь что твой заговор известен всем присутствующим? О вре­ме­на! О нра­вы! (Цицерон)

11. Вы(б) газели (н..)галдели  
     А на будущей неделе 
     Прискакали(бы) и сели 
     На качели-карусели! 
     Но (н..)слушали газели 
     И (по)прежнему галдели... (К.И. Чуковский)

 12. Всего-то - чтоб была свеча / Свеча простая восковая / И старомодность вековая / Так станет в памяти свежа. (Б.А. Ахмадулина)

13. Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо
что(бы) каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! (В.В. Маяковский)

14. Тёмная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах
Тускло звёзды мерцают.
В тёмную ночь ты любимая знаю (н..)спишь
И у детской кроватки тайком
Ты слезу утираешь. (В.Г. Агатов

15. ...она (н..)перед чем (н..)отступала и (н..)куда (н..)шла. Она многое ясно видела многое её занимало и (н..)что (н..)удовлетворяло её вполне; да она едва(ли) и желала полного удовлетворения. (Н..)будь она богата и (н..)зависима она быть может бросилась(бы) в битву узнала(бы) страсть… Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продолжала провожать день за днём (н..)спеша и лишь изредка волнуясь. (И.С. Тургенев

 

СЧР8. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните и укажите все служебные части речи. 

1. Его упрашивали (в)продолжени.. недели. Мать конечно плакала (Набоков). 2. (В)след (за)тем странное равнодушие охватило его (Бианки). 3. Заботливая хозяйка жена Ларивона (по)многу раз в день меняла ему горячие припарки прикладывала к ноге какие-то капли... (Бианки). 4. (В)продолжени.. романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. 5. Я не обольщаюсь (на)счёт качества этих переводов (Набоков). 6. Охотники ели редко и (по)многу. 7. И мысли охотника унеслись (в)глубь времён (Бианки). 8. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались прохожие обращали на него внимание и оборачивались. (В) следстви.. этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками... (Булгаков). 9. (На)счёт в банке было переведено четыреста миллионов рублей. 10. Казарка с ужасом замечала что (не)смотря на все её усилия сокол становится всё лучше виден (Бианки). 11. (По)(над) Доном сад цветёт (во)саду дорожка. 12. Речь эта как (в)последстви.. узнали шла об Иисусе Христе (Булгаков). 13. (От)чего(же) на этой странице я когда(то) загнул уголок? (Ахматова) 14. (За)чем пойдёшь то и найдёшь (Пословица). 15. Звуки мало(по)малу слабеют (по)немногу замирают а скоро их (со)всем уже не слышно. 16. Но (в)место того встретивши Галку Иван Иванович начал бранить (за)чем она шатается без дела. (Гоголь).

 

СЧР9. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинанияПодчеркните и укажите все служебные части речи

I. 1. Тут (не)одно воспоминанье тут жизнь заговорила вновь и то(же) в вас очарованье и та(ж) в душе моей любовь! (Тютчев). 2. И христиане не выдумав (н..)чего нового точно так(же) создали своего Иисуса которого на самом деле никогда не было в живых (Булгаков). 3. Ты произнёс свои слова так как(будто) ты (н..)признаёшь теней а так(же) и зла (Булгаков). 4. Только обыватели сидя в (полу)мраке своего жилища любят думать что путешествия уже (н..)раскрывают (н..)каких тайн; на самом деле горный ветер так(же) будоражит кровь как и всегда и умереть пускаясь в достойную авантюру всегда было законом человеческой чести (Набоков). 5. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы (Бианки). 6. Здесь все то(же) то(же) что и прежде здесь напрасным кажется мечтать (Ахматова). 7. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут (н..)когда (н..)оставался (Бианки).

II. 1. За что купил (за)(то) и продаю (Пословица). 1 На(то) и щука что(бы) карась не дремал (Пословица). 3. - Как(же) смотреть правильно сразу на весь лес или на отдельные деревья? - (И)так (и)так (Бианки). 4. Не будешь(ли) ты так добр подумать над вопросом что(бы) делало твоё добро если(бы) не существовало зла и как(бы) выглядела земля если(бы) с неё исчезли тени? (Булгаков). 5. (И)так почти всё объяснилось и кончилось следствие как вообще всё кончается (Булгаков). 6. Ложка нужна что(бы) суп хлебать а грамота что(бы) знания черпать (Пословица). 7. И в мыслях не было кого-то задеть или обидеть или уязвить. 

III. Послышался лёгкий звон струн как(бы) от гитары упавшей на ковер (Тургенев). 2. Солнце ярко светило и резало своими лучами (кое)где белевшие пласты залежавшегося снега (Чехов). 3. То серьёзный то потешный (н..)почём что дождь что снег в бой вперёд в огонь кромешный он идёт святой и грешный русский чудо-человек. (Твардовский) 4. Решив спастись (во)что(бы)(то)(н..)стало и (не)желая рисковать он выпил несколько пригоршней болотной воды и заполз в кустарник (Симонов). 5. Для дяди Васи (н..)было тайной что воспитанники чуть(ли) (н..)(в)глаза смеются над ним (Куприн). 6. Погода сейчас в Москве как в марте оглядываешься кругом на улицах где(бы) купить мимозу (Пришвин). 7. И тут(то) вот на одетый лес прилетела кукушка (Пришвин). 8. (В)течени.. года дети какой(то) школы даже носили мне множество цветов и чем(бы) я (в)последстви.. (н..)занимался у меня всегда было сомнение (н..)получаю(ли) я эти цветы (н..)заслуженно и (н..)уже(ли) я для этих детей так много значу. 9. Скука была в деревне страшная и Авилов постоянно и усиленно искал хоть какого(нибудь) развлечения (Куприн). 10 Как(то) вечером встретившись с Харитиной в сенях Авилов обнял её однако девушка молча отбросила его руки от своей груди и так(же) молча ушла (Куприн).