М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Упражнения по теме "Приложения"

ПР1. Распределите словосочетания по колонкам таблицы.

          Раздельно                    Через дефис                      В кавычках           
     

 

Школа Ника, студент отличник, двоечник Митя, повесть Ася, спорткомплекс Олимпийский, гора Эверест, озеро Байкал, инженер конструктор, Аника воин, художник самоучка, автомобиль Волга, Волга матушка, матушка Волга, сторож старик, Иванушка дурачок, гриб боровик, художник портретист, жук носорог, рак отшельник, слесарь инструментальщик, женщина врач, врач терапевт, город Москва, Дюма сын, самолёт бомбардировщик, птица зяблик, товарищ генерал, генерал Иванов, генерал полковник, газета Известия, озеро Рица, село Крутовка, дома коробки.

 

ПР2Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя, где нужно, дефис.

  1. Телефоны автоматы по сей день действуют на станции метро Арбатская.
  2. Чижа захлопнула злодейка западня. (И.А. Крылов)
  3. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. (И.А. Крылов)
  4. Попрыгунья стрекоза лето красное пропела. (И.А. Крылов)
  5. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. (А.С. Пушкин)
  6. Вот мчится тройка почтовая по Волге(матушке) зимой (Русская народная песня)
  7. Подошёл ко мне Иван(царевич) и спросил я у царевича(Ивана)…
  8. Фабрика Красный Октябрь выпускает кондитерские изделия, например, конфеты Мишка на Севере. 

 

ПР3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните приложения.

1. Сантехника (Василия) и мужа (электрика) и соседа (офтальмолога) она вспоминала часто.

2. Потом Дениска (сапожник) подошёл к старику (отцу). 

3. В молодости Сидоров (кассир) жил с матерью (старушкой) и часто старушка (мать) вспоминала избушку (землянку) где прошло её детство.

4. Приехал сам Иван (хозяин) с работником (стариком).

5. (Великаны) кедры и пихты высоко поднимают к небу свои вершины.

6. В южных широтах то и дело встречаются папоротники (великаны).

7. Неудержимо потянула тракториста (Сергея) степь (матушка).

8.  Бунин (поэт) как и композитор (Рахманинов) дебютировал в восемнадцатилетнем возрасте. 

9. Цикл (Повести Белкина) Пушкин (прозаик) издал под псевдонимом (рассказчика) Белкина.

10. Вдруг вышли из магазина два красавца (татарина).

 

ПР4. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

  1. Отец (капитан первого ранга) и старший брат (мичман) погибли в русско-японской войне. (А.А. Фадеев)
  2. Из-за моря (Чёрного) выступали горы (Кавказские) и за ними клубились облака (путешественники) проплывавшие прямо над стадионом (металлист). 
  3.  Талант Маяковского (литератора) раскрыл (художник) Давид Бурлюк, который ввёл его в круг поэтов (футуристов), и Маяковский прочитал своё первое стихотворение (Ночь). 
  4. Мой помощник молодой чахоточный человек ездил лечиться в Ялту (город). (А.П. Чехов)
  5. За ними обоими кряхтя ковыляет по ступенькам старичок (военный доктор) Иван Константинович Рогов. (А. Бруштейн)

 

ПР5Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространёнными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и укажите приложения.

Образец. Москва – столица России. Москва, столица России, празднует День города.

  1. Определение – второстепенный член предложения.
  2. Леса – богатство нашей страны.
  3. Трусость – один из худших человеческих пороков.
  4. Глаза – зеркало души.
  5. Реки – источники электроэнергии.
  6. Юрий Гагарин - первый космонавт Земли.
  7. Моя сестра – филолог.
  8. Русский язык – один из богатейших языков мира.
  9. Твои друзья – музыканты.
  10. Евразия - крупнейший материк планеты. 

 

ПР6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. 

  1. Владимир Владимирович Маяковский талантливый поэт (футурист) известен и за рубежом и во всех уголках нашей страны. 
  2. Сыны любимые победы сквозь огнь* окопов рвутся шведы. (А.С. Пушкин)
  3. Хорошо знакомый большинству лишь по двум (трём) стихотворениям Тютчев открывался нам после уроков литературы как величайший поэт (философ) первооткрыватель подсознания в поэзии. 
  4. В глубокой скважине стены дитя неведомой страны прижавшись голубь молодой сидит испуганный грозой (М.Ю. Лермонтов) 
  5. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (К.А. Федин)
  6. Пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками. (Л.В. Крутикова)
  7. Пёс Фунтик маленькая рыжая такса по ночам часто плакал во сне. (По К.Г. Паустовскому) 
  8. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою. (А.С. Пушкин)
  9. Воропаев наш участковый врач(окулист) принимает ежедневно по утрам в поликлинике.
  10. Сергей Павлович её отец высокий и стройный мужчина лет сорока считался лучшим специалистом по ботанике.
  11. Это был князь Болконский муж маленькой княгини. (Л.Н. Толстой) 
  12. Знатоки литературы мы знаем Лермонтова (поэта) однако совершенно не знаем (художника) Лермонтова. 

