schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

Тексты

Во всех упражнениях раздела необходимо переписать тексты, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 

1СЕНТЯБРЬСКИЙ САД

Я проснулся ра__им(пр__)ра__им утром. Комн__та была залита ровным ж__лтым светом буд(то) от к__роси(н,нн)овой лампы. Свет шел (с)низу из окна и ярче всего осв__щал бревен__чатый потолок. Стра__ый свет (не)яркий и (не)подвижный был вовсе (не)похож на солнечный. Это светили осе__ие листья.

(В)течени__ ветре__ой долгой ноч__ заметно изм__нилась роща (в)далеке и сад  __бросил сухую листву. Она лежала разн__цветно(пёстрыми) грудами на (З,з)емле и ра__простр__няла (не)ясное с__яние и от этого ли́ца людей к__зались заг__релыми. Осень словно см__шала все чистые краски какие сущ__ствуют (на)свете и (на)несла их как (на)холст (на)далёкие пространства земли и неба.

Я видел сухую листву (при)чём (не)только золотую и пурпурную но и ф__олетовую и серую и почти серебря__ую. Краски к__азалось см__гчились из-за осе__ей мглы и (от)того (не)подвижно в__сели в воздухе. А когда бе__пр__рывно шли дожди мягкость красок см__нялась блеском и это (не)к__залось удивительным небо сплош__ покрытое облаками всё(же) давало достаточно света что(бы) мокрые леса могли заг__раться (в)дали как велич__стве__ые багря__ые пожары. Теперь конец сентября и в небе какое-то стра__ое соч__тание наивной голуб__зны и (тёмно)махровых туч. Время(от)времени проглядывает ясное солнце и тогда ещё чернее делают__ся тучи ещё голубее чистые участки неба ещё чернее (не)широкая прое(жж,зж,ж)ая дорога ещё белее проглядывает сквозь (полу)опавшие липы стари__ая к__л__кольня.

Если с этой к__л__кольни забравшись по деревя__ым расшата__ым лес__ницам поглядеть на (северо)запад то сразу ра__ширится круг__зор и открывшаяся картина произв__дёт сильное вп__ч__тление. (От)сюда особе__о хорошо видны реч__нка обв__вающая подножие холма на котором ра__кинулась деревня и лес.

Стало см__ркаться с (В,в)остока наносило то(ли) низкие тучи то(ли) дым гиган__ского пожара и я вернулся домой. Уже поз__ним вечером (в)потьмах вышел в сад. Найдя (на)ощупь фонарь подош__л к колодцу и достал воды. В ведре плавали ж__лтые листья. (Н__)куда от них (н__)спрятаться они были (по)всюду. Стало (не)легко ходить по дорожкам сада пр__ходилось идти по листьям как (по)настоящ__му ковру. (В)последстви__ мы находили их и в доме на полу на застеле__ой кровати на печке всюду. Они были (на)сквозь пропита__ы  их  ви__ым ар__матом.

 

2Р__ВНИНА

Стел__т__ся бе__крайняя р__внина и прост__раясь до самого гор__зонта лежит свободно просторно открытая насте__ всем ветрам. (Из)давна она славилась сенокосными лугами пастб__щами да вольным житьём овеч__их стад. Весной тут нал__вались соком такие (не)коше__ые травы полыхало такое разноцветие что когда проходила косилка то следом за ней ра(с,сс,зс)т__лалась будто (н__)трава а ковёр из цветов. Давно (не)стало в этих местах (н__)трав (н__)цветов (в)доль и поперёк погуляли плуги и теперь стояла покач__вая золочё__ыми колосьями пшеница. Только (кое)где на пр(е,и)горке ра__им июньским утром подн__мался как (не)обыкнове__ое чудо пол__вой мак (тёмно)красный похожий на зат__рявш__йся в пшеничном царстве од__нокий огонёк или на древнем кургане подставляла в ветре__ую погоду свои разв__вающиеся кудри ковыль-трава. Цепко держалась также полынь не ум__рала сизым дымком пр__чудливо курилась то близ дороги то на выгоне, примыкавшем к хутору.

