М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Неоднородные и однородные определения"

НОО1.  Тестирование по теме "Неоднородные и однородные определения"

1. Укажите номера признаков, которые НЕ являются характерными для однородных определений. 

1) характеризуют предмет с одной стороны; 

2) произносятся с перечислительной интонацией;

3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;

4) характеризуют предмет с разных сторон; 

5) непосредственно к существительному относится только ближайшее определение;

6) разделяются запятыми. 


2. Укажите номера словосочетаний, в которых есть однородные определения (знаки препинания не расставлены). 

1) зелёные голубые шары; 

2) старый дубовый пол; 

3) новая шёлковая блузка;

4) большой увесистый камень;

5) удобное старинное кресло;

6) маленький заячий хвост. 

 

3. Укажите номера словосочетаний, в которых есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены).

1) мрачный угрюмый взгляд; 

2) глиняные деревянные игрушки; 

3) старый господский дом; 

4) красные синие флаги;

5) красный пионерский галстук;

6) верный преданный друг.

 

4. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить запятую между однородными членами (знаки не расставлены).

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 

2) Удивительный волнующий мир фантазии открывается начинающему художнику.

3) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 

4) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 

5) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6) Он писал просто и легко соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.


5. Укажите номера слов, которые надо подобрать к словосочетанию «фарфоровая посуда», чтобы определения стали однородными.

1) новая;

2) разбитая;

3) фаянсовая;

4) белая;

5) деревянная;

6) великолепная. 

 

6. Укажите номера предложений, в котрых не должно быть запятых (знаки препинания не расставлены). 

1) Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.

4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

5) Меня окружали образованные умные интеллигентные люди.

6) В весенние и осенние дни её порой одолевала тоска. 

 

7. Укажите номера предложений, в которых прилагательные НЕ являются определениями. Знаки препинания не расставлены. 

1) Высокую стройную красивую берёзу напоминала мне она.

2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.

3) Это город был прекрасный хотя и несколько печальный. 

4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

5) Студентка Иванова умна и проницательна. 

 


8. Укажите номера предложений, в которых между однородными определениями надо поставить запятую на месте (?)

1) Крепость была погружена в привычный (?) мирный сон.

2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными (?) весенними полями.

3) Это были слабые (?) робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые (?) клейкие листочки.

5) Неприступные (?) каменные стены окружают старинную (?) турецкую крепость Бендеры. 

6) Готические (?) романские соборы украшают площади Лиссабона. 


9. Укажите номера предложений, в которых есть неоднородные определения (знаки не расставлены).

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.

2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

5) В посёлок вела единственная песчаная дорога.


10. Укажите номера предложений, осложнённых однородными определениями. 

1) Настали тёмные, тяжёлые дни. 

2) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 

3) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. 

4) На рейде стоял французский линейный корабль.

5) Затяжные, угрюмые дожди в этом году начались очень рано.


11. Укажите номера предложений, в которых есть неоднородные определения. Знаки препинания не расставлены.

1) Рука была морщинистая бледная худая. 

2) Был серенький промозглый ветреный день. 

3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. 

4) В сонном застывшем воздухе стоял монотонный шум.

5) Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой


12. Укажите номера пропусков, где надо поставить запятые в предложении. Образец: А. 578

А) Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и жёлтые лилии.

Б) Росли в этом глухом (1) таёжном краю (2) дубы (3) и ясени (4) и высокие сосны.

В) Страницу (1) и огонь (2) зерно (3) и жернова (4)

     секиры остриё (5) и усечённый волос –

     Бог сохраняет всё; особенно – слова

     прощенья (6) и любви (7) как собственный свой голос. (Иосиф Бродский)

 

НОО2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните определения. 

1. Майскими короткими ночами отгремев закончились бои (Алексей Фатьянов).

2. В этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Иван Гончаров).

3. В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Иван Гончаров).

4. Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Иван Гончаров).

5. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Михаил Шолохов).

6. И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Александр Твардовский).

7. Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Лев Толстой).

8. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Михаил Шолохов).

9. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Николай Гоголь).

10. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Фёдор Достоевский).

11. Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Константин Станюкович).

12. У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Фёдор Достоевский). 

 

НОО3Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните определения.

1) Внезапно из глухого закрытого двора вышла большая лохматая какого-то неопределённого цвета собака.

2) Особенно старался большой белый гусак известный как вожак стаи.

3) Получив порцию молока лосёнок ложился тут же под молодой раскидистой берёзкой и отдыхал до обеда.

4. Холодной суровой зимой лиса может похвастать пушистой густой шубой. 

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела как мышонок маленький серый с длинным волочащимся по полу хвостом забегал неподалёку.

7) Куры лежали в пыли на боку воробьи сидели на заборе поблизости от старого тазика из которого став на его край лапами лакала белая с жёлтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов как в нос шибануло лисьим запахом сильным нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу скатилась вниз по склону и сразу же наверх перескочила через замерзший ручей продралась сквозь густые и колючие кусты оставляя на них клочья рыжей шерсти и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя на редкость скорая. (По В. Свинцову)

 

НОО4. Неоднородные и однородные определения. Обобщение

Блок первый. Актуализация теоретических знаний

Соответствуют ли данные суждения действительности? Если нет, то почему? Докажите свои ответы примерами.

  1. Однородные определения отвечают на один и тот же вопрос, а неоднородные – всегда на разные вопросы.
  2. Между однородными определениями можно вставить союз И, а между неоднородными – нет.
  3. Неоднородные определения находятся между собой в отношении перечисления.
  4. Однородные определения в равной степени непосредственно относятся к определяемому слову.
  5. В словосочетаниях с двумя однородными определениями ближайшее к существительному определение характеризует определяемое слово, а второе определение характеризует словосочетание.
  6. Если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то такие определения являются однородными.
  7. Если одно из определений выражено качественным прилагательным, а другое – относительным, то такие определения однородны.
  8. Если одно из определений выражено местоимением, а другое прилагательным, то такие определения неоднородны.

 

Блок второй. Практика

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите все определения. Объясните условия постановки запятых.   

  1. Рядом с баней растёт высокая толстая берёза.
  2. На березу прилетел зяблик и запел радостные весёлые песни.
  3. У небольшого круглого лесного озера я нашёл овальный плоский камень в воде.
  4. Берега у реки высокие крутые.
  5. Столько белых жёлтых лилий я нигде ещё не видел.
  6. Рядом в траве обнаружились два молодых подрумянившихся на солнце белых гриба.
  7. Хитрые лесные воробьи затеяли с хлебной коркой очень интересную непонятную для меня игру.
  8. Я всегда знал её как человека умного чуткого доброго готового прийти на помощь.
  9. В кромешной непроглядной темноте сарая невозможно было найти дрова и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой.
  10. Вдалеке слышались крики дроздов сильные резкие.
  11. Волчица перескочила через серебристый скованный льдом ручей.
  12. Сухой мягкой оказалась подстилка из опавших осенних листьев.  

 

Блок третий. Составление связного текста.

Составьте связный текст из 5-6 предложений, используя однородные и неоднородные определения.