schoolexpert@yandex.ru
Сайт М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

ОГЭ - образец экзаменационной работы 2020 года

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант 0120

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение (задание представлено в формате аудиозаписи - ссылка внизу страницы).

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. При записи грамматической основы (задание 8), состоящей из однородных членов с союзом, приводите ответ без союза, пробелы и запятые не используйте. Не вводите букву Е вместо буквы Ё. 

2. Син­так­си­че­ский ана­лиз.

(1) Ми­ло­сер­дие опре­де­ля­ет­ся ха­рак­те­ром че­ло­ве­ка и его вос­пи­та­ни­ем. (2) Вот по­че­му важно с мла­ден­че­ства вкла­ды­вать в со­зна­ние ре­бен­ка по­ни­ма­ние ми­ло­сер­дия и со­стра­да­ния. (3) Как из­вест­но, дети ко­пи­ру­ют поведение взрос­лых. (4) Та мо­дель по­ве­де­ния, ко­то­рую они встре­ча­ют каж­дый день, обыч­но и ста­но­вит­ся ос­но­вой их соб­ствен­ных от­но­ше­ний с лю­дь­ми. (5) По­это­му на­учить ре­бен­ка лю­бить без при­ме­ра со­стра­да­тель­но­го от­но­ше­ния к дру­гим не­воз­мож­но.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых верно вы­де­ле­на грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва в одном из пред­ло­же­ний или в одной из ча­стей слож­но­го пред­ло­же­ния тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

1)      Вкла­ды­вать по­ни­ма­ние (пред­ло­же­ние 2)

2)      Дети ко­пи­ру­ют (пред­ло­же­ние 3)

3)      Ми­ло­сер­дие опре­де­ля­ет­ся ха­рак­те­ром (пред­ло­же­ние 1)

4)      Мо­дель ста­но­вит­ся ос­но­вой (пред­ло­же­ние 4)

5)      На­учить лю­бить (пред­ло­же­ние 5)

 

  1. Пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те цифры, на месте ко­то­рых долж­ны сто­ять за­пя­тые.

За 75 лет (1) про­шед­ших после ги­бе­ли па­ро­хо­да «Че­люс­кин» (2) и спа­се­ния всех (3) ока­зав­ших­ся на льду людей (4) в пе­ча­ти по­яви­лись де­сят­ки ста­тей (5) ле­генд (6) фан­та­сти­че­ских и псев­до­на­уч­ных пуб­ли­ка­ций (7) посвящённых под­го­тов­ке и ходу вы­пол­не­ния этого не­обыч­но­го (8) по тем вре­ме­нам (9) рейса.

 

  1. Син­так­си­че­ский ана­лиз.

За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «шме­ли­ное жуж­жа­ние», по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным слово­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

 

5. Ор­фо­гра­фи­че­ский ана­лиз.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых дано вер­ное объ­яс­не­ние на­пи­са­ния вы­де­лен­но­го слова. За­пи­ши­те но­ме­ра этих от­ве­тов.

1)      ГО­РЕТЬ — на­пи­са­ние без­удар­ной че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной в корне слова за­ви­сит от суф­фик­са, ко­то­рый сле­ду­ет за кор­нем.

2)      ЗДРАВ­СТВУЙ­ТЕ — При­став­ка не­из­ме­ня­е­мая.

3)      КУ­РИ­НЫЙ (суп) — в суф­фик­се -ИН- отымённых при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся одна -Н-.

4)      (стало) НЕВ­ТЕРПЁЖ — на конце на­ре­чий после ши­пя­ще­го буква Ь не пи­шет­ся.

5)      (по­дой­ти к) КОМУ-ЛИБО — не­опре­делённое ме­сто­име­ние пи­шет­ся через дефис, по­то­му что с суф­фик­сом -ЛИБО- слова пи­шут­ся через дефис.

 

(1) Не могу сказать, что летние или зимние каникулы мне когда-нибудь надоедали. (2) Что я тосковал по контрольным работам и домашним заданиям. (3) Но с той поры, как появилась Нина Филипповна, я стал торопиться в школу. (4) Если б там преподавали одну лишь литературу, я бы готов был выдержать не шесть, а десять или даже двенадцать уроков.

(5) – Это тебе не даёт покоя тяга к творчеству, к слову! – восхищалась мама. (6) Но мне не давала покоя Нина Филипповна. (7) Когда на её уроках я отвечал у доски, голос мой дрожал и садился.

(8) — Ты трепещешь при встречах с классикой! — подобно маме, восхищалась она.

(9) Но я трепетал при встречах с ней… (10) Она советовала нам искать идеал в повестях и романах. (11) А я нашёл его в жизни! (12) Но молчал… (13) А если и проговаривался, так только в стихах.

