schoolexpert@yandex.ru
М.В. Осмоловский и И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Неоднородные и однородные определения"

Упражнение НОО1.  Тестирование по теме "Неоднородные и однородные определения"

1. Какие признаки не являются характерными для однородных определений?

1) характеризуют предмет с одной стороны; 

2) произносятся с перечислительной интонацией;

3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;

4) характеризуют предмет с разных сторон; 

5) непосредственно к существительному относится только ближайшее определение;

6) разделяются запятыми. 


2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) зелёные голубые шары; 

2) старый дубовый пол; 

3) новая шёлковая блузка;

4) большой увесистый камень;

5) удобное старинное кресло;

6) маленький заячий хвост. 

 

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) мрачный угрюмый взгляд; 

2) глиняные деревянные игрушки; 

3) старый господский дом; 

4) красные синие флаги;

5) красный пионерский галстук;

6) верный преданный друг.

 

4. В каких предложениях нужно поставить запятую между однородными членами (знаки не расставлены)?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 

2) Удивительный волнующий мир фантазии открывается начинающему художнику.

3) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 

4) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 

5) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6) Он писал просто и легко соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.


5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию «фарфоровая посуда», чтобы определения стали однородными?

1) новая;

2) разбитая;

3) фаянсовая;

4) белая;

5) красивая;

6) великолепная. 

 

6. В каких предложениях есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.

4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

5) Меня окружали образованные умные интеллигентные люди.

6) В весенние и осенние дни её порой одолевала тоска. 

 

7. В каких предложениях есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Высокую стройную красивую берёзу напоминала мне она.

2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.

3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.

4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

5) Москва! Какой огромный странноприимный дом! (Цветаева)


8. В каких предложениях между однородными определениями надо поставить запятую?

1) Крепость была погружена в привычный мирный сон.

2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

3) Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

5) Старинные каменные стены окружали древнюю турецкую крепость.

6) Готические романские соборы украшают площади Лиссабона. 


9. В каких предложениях есть неоднородные определения (знаки не расставлены)?

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.

2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

5) В посёлок вела единственная песчаная дорога.


10.Однородными определениями осложнено(-ы) предложение(-я):

1) Настали тёмные, тяжёлые дни. 

2) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 

3) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. 

4) На рейде стоял французский линейный корабль.

5) Затяжные, угрюмые дожди в этом году начались очень рано.


11.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая. 

2) Был серенький, промозглый, ветреный день. 

3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. 

4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

5) Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой


12. Укажите, где надо поставить запятые в предложении

А) Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и жёлтые лилии.

Б) Росли в этом глухом (1) таёжном краю (2) дубы (3) и ясени (4) и высокие сосны.

В) Страницу (1) и огонь (2) зерно (3) и жернова (4)

     секиры остриё (5) и усечённый волос –

     Бог сохраняет всё; особенно – слова

     прощенья (6) и любви (7) как собственный свой голос. (Иосиф Бродский)

 

Упражнение НОО2. Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните определения. 

1. Майскими короткими ночами отгремев закончились бои (Алексей Фатьянов).

2. В этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Иван Гончаров).

3. В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Иван Гончаров).

4. Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Иван Гончаров).

5. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Михаил Шолохов).

6. И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Александр Твардовский).

7. Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Лев Толстой).

8. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Михаил Шолохов).

9. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Николай Гоголь).

10. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Фёдор Достоевский).

11. Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Константин Станюкович).

12. У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Фёдор Достоевский). 

 

Упражнение НОО3

Неоднородные и однородные определения. Обобщение

 

Блок первый. Актуализация теоретических знаний

 

Соответствуют ли данные суждения действительности? Если нет, то почему? Докажите свои ответы примерами.

 

  1. Однородные определения отвечают на один и тот же вопрос, а неоднородные – всегда на разные вопросы.
  2. Между однородными определениями можно вставить союз И, а между неоднородными – нет.
  3. Неоднородные определения находятся между собой в отношении перечисления.
  4. Однородные определения в равной степени непосредственно относятся к определяемому слову.
  5. В словосочетаниях с двумя однородными определениями ближайшее к существительному определение характеризует определяемое слово, а второе определение характеризует словосочетание.
  6. Если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то такие определения являются однородными.
  7. Если одно из определений выражено качественным прилагательным, а другое – относительным, то такие определения однородны.
  8. Если одно из определений выражено местоимением, а другое прилагательным, то такие определения неоднородны.

 

 

Блок второй. Практика

 

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите все определения. Объясните условия постановки запятых.  

 

  1. Рядом с баней растёт высокая толстая берёза.
  2. На березу прилетел зяблик и запел радостные весёлые песни.
  3. У небольшого круглого лесного озера я нашёл овальный плоский камень в воде.
  4. Берега у реки высокие крутые.
  5. Столько белых жёлтых лилий я нигде ещё не видел.
  6. Рядом в траве обнаружились два молодых подрумянившихся на солнце белых гриба.
  7. Хитрые лесные воробьи затеяли с хлебной коркой очень интересную непонятную для меня игру.
  8. Зимой лисья рыжая шубка становится густой пушистой.
  9. В кромешной непроглядной темноте сарая невозможно было найти дрова и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой.
  10. Вдалеке слышались крики дроздов сильные резкие.
  11. Волчица перескочила через серебристый скованный льдом ручей.
  12. Сухой мягкой оказалась подстилка из опавших осенних листьев.  

 

 

Блок третий. Составление связного текста.

 

Составьте связный текст из 5-6 предложений, используя однородные и неоднородные определения.