М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Однородные члены предложения"

Теория по теме "Простые осложнённые предложения"

 

 

ОЧП1. Вспоминаем теорию. Дайте краткие письменные ответы на вопросы А-И. 

А) Какие предложения называют простыми осложнёнными?

Б) Чем может быть осложнено простое предложение?

В) Если внутри предложения нет знаков препинания, является ли это достаточным основанием считать его неосложнённым?

Г) Может ли осложнённое предложение быть нераспространённым? Если да, приведите пример. 

Д) Ставится ли запятая, если два однородных члена связаны одиночным соединительным союзом? Приведите пример. 

Е) Ставится ли запятая, если два однородных члена связаны одиночным противительным союзом? Приведите пример.

Ж) В каких случаях при повторяющихся союзах И - И, НИ - НИ запятая перед вторым союзом не ставится? 

З) На месте каких пропусков должны стоять запятые в этом предложении? Объясните постановку знаков препинания. 

Умные (1) и талантливые (2) старшеклассники (3) абитуриенты (4) и студенты (5) приняли участие в Пятых (6) Международных (7) Тургеневских чтениях, которые проводит Школа "НИКА". 

И) Сколько рядов однородных членов в предложении из пункта З? 

 

ОЧП2. Перепишите предложения. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

 

1) Внизу мерно и широко шумел прибой и отсвечивали в полумраке прибрежные камни. (По Ю. Казакову)
2) То солнце спрячется то светит слишком ярко. (И.А. Крылов) 
3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Ю. Казаков)
4) Поворчал он да не посмел ослушаться. (В.Г. Короленко)
5) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань и вышли к обрыву над озером. (Ю. Казаков)
6) Нет сравнений чтобы передать эту упоительную волшебную игру красок и оттенков. (А.И. Куприн)
7) Как будто бы миллионный рой голубых белых синих лиловых малиновых оранжевых и розовых бабочек спустился вдруг на высокую гору покрыл её всю радостно бьётся в воздухе и дрожит своими лёгкими полупрозрачными крылышками. (По А.И. Куприну)
8) Из Москвы поехал я на Калугу Белёв и Орёл и сделал таким образом 200 вёрст лишних зато увидел генерала Ермолова. (А.С. Пушкин)

 

ОЧП3. Перепишите предложения, выделите однородные члены. Расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

1. Глупость человека сказывается или из его действий или из его слов.

2. Тропинка то поднималась то опускалась шла то влево то вправо. 

3. И больно мне и весело и тяжело и сладко.

4. В полях и в лесах ощущалось и чувствовалось приближение и наступление весны. 

5. У меня и у тебя не выяснены счёты с пламенем и ветром и водой.

6. Я видел лишь белое платье да чей-то привздёрнутый нос.

7. Птицелов должен не только знать повадки и голоса птиц но и обладать ещё мастерством декоратора.

8. Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне.

9. Мал золотник да дорог.

10. Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.

11. Он походил на заводского мастера или на управляющего.

12. Её подбородок дрожит не то от смеха не то от слёз.

13. Как жить так и читать вприпрыжку не следует.

14. Сосулька растёт утром в толщину а вечером в длину.

 

 

ОЧП4. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Обозначьте синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов.

 

В Белоруссии есть четыре национальных парка Белове́жская пуща Бра́славские озёра При́пятский и Нароча́нский. Густые леса (н..)проходимые болота и кристально чистые озёра вся ..дешняя природа вдохн..вляет уд..вляет ост..вляя (н..)передаваемо прекрас..ные впеч..тления. 

Особе..ой гордостью страны являет..ся Беловежская пуща самый древний лес Европы. (З,с)десь насчитывает..ся более оди..адцати тысяч.. видов животных. Рыси бизоны волки лисы и зубры представители (Б,б)еловежских хищников. Водят..ся так(же) птицы глухарь тетерев рябчик куропатка дикая утка чёрный аист журавль.

Осенью ..десь вызр..вает бе..числе..ое ко..ичество ягод черники земляники брусники клюквы. А грибы подосиновики опята боровики подб..рёзовики и лисич..ки встречают..ся на каждом шагу. 

 

 

ОЧП5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов.

 

  1. Ра..им утром сквозь молочно(голубую) тума..ую дымку мутно в..днелось всё (во)круг лес и скалы и остр..ва и бе..крайние озёра.
  2. Унылое подавле..ое настроение почему(то) пр..следовало её (по)всюду в школе и дома в фотостудии и на трен..ровке.
  3. Меня в этот су..отний вечер ждали друзья и дома и в кафе и в театре. 
  4. Мы с классом побывали в нескольких учреждениях культуры нашего города в театре в музее в филармонии.
  5. Р..скошное убранство комн..т костюм хозяйки портреты на стенах (н..)что (н..)укрылось от наблюдат..льного гостя.
  6. Море порт, город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.
  7. На всём на цветах на траве и на листьях бл..стела и др..жала утре..яя з..ря.
  8. У входа в школу нас встрет..ли учитель кла..ный руководитель и директор. 

 

ОЧП6. Подберите обобщающие слова к рядам однородных членов и составьте с ними предложения. Можно менять падеж однородных членов и обобщающих слов. В одном предложении необходимо использовать двоеточие, в другом тире, в третьем двоеточие и тире. 

 

  1. Братья, сёстры, родители. 
  2. Учёба, труд, спорт.
  3. Утро, вечер, день, ночь. 
  4. Газеты, журналы, книги. 

 

ОЧП7Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов.