(14) — Расшифровывайте смысл поэтических терминов, которые часто и даже возвышенно декламируете, но о смысле которых не задумываетесь, — советовала нам всем Нина Филипповна. 

(15) — Вот, читая лермонтовское «Смерть поэта», вы привычно, скороговоркой произносите «невольник чести». (16) А что это значит? (17) Это значит, что поэт был в неволе у чести, в плену у неё… (18) В добровольном плену! (19) Поступать бесчестно он просто не умел… (20) Не мог ни при каких обстоятельствах!

(21) Я мечтал проявить себя «невольником чести» в присутствии Нины Филипповны. (22) Проявить себя так можно было только в борьбе. (23) Или во время какого-нибудь несчастного случая. (24) Несчастный случай, на моё счастье, произошёл… (25) Оконная рама стала внезапно вываливаться из класса на улицу: не выдержала спортивных тренировок, которые мы устраивали на подоконнике во время большой перемены. (26) Она могла бы рухнуть вниз на уроке истории или математики… (27) Но мне повезло: странный скрип раздался именно на уроке Нины Филипповны. (28) Я сидел возле окна — и в один миг оказался на подоконнике… (29) Уцепился за деревянные перекладины и (о, радость!), пока не пришли мне на помощь, успел поранить стеклом обе руки, хотя мог, конечно, и свернуть шею. (30) Но ни рама, ни стекло не рухнули на тротуар, по которому, как было потом написано в стенгазете, «ничего не подозревая, шли ни в чём не повинные люди». (31) Мне помогли залить раны йодом, забинтовать руки.

(32) — Невольник чести? — спросила меня Нина Филипповна.

(33) На самом деле я был её пленником-добровольцем! (34) Но она не догадывалась об этом. (34) Хотя с того дня стала называть меня Невольником. (35) «Ну, как, Невольник, не боишься диктанта?»  (36) Твоё сочинение, Невольник, вполне можно опубликовать…»

(38) Нина Филипповна говорила, что русская классика — не только наслаждение, но и спасение. (39) Это было великой истиной! (40) Когда спасение стало необходимым, я без конца читал Пушкина. (41) И кричал маме, возвращавшейся из поликлиники: «Ты послушай!»

(42) Если я читал чужие стихи, тем более пушкинские, меня начинало одолевать вдохновение… (43) И я сочинил поэму. (44) Я рассказал о дворнике, который пускал в бомбоубежище только детей и женщин. (45) А сам туда не спустился… (46) Я написал о том, что впервые увидел мёртвого человека и что, оказывается, между жизнью и смертью такое короткое расстояние. (47) Очень короткое. (48) «Прямое попадание». (49) Так я назвал эту поэму, уместившуюся на пяти тетрадных страницах в линеечку.

(50) Стихи я послал в вечернюю газету, где первый раз мне повезло… (51) Но их печатать не захотели. (52) Мне ответили, что поэма слишком пессимистична. (53) Как будто про войну можно было сочинить что-нибудь жизнерадостное! (54) Посоветовали читать классику. (55) А я и так читал её каждый день.

(По Анатолию Алексину)

 

6. Ана­лиз со­дер­жа­ния тек­ста.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1)      Рассказчик часто тосковал по контрольным работам и домашним заданиям.

2)      Оконная рама не выдержала спортивных тренировок, устраиваемых на подоконнике во время большой перемены.

3)      Одноклассники после происшествия с рамой стали называть рассказчика Невольником.

4)      Нина Филипповна преподавала литературу.

5)      Поэма «Прямое попадание» заняла всю тетрадь в линеечку.

 

7. Ана­лиз средств вы­ра­зи­тель­но­сти.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фразеологизм.

1)      Но мне не давала покоя Нина Филипповна.

2)      Нина Филипповна говорила, что русская классика — не только наслаждение, но и спасение.

3)      Она могла бы рухнуть вниз на уроке истории или математики.

4)      Пока не пришли мне на помощь, успел поранить стеклом обе руки, хотя мог, конечно, и свернуть шею.

5)      На самом деле я был её пленником-добровольцем!

 

8. Лек­си­че­ский ана­лиз.

Подберите си­но­ним к слову ВНЕЗАПНО (пред­ло­же­ние 25). На­пи­ши­те этот си­но­ним.

 

9. Сочинение

9.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Александра Александровича Реформатского: «В литературном языке богатым источником выразительности служат книжные цитаты».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Реформатского. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком

 

9.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фрагмента тек­ста: «— Ты трепещешь при встречах с классикой! — подобно маме, восхищалась она. Но я трепетал при встречах с ней… Она советовала нам искать идеал в повестях и романах. А я нашёл его в жизни!» При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 (два) ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком

 

9.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «В чём смысл словосочетания НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ?», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

Ответы:

2. 24
3. 14567
4. жужжаниешмелей/жужжаниешмеля
5. 35
6. 24
7. 24
8. вдруг/неожиданно