У моей бабушки с полынью связа__а древняя дружба. Полынь р__стение полезное говорила она.

Земля__ой маза__ый глиной пол в своей хате бабушка уст__лала полынью словно зелё__ым п__хучим ковром. Идёшь по такому ковру а он зыблется потрескивает под ногами и издаёт (н_)(с)чем (н__)ср__внимый аромат. Бабушк__ были извес__ны и целебные свойства полын__. При каких только болезнях н__ применяла она её и одним из бабушкиных пациентов был (н__)кто иной как я сам.

Когда я учился в пятом классе у меня заболело горло и бабушка перво(на)перво пр__готовила отвар цветков полыни это была такая гореч__ какой я (н__)когда не пробовал однако горло (в)скоре прошло. Прополощешь горло отваром положишь на нос веточки с цветочками хорошенько подыш__шь ими и хвори как н__ бывало.

(В)последстви__ (в)течени__ многих лет особе__о в те минуты когда вспоминаю о бабушке и о хутор__ я чу__ствую такой приятный для меня запах полын__  и этот запах словно (не)вид__мым магнитом каждую весну тян__т туда на приволье где я выр__с.

 

3НА ПРИСТАНИ

Стояла чудесная весе__яя пора. Море пробуждалось от сковывавш__й его дремоты и как(бы) посылало свой утре__ий привет ещё (не)проснувш__йся земле. Желтовато-розовые лучи солнца едва к__снулись поверхности воды позолотили пристань корпуса судов стоявших на рейде и краешки парусных лодок. На до(щ,сч)атых настилах и прямо на песке всего(на)всего шагах в пяти от воды лежали (в)повалку какие(то) люди. Некоторые из них (не)давно пришли сюда в надежде на заработок другие были иско(н,нн)ыми мес__ными бродягами которые пр__выкли проводить летние ночи под открытым небом. С краешка настила ра__пластались два мес__ных «галаха» которые (до)упаду набродились (в)потьмах ра__читывая чем(нибудь) поживит__ся. Ра__делив добычу они заснули каме__ым сном.

Едва-едва забре(ж,жж,зж)ил ра__вет как пристань стала (по)немногу пробуждаться. Из(за) кормы (н__)кому не пр__надлежащей старой баржи появилась к__мпания запоздалых гуляк которые нарушали тишину (Ю,ю)жного ум(е,и)ляющего душу утра (не)стройными выкриками. Двое из них шли (в)обнимку и пели какую(то) зал__хватскую песню. Голоса их звучали (не)стройно а (в)разнобой внося ди(с,зс,сс)онанс в гармонию просыпающегося утра. О как раздр__жало это тонко чу__ствующего художника который явился сюда с мольбертом и пр__готовился запеч__тлеть на своём холсте (не)подр__жаемые краски моря. Песнь оборвалась и послышалась брань. (По)вид__мому приятели поссорились (в)серьёз ибо один из них наскак__вал на другого размах__вая руками и крича что(то) (в)сердцах. Им всегда было вместе тесно а (в)розь скучно.

Через час пристань была (не)узнава__ма. Народ сновал (в)зад и (в)перёд мальчишки торговали папиросами (в)розницу то есть (по)штучно. Лоточницы прод__вали печё__ые пирожки. Все ож__дали пр__бытия (Т,т)ихоокеанского парохода. Взвод солдат промаршировал (в)ногу по набережной и ост__новился у берега. (В)скоре на гор__зонте пок__зался с__луэт судна а через (пол)часа железное чудовище (в)(пол)оборота подходило к причалу. Пароход пр__шёл (во)время и пристанская администрация была во всеоружии. Первым сошёл на берег генерал(майор) в сопров__ждении денщика. (В)след за ним семенила старуш__нка в душегрейке держа на руках дре(с,сс)ирова__ую собач__нку. Далее двигалась дама в экстр__вагантном жёлто(зелё__ом) в полоску жакете а так(же) молодой человек с моноклем в глазу в бл__стящем цилиндре и в макинтоше (в)накидку. Старуш__нку еле-еле державшуюся от усталости на ногах встрет__ла толпа родстве__иков. Они (до)верху нагрузили бричку корзинками и баульчиками набившись туда (до)отказа.