  1. Везде в сраженьях и в труде всегда и в счастье и в беде Отчизне вер..н будь! (Сергей Михалков) 
  2. Учились дети б..гачей сынки купцов дворян (не)много в школы шло детей р..бочих и крестьян (Сергей Михалков)
  3. (Н..)что (н..)слова (н..)мысли (н..)даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чу..ствования... (Константин Ушинский)
  4. Ю..ые деревья всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно (Константин Паустовский)

 

ОЧП8. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подберите к пропускам, обозначенным символом <...>, обобщающие слова. 

Друзья погл..дите (по)вн..мательнее на карту нашей пр..крас..ной страны. Через просторные степи через зелё..ую т..йгу через холодную бе..листную тундру <...> проложили свой путь многочисле..ые реки. Бе..чётное множ..ство <...> малых рек речушек маленьких лесных руч..йков прозрач..ных озёр разброса..о по всей огромной те..итории нашей (н..)об..ятной страны.

В древност.. плыли гружё..ые товарами корабли по <...> по серебря..ому Днепру по в..лич..стве..ому Дону по широкой кр..савиц.. Волг.. по пусты..ым (С,с)еверным рекам. Мёдом хлебом рыбой солью драгоце..ыми редкос..ными мехами разнообразными <...> торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли древние русские <...> Киев и Новгород Ярославль и Владимир Псков и Москва. (По Ивану Соколову-Микитову)

 

ОЧП9Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов. Расставьте недостающие знаки препинания. 

  1. В школьном саду посадим фруктовые деревья …, …, ..., … .
  2.  …, …, ...  все эти животные считаются хищниками.
  3. Нигде ни ... , ни ... , ни ... я не встретился с друзьями.
  4. Повсюду ..., ..., ... ощущалось настроение праздника. 

 

ОЧП10. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Переделайте каждое предложение таким образом, чтобы в нём не было ни двоеточий, ни тире

1) И кажется что вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. 

2) Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.

3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

4) Все породы смолистых деревьев как то сосна пихта называют красным лесом.

5) Весной со всех сторон из зарослей камыша с берега речки из-под прибрежных ракит доносится неумолкаемый лягушачий хор.

6) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

7) Всё было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

8) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.

9) В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.

 

ОЧП11. Исправьте пунктуационные и грамматические ошибки.

  1. Тульская гармонь, белёвское кружево и пастила, тульские пряники, самовары и оружие, игрушка филимоновская, яснополянская керамика: всеми этими и многими другими промыслами славится наш родной край.
  2. Среди тульских пряников наиболее известны: сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубча́тым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой.
  3. Стилистические изображения: самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, Тульского кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд – всё это темы изобразительных сюжетов на тульских пряниках.
  4. Самовары изготавливались самых разнообразных форм, или, как говорили тогда, фасонов, и каждый из них имел своё название - «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка» и др.
  5. Памятники известнейшим русским писателям Толстому, Есенину, Вересаеву, Пушкину, Жуковскому можно увидеть, прогуливаясь по улицам Тулы.

 

ОЧП12. Расставьте знаки препинания в схемах. Составьте по одному предложению к каждой схеме.

1. О и О и О .

2. ⊗ О зато О.

3. Не только О но и О и О  .

4. ⊗ как О и О так и О и О.

5. ни О ни О ни О ... 

6. О и О О и О

 

ОЧП13. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Восстановите на месте пропусков обобщающие слова

  1. Страницу и огонь зерно и жернова́ секиры остриё и усечённый волос Бог сохраняет <...> особенно слова прощенья и любви как собственный свой голос (Иосиф Бродский)
  2. Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды <...> мило мне как жар стихов как шум прибе́режной дубравы и разыгравшихся валов (Николай Язы́ков)
  3. <...> было хорошо знакомо а именно широкие окрестности и заснеженные поля давно осыпавшиеся рощи и бесконечные дороги с верстовыми столбами.
  4. <...> кругом выглядело несказанно радостным обещающим только радость и счастье зелёная трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой. 
  5. Не только широкие поля и бескрайние леса но и реки и озёра несущие людям и радость и здоровье вот наше национальное <...>. 
  6. Общение с окружающим миром природой искусством живыми людьми обогащает и облагораживает человека. (Сергей Баруздин)
  7. Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе замёрзшие ягоды и семена и почки одним словом <...> (по Ивану Соколову-Микитову)
  8. <...> ни шум пререкавшихся между собой ямщиков ни завывавшая метель не могли потревожить мой сон. 
  9. Любые <...> русской пунктуации обособленные члены предложения обращения вводные слова однородные члены не представляют для меня сложности. 

ОЧП14. Диктант. Предложения, выделенные жирным шрифтом, необходимо разобрать синтаксически. Слова, выделенные курсивом, разобрать как часть речи

  По фрагменту из повести Василия Михайловича Пескова «Дороги и тропы»

 

По дороге из Москвы в тургеневскую родовую усадьбу Спасское-Лутовиново можно увидеть, как лесная Россия на путях к югу теряет привычные берёзовые одежды. За Серпуховом земля уже поделена́ поровну между полями и лесом. За Тулой открываются взгляду разнообразные картины: не только леса, но и пашни, и суходолы, и овраги.

В Спасском-Лутовинове и ранее бывало немало гостей: актриса Савина, поэты Фет и Некрасов. Приезжал сюда и Лев Толстой, и писатели спорили, обсуждая два парка: яснополянский и лутовиновский. Всё лучшее, что может расти в чернозёмной полустепной России: рябины и яблони, берёзы c дубами, ёлки да ясени, — всё перемешано в этом парке. Зелёная вода прудов, птичий гомон, деревенские песни, охота — таков родивший Тургенева мир.

Многое здесь помнит Тургенева: липовые аллеи, поляны, покрытые шалфеем и одуванчиками, и бескрайнее ржаное поле, и та же деревенька, и лежащий в двадцати верстах отсюда Бежин луг