М.В. Осмоловский, И.Ю. Осмоловская

Аттестационная работа по комплексному анализу текста. 10 класс. Демоверсия

ЗАДАНИЕ 1. Анализ лирического произведения

Иннокентий Фёдорович Анненский, "Среди миров..." (1909)

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

 

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной ищу ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света. 

 

  1.  Определите тему стихотворения Анненского в форме словосочетания.
    2. Как вы думаете, к кому или к чему обращён монолог-исповедь лирического героя? Почему слова «Звезда», «Она» написаны с прописной (большой) буквы? Почему имя Звезды всё же не названо?
    3. Как в стихотворении выражена мысль об одиночестве лирического героя? Как ему удаётся преодолевать одиночество? Аргументируйте ответ.
    4. Какие контекстуальные синонимы встречаются в произведении? Какова их функция?
    5. Как вы понимаете смысл последних двух строк?

     

ЗАДАНИЕ 2. Анализ эпического произведения

Александр Исаевич Солженицын, «Мы-то не умрём!" (1964)

А больше всего мы стали бояться мёртвых и смерти.

Если в какой семье смерть, мы стараемся не писать туда, не ходить: чтó говорить о ней, о смерти, мы не знаем…

Даже стыдным считается называть кладбище как серьезное что-то. На работе не скажешь: «на воскресник я не могу, мне, мол, моих надо навестить на кладбище». Разве это дело – навещать тех, кто есть не просит?

Перевезти покойника из города в город? – блажь какая, никто под это вагона не даст. И по городу их теперь с оркестром не носят, а быстро прокатывают на грузовике.

Когда-то на кладбищах наших по воскресеньям ходили между могил, пели светло и кадили душистым ладаном. Становилось на сердце примиренно, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно. Покойники словно чуть улыбались нам из-под зеленых холмиков: «Ничего!.. Ничего…»

А сейчас, если кладбище держится, то вывеска: «Владельцы могил! Во избежание штрафа убрать прошлогодний мусор!» Но чаще – закатывают их, ровняют бульдозерами – под стадионы, под парки культуры.

А ещё есть такие, кто умер за отечество, – ну, как тебе или мне ещё придется. Этим Церковь наша отводила прежде день – поминовение воинов, на поле брани убиенных. Англия их поминает в День Маков. Все народы отводят день такой – думать о тех, кто погиб за нас.

А за нас-то – за нас больше всего погибло, но дня такого у нас нет. Если на всех погибших оглядываться – кто кирпичи будет класть? В трёх войнах теряли мы мужей, сыновей, женихов – пропадите, постылые, под деревянной крашеной тумбой, не мешайте нам жить! Мы-то ведь никогда не умрём!

1. Сформулируйте идею рассказа Солженицына «Мы-то не умрём!" в 2-3 предложениях.

2. С помощью каких средств передана авторская позиция?

3. Это скорее публицистический или скорее художественный текст? Аргументируйте ответ.

4. Назовите автора и произведение русской литературы, в котором звучит тема памяти, проблема пренебрежительного отношения к сохранению традиций предков?  В чём это произведение можно сопоставить с рассказом Солженицына?