 

4ПОЧЕМУ СЕЙЧАС МАЛО ЧИТАЮТ?

В совреме__ом обществе бушует (не)об__ятный ок__ан весьма ра__пространё__ых проблем. (По)всюду обступая нас они проявляют__ся (по)разному. Куда(бы) ты (н__)шёл, чем бы (н__)зан__мался, (н__)куда (н__)спряч__шься от них. (По)вид__мому, многие из этих проблем связа__ы со снижением (в)течени__ последних лет уровня духовных потребностей.

(На)пример сейчас мало читают. А ведь какой (не)обычайной це__остью была для детей дотелевизио__ой эпохи книга! Мои ю__ые товарищи умевшие пересказать книгу пользовались особе__ым поч__том. Увлекавш__ся чтением мальчишки (не)боясь запутат__ся в сложном сюжете упоё__о пересказывали и «Трёх мушкетёров» и «Всадника без головы» и даже «Войну и мир». Мне самому дов__лось прочитать в десять лет «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Тогда я разумеет__ся (не)многое понял но (до)(сих)пор пр__дставляю себе какие(то) сцены из Шиллера.  (В)последстви__ име__о эти книги сформ__ровали мой художестве__ый вкус оставш__йся со мной (на)всегда.

В нын__шнем же ускоряющ__мся ритме жизн__ возникло явление считающ__ся (не)избежным. (В)место чтения об__ёмных романов великих писателей люди (за)частую предпоч__тают смотреть экранизации что(бы) с__экономить время. Для многих телевизор становит__ся источником хаотичной информации. (Не)сомн__ваясь в (не)обходимости телевидения я всё(таки) пол__гаю что использовать его нужно разумнее. Ведь не берём мы в ресторане все предл__гаемые блюда (под)ряд! Точь(в)точь то(же) происходит пожалуй и с телевидением. (Не)возможно воспитать хороший эстетический вкус часами глядя в экран и просматривая все передачи (без)разбора.

К сож__лению и в литературе и(н,нн)огда появляют__ся произведения весьма (не)высокого уровня. Пр__выкая к бе__дарным текстам мы мало(по)малу теряем ориентиры. Это на мой взгляд очень опас__но. Точно так(же) можно отвыкнуть от разл__чения оттенков вкуса потребляя (не)кач__стве__ую пищу. Вдумч__во читая Пушкина и Гоголя и Достоевского можно воспитать в себе гра__отного читателя умеющего разл__чать красивое и по(д,дд, тд)ельное ориг__нальное и банальное новое и сотни раз и(з,с,сс)тёртое. Благод__ря кла(с,сс)икам можно делать в себе глубочайшие открытия.         (По В. Лакшину)

 

5. Перепишите предложение из повести Л.Н. Толстого "Два гусара", вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Числительное запишите словами. 

В 1800-х годах в те времена когда (н..)было ещё н.. железных н.. шо(с,сс)ейных дорог н.. газового н.. стеаринового света н.. пружи..ых низких диванов н.. мебели без лаку н.. разоч..рова..ых юнош..й со стёклышками н.. либеральных философов-женщин н.. милых дам-камелий которых так много разв..лось в наше время в те наивные времена когда из Москвы выезжая в Петербург в повозке или карете брали с собой целую кухню домашнего приготовления ехали восемь суток по мягкой пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты в валдайские колокольчики и бублики когда в дли..ые осе..ие вечера наг..рали сальные свечи осв..щая семейные кружки из двадцати и тридцати человек на балах в к..нделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи когда мебель ставили си..етрично когда наши отцы были ещё молоды (н..)одним отсутствием морщин и седых волос а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать (не)чая..о и (не)(не)ча..но уроне..ые платочки наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела вын..манием билетиков когда пр..лес..ные дамы-камелии прятались от дневного света в наивные времена масонских лож во времена Милорадовичей Давыдовых Пушкиных в губернском городе К. был с..езд помещиков и кончались дворянские выборы.