 * В тексте А.С. Пушкина именно "огнь", не "огонь"

 

ПР7. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все приложения 

  1. Хлебом (солью) встречают дорогих гостей на Руси (матушк..).
  2. Встали утром раньше всех мальчики (якуты). (А.Л. Барто)
  3. В путь (дорогу) царь собрался да плащ (палатку) прихватил. 
  4. Телепередача (поле чудес) выходит в эфир уже тридцать лет.
  5. По набережной (Волг..) мы ехали на только что купле..ой (Волг..).
  6. Святогор (богатырь) наверняка приходился родстве..иком Илье (Муромцу).
  7. Гражданин фининспектор изв..ните за бе..покойство (В.В. Маяковский)

 

 

ПР8. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения

1. Осе..ей ночью светлой и тихой я возвр..щался с охоты по песча..ым просёлкам и зашёл заночевать на хутор одиноко стоявший позади скоше..ого ржа..ого поля. 2. (С,з)десь постоя..о жил только старик (сторож) а Иван Александрович хозяин (вдовец) бывал лишь (из)редка.

3. Хутор Глубокий Лог имел пусты..ый вид да и само жильё пр..дст..вляло собой всего(на)всего бр..венчатый флигель да избу(ст..рожку). 4. Н.. души вокруг. 5. Даже собака (дворняга) не залаяла когда я постучал в окошко. 6. Стучал долго и (в)скоре на порог.. появился сторож мужич..к (крестьянин) невысокий в рва..ом овчи..ом полушубке да в старой холщ..вой рубахе. 7. Он (с)начал.. (не)понимал что мне надо а потом пригласил в дом.   (По И.А. Бунину)

 

ПР9. Подготовка к контрольному диктантуПерепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения. 

  1. Василий Поленов один из п..пулярнейших русских художников (реалистов) создал картины ставшие любимыми для многих пок..лений.
  2. Московский дворик Бабушкин сад Заросший пруд все эти картины пр..несли ему всенародную славу.
  3. Эти наполне..ые тонким л..ризмом полотна пр..вл..кают своей простотой и правдивостью. 
  4. Поленова отл..чала уд..вит..льная (разно)сторо..ость инт..ресов.
  5. (Не)заурядный арх..тектор музыкант и композитор он обл..дал и в..кальным д..рованием проб..вал себя на любительской сцен.. как актёр был талантл..вым педагогом (новатором).
  6. Широта взглядов Поленова позв..лявшая ему легко входить в разные области и..ку..тва была заложе..а в детстве.
  7. Его мать художница (любительница) а отец известный археолог и страс..ный любитель и ценитель иску..тва.
  8. С теплотой вспом..нал (в)последстви.. художник об атмосфер.. пр..кл..нения перед образова..ыми людьми царивш..й в доме Поленовых.                                                                                      (По Э. Патсон) 

ПР10Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все приложения. 

  1. Мой сосед маленький нервный человек ра..казал мне стра(н, нн)ую историю. (М. Горький)
  2. Хозяин суровый мужик (н..)рад был (н..)гостям (н..)наживе (Н. Лесков)
  3. Умница Маша извес..ная так(же) как Маша (красавица) не хотела расстават..ся н.. с этим чудо (городом) н.. с живописными садами н.. даже с дедом (корзинщиком). 
  4. Последний месяц зимы февраль подходил к концу и (н..)вольно вспомн..лись строки Пастернака из стихотворения Февраль. 
  5. Отряд бойцов (сапёров) отпр..влялся на традицио..о опас..ное задание пон..мая что успех будет завис..ть от слаже..ых действий всех и каждого. 
  6. Учителем (французом) представился Дубровский Троекурову богатейшему и вл..ят..льнейшему помещику. 
  7. Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.
  8. Капитан пограничных войск мой отец служил на Дальнем Востоке.
  9. Пушкин как исти..ый художник (н..)нуждался в выборе поэтич..ских предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполне..ы поэзии (В.Г. Белинский)
  10. Смотреть на нее спокойную и сильную как большая полноводная река пр..ятно.
  11. В картине художника (пейзажиста) Левитана После дождя заключе..а вся красота дождливых сум..рек в пр..волжском городе.
  12. Иванушка (дурач..к) один из популярных сказоч..ных героев (н..)изме..о вызывает с..мпатию у читателей. 
  13. Один из ямщиков весьма высокий мужчина вылез из саней молча отвя..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой)
  14. Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
  15. Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (А.А. Фадеев).
  16. Она течёт моя Непрядва как шесть веков тому назад (Н. Старшинов)
  17. Нач..налась Москва с (н..)большого городища в том месте где реч..нка Яуза впадает в Москву (реку) (А.Н.Толстой)